Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер-классу по теме "Средства художественной выразительности"»
Мастер-класс
Средства художественной
выразительности
Актуальность проблемы
- В методической литературе не разработан системный подход при изучении и повторении изобразительно-выразительных средств языка.
- В 5-9 классах ведётся рассредоточенное изучение средств речевой выразительности в связи с изучением художественных произведений на уроках литературы, недостаточно глубокое изучение тропов и стилистических фигур на уроках русского языка в теме «Лексика».
- В 9 - 11 классах на этапе подготовки к ГИА.
Необходимость разработанной системы заданий, направленной на :
- получение знаний об изобразительных средствах языка,
- формирование умений находить и распознавать их в тексте,
- развитие навыков использования их в устной и письменной речи.
Формируемые компетенции
- что такое выразительность речи
- понимать авторский текст
- с помощью каких средств достигается выразительность речи
- различать информативную и выразительную функцию языковых единиц
- какими выразительными возможностями располагает русская фонетика, лексика, фразеология, грамматика
- давать оценку выразительности текста и находить в нем те средства, которые способствуют наиболее точной, яркой, образной передаче автором мыслей и чувств
-что такое тропы речи и каковы их основные виды
- понимать роль избранных автором средств выразительности в тексте
-что такое фигуры речи и каковы их виды.
- правильно идентифицировать и называть фигуры и тропы речи, иные средства выразительности.
Повторение на уровне понятий
- введение понятия (в ряде случаев без термина, а лишь на практическом уровне);
- работа со справочной литературой;
- работа по составлению памятки;
- упражнения на нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств языка;
- тестовые задания;
- работа с моделью-основой;
- работа с графическими символами на узнавание тропов и стилистических фигур;
- работа с заданием, аналогичным заданию в КИМ ОГЭ, ЕГЭ;
- работа с интерактивными тренажерами.
Сорбонка
- Сорбонки можно использовать для запоминания большого массива информации (дат, единиц измерения величин, таблицы умножения, английских слов, падежных вопросов и т.д.).
- Индивидуальная работа: ученик работает самостоятельно и проверяет сам себя.
- Работа в постоянных или сменных парах.
Достоинства применения:
- концентрация внимания на определенных элементах программного материала;
- экономия времени на уроке, посвященному проверке пройденного материала;
- формирование умений самоконтроля, самопроверки и взаимоконтроля;
- формирование навыков, закрепление нового и повторение пройденного материала.
Сфера применения материалов
В 9-11 классах
В 5-8 классах
на уроках русского языка
и литературы (на этапе
знакомства с тропами)
на уроках русского языка и литературы при анализе текстов разных стилей (на этапе повторения)
на уроках русского языка и литературы (на этапе систематизации знаний о языковых средствах русского языка, подготовке к ЕГЭ, ОГЭ)
Повторение на уровне системы понятий
- различные виды анализа лирического произведения;
- «разворачивание», моделирование метафоры;
- создание речевого высказывания, содержащее конкретное средство речевой выразительности;
- творческие диктанты по картинам;
- художественный пересказ текстов с сохранением стиля писателя;
- стилистический эксперимент;
- «наполнение»(расширение) текста с помощью изобразительно-выразительных средств языка.
Алгоритм составления метафоры
1. Берётся объект 1. Про него и будет составлена метафора.
2. У этого объекта выделяется специфическое свойство.
3. Выбирается объект 2 с таким же свойством.
4. Определяется место расположения объекта 1.
5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1.
6. Составить предложение с этими словами.
«Разворачивание» метафоры
Литературные тропы
Всё напрямик
Критик воскликнул,
Ушами похлопав:
Как в учебнике химии.
Ну и стихи!
Где у него
Ни сравнений, ни тропов!
Хоть одна метатеза?
Что это, -
Где она? Где?
Вы извините-
А нужна до зареза!
За автор?
Образов - фигушки!
Спорить напрасно.
Нету синекдох,
То, что безобразно –
Нету метафор.
То безобразно!
Ни аллегории,
Ни метонимии-
Богатство языка - богатство мыслей.
Н.М.Карамзин.
- Я возьму в сою методическую копилку …
- Я ухожу с мастер-класса ….
ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
- 14 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА
- Голосуйте за г. Ставрополь- столицу акции в юбилейный год. ( до 26 декабря на сайте totaldict.ru)