СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к мастер-классу по теме "Средства художественной выразительности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопроводительная презентация мастер-класса.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер-классу по теме "Средства художественной выразительности"»

Мастер-класс Средства художественной выразительности

Мастер-класс

Средства художественной

выразительности

Актуальность проблемы В методической литературе не разработан системный подход при изучении и повторении изобразительно-выразительных средств языка. В 5-9 классах ведётся рассредоточенное изучение средств речевой выразительности в связи с изучением художественных произведений на уроках литературы, недостаточно глубокое изучение тропов и стилистических фигур на уроках русского языка в теме «Лексика».  В 9 - 11 классах на этапе подготовки к ГИА. Необходимость разработанной системы заданий, направленной на : получение знаний об изобразительных средствах языка, формирование умений находить и распознавать их в тексте, развитие навыков использования их в устной и письменной речи.

Актуальность проблемы

  • В методической литературе не разработан системный подход при изучении и повторении изобразительно-выразительных средств языка.
  • В 5-9 классах ведётся рассредоточенное изучение средств речевой выразительности в связи с изучением художественных произведений на уроках литературы, недостаточно глубокое изучение тропов и стилистических фигур на уроках русского языка в теме «Лексика».
  • В 9 - 11 классах на этапе подготовки к ГИА.

Необходимость разработанной системы заданий, направленной на :

  • получение знаний об изобразительных средствах языка,
  • формирование умений находить и распознавать их в тексте,
  • развитие навыков использования их в устной и письменной речи.
Формируемые компетенции Ученик должен знать: Ученик должен уметь: - что такое выразительность речи - понимать авторский текст - с помощью каких средств достигается выразительность речи - различать информативную и выразительную функцию языковых единиц - какими выразительными возможностями располагает русская фонетика, лексика, фразеология, грамматика - давать оценку выразительности текста и находить в нем те средства, которые способствуют наиболее точной, яркой, образной передаче автором мыслей и чувств -что такое тропы речи и каковы их основные виды - понимать роль избранных автором средств выразительности в тексте -что такое фигуры речи и каковы их виды. - правильно идентифицировать и называть фигуры и тропы речи, иные средства выразительности.  

Формируемые компетенции

  • Ученик должен знать:
  • Ученик должен уметь:

- что такое выразительность речи

- понимать авторский текст

- с помощью каких средств достигается выразительность речи

- различать информативную и выразительную функцию языковых единиц

- какими выразительными возможностями располагает русская фонетика, лексика, фразеология, грамматика

- давать оценку выразительности текста и находить в нем те средства, которые способствуют наиболее точной, яркой, образной передаче автором мыслей и чувств

-что такое тропы речи и каковы их основные виды

- понимать роль избранных автором средств выразительности в тексте

-что такое фигуры речи и каковы их виды.

- правильно идентифицировать и называть фигуры и тропы речи, иные средства выразительности.

 

  Повторение на уровне понятий    введение понятия (в ряде случаев без термина, а лишь на практическом уровне);  работа со справочной литературой;  работа по составлению памятки;  упражнения на нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств языка;  тестовые задания;  работа с моделью-основой;  работа с графическими символами на узнавание тропов и стилистических фигур;  работа с заданием, аналогичным заданию в КИМ ОГЭ, ЕГЭ;  работа с интерактивными тренажерами.

Повторение на уровне понятий

  • введение понятия (в ряде случаев без термина, а лишь на практическом уровне);
  • работа со справочной литературой;
  • работа по составлению памятки;
  • упражнения на нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств языка;
  • тестовые задания;
  • работа с моделью-основой;
  • работа с графическими символами на узнавание тропов и стилистических фигур;
  • работа с заданием, аналогичным заданию в КИМ ОГЭ, ЕГЭ;
  • работа с интерактивными тренажерами.
Сорбонка Сорбонки можно использовать для запоминания большого массива информации (дат, единиц измерения величин, таблицы умножения, английских слов, падежных вопросов и т.д.). Индивидуальная работа: ученик работает самостоятельно и проверяет сам себя. Работа в постоянных или сменных парах. Достоинства применения: концентрация внимания на определенных элементах программного материала; экономия времени на уроке, посвященному проверке пройденного материала; формирование умений самоконтроля, самопроверки и взаимоконтроля; формирование навыков, закрепление нового и повторение пройденного материала.

Сорбонка

  • Сорбонки можно использовать для запоминания большого массива информации (дат, единиц измерения величин, таблицы умножения, английских слов, падежных вопросов и т.д.).
  • Индивидуальная работа: ученик работает самостоятельно и проверяет сам себя.
  • Работа в постоянных или сменных парах.

Достоинства применения:

  • концентрация внимания на определенных элементах программного материала;
  • экономия времени на уроке, посвященному проверке пройденного материала;
  • формирование умений самоконтроля, самопроверки и взаимоконтроля;
  • формирование навыков, закрепление нового и повторение пройденного материала.
Сфера применения материалов В 9-11 классах В 5-8 классах на уроках русского языка и литературы (на этапе знакомства с тропами) на уроках русского языка и литературы при анализе текстов разных стилей (на этапе повторения) на уроках русского языка и литературы (на этапе систематизации знаний о языковых средствах русского языка, подготовке к ЕГЭ, ОГЭ)

Сфера применения материалов

В 9-11 классах

В 5-8 классах

на уроках русского языка

и литературы (на этапе

знакомства с тропами)

на уроках русского языка и литературы при анализе текстов разных стилей (на этапе повторения)

на уроках русского языка и литературы (на этапе систематизации знаний о языковых средствах русского языка, подготовке к ЕГЭ, ОГЭ)

Повторение на уровне  системы понятий  различные виды анализа лирического произведения;  «разворачивание», моделирование метафоры;  создание речевого высказывания, содержащее конкретное средство речевой выразительности;  творческие диктанты по картинам;  художественный пересказ текстов с сохранением стиля писателя;  стилистический эксперимент;  «наполнение»(расширение) текста с помощью изобразительно-выразительных средств языка.

Повторение на уровне системы понятий

  • различные виды анализа лирического произведения;
  • «разворачивание», моделирование метафоры;
  • создание речевого высказывания, содержащее конкретное средство речевой выразительности;
  • творческие диктанты по картинам;
  • художественный пересказ текстов с сохранением стиля писателя;
  • стилистический эксперимент;
  • «наполнение»(расширение) текста с помощью изобразительно-выразительных средств языка.
 Алгоритм составления метафоры   1.  Берётся объект 1. Про него и будет составлена метафора. 2.  У этого объекта выделяется специфическое свойство. 3.  Выбирается объект 2 с таким же свойством. 4.  Определяется место расположения объекта 1. 5.  Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1. 6.  Составить предложение с этими словами.

Алгоритм составления метафоры

1. Берётся объект 1. Про него и будет составлена метафора.

2. У этого объекта выделяется специфическое свойство.

3. Выбирается объект 2 с таким же свойством.

4. Определяется место расположения объекта 1.

5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1.

6. Составить предложение с этими словами.

«Разворачивание» метафоры

«Разворачивание» метафоры

Литературные тропы   Всё напрямик Критик воскликнул, Ушами похлопав: Как в учебнике химии. Ну и стихи! Где у него Ни сравнений, ни тропов! Хоть одна метатеза? Что это, - Где она? Где? Вы извините- А нужна до зареза! За автор? Образов - фигушки! Спорить напрасно. Нету синекдох, То, что безобразно – Нету метафор. То безобразно! Ни аллегории, Ни метонимии- Б.Заходер

Литературные тропы

Всё напрямик

Критик воскликнул,

Ушами похлопав:

Как в учебнике химии.

Ну и стихи!

Где у него

Ни сравнений, ни тропов!

Хоть одна метатеза?

Что это, -

Где она? Где?

Вы извините-

А нужна до зареза!

За автор?

Образов - фигушки!

Спорить напрасно.

Нету синекдох,

То, что безобразно –

Нету метафор.

То безобразно!

Ни аллегории,

Ни метонимии-

  • Б.Заходер
Богатство языка - богатство мыслей.  Н.М.Карамзин.

Богатство языка - богатство мыслей.

Н.М.Карамзин.

Я возьму в сою методическую копилку … Я ухожу с мастер-класса ….
  • Я возьму в сою методическую копилку …
  • Я ухожу с мастер-класса ….
ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 14 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА Голосуйте за г. Ставрополь- столицу акции в юбилейный год. ( до 26 декабря на сайте totaldict.ru)

ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

  • 14 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА
  • Голосуйте за г. Ставрополь- столицу акции в юбилейный год. ( до 26 декабря на сайте totaldict.ru)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!