Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей
Моделирующая деятельность
- Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью . (Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью).
- Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.
Создание и использование моделей в ДОУ
- Календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
- Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.
Классификация календарей природы
Календарь наблюдений за сезонными
явлениями природы - отражает состояние
природы (неживой, растительного и животного
мира) в ту неделю, когда происходят
ежедневные наблюдения.
Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ - фиксация изменений растущих растений и животных.
Организация зимней подкормки. Календарь наблюдений за птицами
Предметное моделирование различных объектов природы
- Модели, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы.
- Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения.
- Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир.
- Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.
Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей
- Демонстрационные учебные картины;
- Раздаточные картинки;
- Слайды;
- Диафильмы;
- Репродукции и видеофильмы
- Наглядные пособия;
- Фотографии;
- Вырезки из календарей и журналов;
- Репродукции произведений известных художников
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников
Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин), в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра .
Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина), в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра .
Игра - ведущая деятельность дошкольника
Теоретическая база
Авторы
Природа игры и закономерности ее развития
Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин
Игровая деятельность в детском саду
Л.Я Комарова,
Л.П. Молодова
Дидактические игры в детском саду
В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.А. Смоленцева,
Е.И. Удальцова
Сюжетно - ролевая игра
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Ф.И. Фрадкина и др.
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С.Макаренко, Д.В.Менджерицкая и др
Игра – ведущая деятельность дошкольников
Определение
Автор
Игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития
Д.Б. Эльконин
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить .
А.М. Горький
Игра– это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности.
А. В. Запорожец
Д.Б.Эльконин под игрой понимает сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.
Игра - ведущая деятельность дошкольника
Дидактическая игра используется для решения различных учебных задач:
- формирования навыков умственной деятельности
- умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях
Дидактическая игра:
- форма организации обучения
- метод закрепления знаний
- средство воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств
Исследователями Е.И. Удальцовой , В.Н.Аванесовой, А.К. Бондаренко, А.П. Усовой и др. установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач.
Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.
Классификация игр (С.Л. Новоселовой)
- игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые);
- игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.
Анализ игр, рекомендуемых для детских садов, показывает, что они чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. С.Л.Новоселова классифицирует игры на игры, возникающие по инициативе ребенка – самостоятельные, это – театрализованные, сюжетно –ролевые; игры, возникающие по инициативе взрослого- организованные игры, к ним автор относит дидактические, подвижные и досуговые игры. И игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные игры.
Игровые обучающие ситуации (по И.А.Комаровой)
Исследования И.А Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений.
Различают три типа ИОС: с использованием игрушек –аналогов, кукол, персонажей известных сказок, игры - путешествия
Игры с правилами ( по Н.А.Коротковой)
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, но и другие. Важное значение среди них имеют игры с правилами, к которым Н.А.Короткова относит: подвижные, сюжетно – подвижные и дидактические игры.
Классификация дидактических игр
В экологическом воспитании игры с правилами занимают важное место в общей системе, они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Играют большую роль в развитии умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать Среди игр с правилами более других исследованы дидактические игры: это игры с предметами, настольно – печатные, словесные игры.
Структура дидактической игры (по А.К Бондаренко)
А.К.Бондаренко подчеркивает, что дидактическая игра может рассматриваться как метод обучения, как форма организации обучения. Она является самостоятельной игровой деятельностью и оказывает всестороннее влияние на развитие личности ребенка. Исследователь выделяет структуру игры: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия.
Игра как средство экологического воспитания дошкольников
В экологическом воспитании дидактические игры применяют для ознакомления с многообразием растительного и животного мира, для ознакомления с явлениями природы и для формирования нравственного отношения к природе.
Вид игры
Значение
подвижные игры экологического
содержания
Примеры
подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе
дидактические игры с предметами
«Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса»
уточняют представления о свойствах и качествах объектов природы, развивают наблюдательность, внимание, память
настольно-печатные игры
словесные игры
направлены на уточнение, систематизацию и классификацию знаний о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы
«Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус»
«Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом»
закрепляются знания о природе, развивается внимание, сообразительность, связная речь, быстрота реакции;
творческие игры
«Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое»
обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.
строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые
Важную роль в воспитании экологической культуры дошкольников воспитатели детского сада отводят использованию на занятиях экологических дидактических игр. Ими собрат, систематизирован банк дидактических игр.
Дидактическая игра «Пищевая цепочка водоёма»
Цель: закрепить знания детей о пищевых связях водоема.
Правила игры: воспитатель детям предлагает карточки с изображениями обитателей водоёма и просит детей выложить кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки.
Большой интерес вызывают дидактические игры, целью которых является закрепление знаний о пищевых связях в экосистемах: водоеме
Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу»
Цель : закрепить знания о пищевых цепочках в лесу.
Правила игры : воспитатель детям предлагает карточки с изображениями растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки.
лесу
Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу»
- Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
- Правила игры: д етям раздаются карточки с изображением обитателей луга. Дети, раскладывают, кто кем питается.
На лугу
Дидактическая игра «Экологическая сказка»
Цель : научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки.
Важное значение для реализации задач экологического воспитания играют дидактическая игра «Экологическая сказка», цель которой научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки.
Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?
- Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов;
- Но занятия не должны быть приоритетной формой работы с детьми;
- Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Типы занятий
- Первично - ознакомительный тип занятий
- Обобщающий тип занятия
- Углубленно - познавательный тип занятия
Первично-ознакомительный тип занятий
- Отводится значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека ;
- Посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения;
- Главный компонент - различные демонстрационные и учебные пособия;
- Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы.
- На занятиях дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.
- Обучение детей осуществляется через рассматривание картин и беседу (чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя).
Младшие дошкольники
- воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом;
- задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине;
- речь воспитателя - пояснение, короткий эмоциональный рассказ - преобладает над речью детей;
- слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями, звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных.
Среднее дошкольники
- воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи;
- разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки;
- на занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.
Старшие дошкольники
- со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее;
- дети рассматривают картины природы, далекие от их опыта;
- рассматривают одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений;
- в середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, являющиеся ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.
Обобщающий тип занятий
- позволяют интенсивно развивать интеллект детей умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения;
- развивают речь и абстрактное мышление дошкольников.
Углубленно-познавательный тип занятия
- Строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе.
- На занятиях педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу.
Комплексные занятия
- это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности;
- занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
- организуются на самые разные темы (например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю.Тувима в переводе С.Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранять, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки);
- они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.
- Походы и экскурсии на природу, по экологической тропе
- Природоохранные акции
- Экологические праздники и досуги
Экскурсии как средство экологического воспитания
Были выделены этапы экскурсионной работы, целевые установки каждого из них, методы и приемы работы с детьми.
Основная цель подготовительного этапа – проектирование задач предстоящей экскурсии. С детьми проводится подготовительная беседа, включающая задания, содержащие проблемный вопрос, стимулирующий активное познавательное отношение дошкольников к природным объектам. Например, «Почему деревья не падают?», «Где птички находят воду?» и т.п. В беседах также используются ситуации, пробуждающие гуманные чувства: детям предлагается подумать, о чем может рассказать сломанная веточка или летающая паутинка, почему деревья обижаются и как сохранить зеленый покров земли и др.
Для успешной реализации данного этапа используется следующие формы и методы работы: наблюдение, о время которых активизируется спектр внешних органов чувств, способствующих познанию новых качественных характеристик природных объектов. Большое значение придается активному использованию педагогами художественного слова, музыкального материала в целях усиления эмоционального восприятия объекта, элементы эвристических бесед: загадки, логические задачи с экологическим содержанием и пр.
Моделирование направленно на обобщение представлений детей о животных, строение растений и сезонных изменениях в природе, установление причинно-следственных связей и зависимостей, существующих в природе (изменение внешнего строения растений в зависимости от погодных условий, иерархия расположения растений в «этажах» парка и водоема и т.д. Активно используются игры- тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики
Цель основного этапа – проведение экскурсий – обобщение, уточнение, систематизация представлений об объектах природы. Каждая экскурсия включает в себя следующие ритуалы:
- общее приветствие природных объектов;
- обращение каждого ребенка к выбранному им природному объекту;
- прощание с ними.
Во время данного этапа дети наблюдают за природными объектами. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке?» и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросит у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т.д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая « этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.
Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, ориентированы на представление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношения к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др.
Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно с взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.
Важно, чтобы педагог создал благоприятные условия для выбора ребенком любимого объекта и обеспечил возможность пообщаться с ним. Чтобы такое общение было полноценным, целесообразно использовать индивидуальные карточки-задания, помогающие дошкольнику выразить свои чувства, высказать добрые слова, оказать экологическую помощь и т. д.
Игры-тренинги на данном этапе акцентируют внимание на передаче детьми своего эмоционального состояния от встречи с природными объектами. С помощью жестов и мимики дошкольники передают различное эмоциональное состояние, ассоциируя его с состоянием цветка, кустарника, дерева, что помогает сформировать гуманное отношение к окружающему миру природы.
Главная цель заключительного этапа – подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природу. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки мог бы поведать им старый дуб. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.
Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.
Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их «жизни»в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.
Как показывает опыт, целесообразной экскурсионная работа будет, если соблюдается общедидактический принцип систематичности и последовательности. С этой целью был разработан перспективный план экскурсий на природу
При планирование данной работы была поставлена задача, чтобы каждая экскурсия обеспечивала детям первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы. Повторные экскурсии проводятся только тогда, когда в наблюдаемых объектах проходят заметные изменения. Каждый месяц дети приходят вместе с воспитателем в парк или отправляются к водоему. В зависимости от времени года педагог обращает внимание дошкольников на то, что происходит с природными объектами.
Экологическая тропа –
специально оборудованная
в образовательных целях
природная территория,
на которой создаются
условия для выполнения системы заданий,
организующих и направляющих деятельность
воспитанников в природном окружении.
(Н.Б.Степина)
Новой и интересной формой работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы.
Экологическая тропа создается на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. общая протяженность ее небольшая, основная часть объектов создается специально, что позволяет учитывать возрастные возможности детей. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется план участка детского сада с нанесением всех построек. Затем выявляются свободные места, на которых можно оборудовать новые объекты. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Так создается карта – схема экологической тропы, – обязательный атрибут экологической тропы, она может использоваться как демонстрационный материал в работе. Кроме перечисленных объектов растительного мира на экологической тропе необходимо иметь объекты животного мира.
Экологический театр
С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. В организации этого экологического пространства большую помощь могут оказать родители в изготовлении атрибутов, декораций, пошиве костюмов. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок.
Система экологического воспитания в детском саду
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
- Задача - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
- Ведущим фактором в интеллектуальном развитии является конкретный образ предмета, действия с ним, поэтому ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.
- Важную роль играют практические моделирующие действия;
- Воспитатель вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, поэтому педагог отбирает для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами);
• ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря и одеванием картонной куклы;
• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
• проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом;
• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
• проведение экологических занятий один раз в две недели;
• проведение экологических досугов.
Экологическое воспитание детей средней группы
- Дети увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.
- Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно - ролевой игры, большой интерес детей к ней.
Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
- циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке);
- ежемесячные наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
- совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
- подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
- «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре (развивается наблюдательность,способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.
- чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору (это позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков);
- чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита - приобщать детей к пониманию ценности здоровья;
- еженедельное проведение экологических занятий, дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые;
- на занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;
- проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.
Экологическое воспитание детей старшей группы
- Дети овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми.
- Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными - память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление.
- Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения.
- Технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Экологическое воспитание детей подготовительной группы
- Большое значение имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа.
- Не менее важны комплексные занятия, на которых организуются выставки произведений искусства - воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную в различных произведениях.
- В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы - экскурсии и походы в лес, на луг, водоем.
- Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.
Диагностика экологической воспитанности дошкольников
Экологическое воспитание дошкольников предполагает:
- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к живой природе;
- во-вторых, ознакомление детей с природой;
Диагностику экологической воспитанности
дошкольников необходимо проводить с учетом их
возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний;
- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.