СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к лекции "Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лекции "Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции "Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников"»

Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей

Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей

Моделирующая деятельность Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью . (Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью).  Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.

Моделирующая деятельность

  • Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью . (Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью). 
  • Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.
Создание и использование моделей в ДОУ Календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.

Создание и использование моделей в ДОУ

  • Календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
  • Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.
Классификация календарей природы Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы - отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ - фиксация изменений растущих растений и животных. Организация зимней подкормки. Календарь наблюдений за птицами

Классификация календарей природы

Календарь наблюдений за сезонными

явлениями природы - отражает состояние

природы (неживой, растительного и животного

мира) в ту неделю, когда происходят

ежедневные наблюдения.

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ - фиксация изменений растущих растений и животных.

Организация зимней подкормки. Календарь наблюдений за птицами

Предметное моделирование различных объектов природы Модели, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир.  Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

Предметное моделирование различных объектов природы

  • Модели, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы.
  • Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения.
  • Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. 
  • Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.
Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей Демонстрационные учебные картины; Раздаточные картинки; Слайды; Диафильмы; Репродукции и видеофильмы Наглядные пособия; Фотографии; Вырезки из календарей и журналов; Репродукции произведений известных художников

Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей

  • Демонстрационные учебные картины;
  • Раздаточные картинки;
  • Слайды;
  • Диафильмы;
  • Репродукции и видеофильмы
  • Наглядные пособия;
  • Фотографии;
  • Вырезки из календарей и журналов;
  • Репродукции произведений известных художников
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников  Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин), в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра . Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина), в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра .

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников

Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин), в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра .

Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина), в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра .

Игра - ведущая деятельность дошкольника  Теоретическая база Авторы Природа игры и закономерности ее развития Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин Игровая деятельность в детском саду Л.Я Комарова, Л.П. Молодова Дидактические игры в детском саду В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.А. Смоленцева, Е.И. Удальцова Сюжетно - ролевая игра  Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Ф.И. Фрадкина и др. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С.Макаренко, Д.В.Менджерицкая и др

Игра - ведущая деятельность дошкольника

Теоретическая база

Авторы

Природа игры и закономерности ее развития

Л.С. Выготский,

А.В. Запорожец,

А.Н. Леонтьев,

Д.Б. Эльконин

Игровая деятельность в детском саду

Л.Я Комарова,

Л.П. Молодова

Дидактические игры в детском саду

В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.А. Смоленцева,

Е.И. Удальцова

Сюжетно - ролевая игра

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Ф.И. Фрадкина и др.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С.Макаренко, Д.В.Менджерицкая и др

Игра – ведущая деятельность дошкольников Определение Автор Игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития Д.Б. Эльконин Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить . А.М. Горький Игра– это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. А. В. Запорожец Д.Б.Эльконин под игрой понимает сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.

Игра – ведущая деятельность дошкольников

Определение

Автор

Игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития

Д.Б. Эльконин

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить .

А.М. Горький

Игра– это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности.

А. В. Запорожец

Д.Б.Эльконин под игрой понимает сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.

Игра - ведущая деятельность дошкольника  Дидактическая игра используется для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях  Дидактическая игра:  форма организации обучения  метод закрепления знаний  средство воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств Исследователями Е.И. Удальцовой , В.Н.Аванесовой, А.К. Бондаренко, А.П. Усовой и др. установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

Игра - ведущая деятельность дошкольника

Дидактическая игра используется для решения различных учебных задач:

  • формирования навыков умственной деятельности
  • умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях

Дидактическая игра:

  • форма организации обучения
  • метод закрепления знаний
  • средство воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств

Исследователями Е.И. Удальцовой , В.Н.Аванесовой, А.К. Бондаренко, А.П. Усовой и др. установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач.

Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

Классификация игр (С.Л. Новоселовой) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые); игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые); игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры. Анализ игр, рекомендуемых для детских садов, показывает, что они чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. С.Л.Новоселова классифицирует игры на игры, возникающие по инициативе ребенка – самостоятельные, это – театрализованные, сюжетно –ролевые; игры, возникающие по инициативе взрослого- организованные игры, к ним автор относит дидактические, подвижные и досуговые игры. И игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные игры.

Классификация игр (С.Л. Новоселовой)

  • игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые);
  • игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.

Анализ игр, рекомендуемых для детских садов, показывает, что они чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. С.Л.Новоселова классифицирует игры на игры, возникающие по инициативе ребенка – самостоятельные, это – театрализованные, сюжетно –ролевые; игры, возникающие по инициативе взрослого- организованные игры, к ним автор относит дидактические, подвижные и досуговые игры. И игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные игры.

Игровые обучающие ситуации (по И.А.Комаровой) Исследования И.А Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Различают три типа ИОС: с использованием игрушек –аналогов, кукол, персонажей известных сказок, игры - путешествия

Игровые обучающие ситуации (по И.А.Комаровой)

Исследования И.А Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений.

Различают три типа ИОС: с использованием игрушек –аналогов, кукол, персонажей известных сказок, игры - путешествия

Игры с правилами ( по Н.А.Коротковой) В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, но и другие. Важное значение среди них имеют игры с правилами, к которым Н.А.Короткова относит: подвижные, сюжетно – подвижные и дидактические игры.

Игры с правилами ( по Н.А.Коротковой)

В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, но и другие. Важное значение среди них имеют игры с правилами, к которым Н.А.Короткова относит: подвижные, сюжетно – подвижные и дидактические игры.

Классификация дидактических игр В экологическом воспитании игры с правилами занимают важное место в общей системе, они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Играют большую роль в развитии умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать Среди игр с правилами более других исследованы дидактические игры: это игры с предметами, настольно – печатные, словесные игры.

Классификация дидактических игр

В экологическом воспитании игры с правилами занимают важное место в общей системе, они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Играют большую роль в развитии умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать Среди игр с правилами более других исследованы дидактические игры: это игры с предметами, настольно – печатные, словесные игры.

Структура дидактической игры  (по А.К Бондаренко) А.К.Бондаренко подчеркивает, что дидактическая игра может рассматриваться как метод обучения, как форма организации обучения. Она является самостоятельной игровой деятельностью и оказывает всестороннее влияние на развитие личности ребенка. Исследователь выделяет структуру игры: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия.

Структура дидактической игры (по А.К Бондаренко)

А.К.Бондаренко подчеркивает, что дидактическая игра может рассматриваться как метод обучения, как форма организации обучения. Она является самостоятельной игровой деятельностью и оказывает всестороннее влияние на развитие личности ребенка. Исследователь выделяет структуру игры: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия.

Игра как средство экологического воспитания дошкольников В экологическом воспитании дидактические игры применяют для ознакомления с многообразием растительного и животного мира, для ознакомления с явлениями природы и для формирования нравственного отношения к природе.

Игра как средство экологического воспитания дошкольников

В экологическом воспитании дидактические игры применяют для ознакомления с многообразием растительного и животного мира, для ознакомления с явлениями природы и для формирования нравственного отношения к природе.

Вид игры

Значение

подвижные игры экологического

содержания

Примеры

подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе

дидактические игры с предметами

«Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса»

уточняют представления о свойствах и качествах объектов природы, развивают наблюдательность, внимание, память

настольно-печатные игры

словесные игры

направлены на уточнение, систематизацию и классификацию знаний о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы

«Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус»

«Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом»

закрепляются знания о природе, развивается внимание, сообразительность, связная речь, быстрота реакции;

творческие игры

«Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое»

обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые

Важную роль в воспитании экологической культуры дошкольников воспитатели детского сада отводят использованию на занятиях экологических дидактических игр. Ими собрат, систематизирован банк дидактических игр.

Дидактическая игра «Пищевая цепочка водоёма» Цель: закрепить знания детей о пищевых связях водоема. Правила игры: воспитатель детям предлагает карточки с изображениями обитателей водоёма и просит детей выложить кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки. Большой интерес вызывают дидактические игры, целью которых является закрепление знаний о пищевых связях в экосистемах: водоеме

Дидактическая игра «Пищевая цепочка водоёма»

Цель: закрепить знания детей о пищевых связях водоема.

Правила игры: воспитатель детям предлагает карточки с изображениями обитателей водоёма и просит детей выложить кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки.

Большой интерес вызывают дидактические игры, целью которых является закрепление знаний о пищевых связях в экосистемах: водоеме

Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу» Цель : закрепить знания о пищевых цепочках в лесу. Правила  игры : воспитатель детям предлагает карточки с изображениями растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки. лесу

Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу»

Цель : закрепить знания о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры : воспитатель детям предлагает карточки с изображениями растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки.

лесу

Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу» Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу. Правила игры: д етям раздаются карточки с изображением обитателей луга. Дети, раскладывают, кто кем питается.  На лугу

Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу»

  • Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
  • Правила игры: д етям раздаются карточки с изображением обитателей луга. Дети, раскладывают, кто кем питается.

На лугу

Дидактическая игра «Экологическая сказка»  Цель : научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки. Важное значение для реализации задач экологического воспитания играют дидактическая игра «Экологическая сказка», цель которой научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки.

Дидактическая игра «Экологическая сказка»

Цель : научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки.

Важное значение для реализации задач экологического воспитания играют дидактическая игра «Экологическая сказка», цель которой научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки.

Как быть с занятиями?  Остается ли расписание занятий? Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов; Но занятия не должны быть приоритетной формой работы с детьми; Образовательные задачи должны решаться  и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей.

Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?

  • Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов;
  • Но занятия не должны быть приоритетной формой работы с детьми;
  • Образовательные задачи должны решаться  и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей.
Типы занятий Первично - ознакомительный тип занятий Обобщающий тип занятия Углубленно - познавательный тип занятия

Типы занятий

  • Первично - ознакомительный тип занятий
  • Обобщающий тип занятия
  • Углубленно - познавательный тип занятия
Первично-ознакомительный тип занятий Отводится значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека ; Посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения; Главный компонент - различные демонстрационные и учебные пособия; Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Обучение детей осуществляется через рассматривание картин и беседу (чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя).

Первично-ознакомительный тип занятий

  • Отводится значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека ;
  • Посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения;
  • Главный компонент - различные демонстрационные и учебные пособия;
  • Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы.
  • На занятиях дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.
  • Обучение детей осуществляется через рассматривание картин и беседу (чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя).
Младшие дошкольники воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом; задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине; речь воспитателя - пояснение, короткий эмоциональный рассказ - преобладает над речью детей; слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями, звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных.

Младшие дошкольники

  • воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом;
  • задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине;
  • речь воспитателя - пояснение, короткий эмоциональный рассказ - преобладает над речью детей;
  • слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями, звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных.
Среднее дошкольники  воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи;  разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки;  на занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.

Среднее дошкольники

  • воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи;
  • разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки;
  • на занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.
Старшие дошкольники со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее; дети рассматривают картины природы, далекие от их опыта; рассматривают одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений; в середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, являющиеся ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.

Старшие дошкольники

  • со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее;
  • дети рассматривают картины природы, далекие от их опыта;
  • рассматривают одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений;
  • в середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, являющиеся ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.
Обобщающий тип занятий позволяют интенсивно развивать интеллект детей умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения; развивают речь и абстрактное мышление дошкольников.

Обобщающий тип занятий

  • позволяют интенсивно развивать интеллект детей умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения;
  • развивают речь и абстрактное мышление дошкольников.
Углубленно-познавательный  тип занятия Строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. На занятиях педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу.

Углубленно-познавательный тип занятия

  • Строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе.
  • На занятиях педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу.
Комплексные занятия это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности; занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. организуются на самые разные темы (например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю.Тувима в переводе С.Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранять, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки); они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.

Комплексные занятия

  • это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности;
  • занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
  • организуются на самые разные темы (например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю.Тувима в переводе С.Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранять, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки);
  • они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.
Походы и экскурсии на природу, по экологической тропе Природоохранные акции Экологические праздники и досуги
  • Походы и экскурсии на природу, по экологической тропе
  • Природоохранные акции
  • Экологические праздники и досуги

Экскурсии как средство экологического воспитания

Были выделены этапы экскурсионной работы, целевые установки каждого из них, методы и приемы работы с детьми.

Основная цель подготовительного этапа – проектирование задач предстоящей экскурсии. С детьми проводится подготовительная беседа, включающая задания, содержащие проблемный вопрос, стимулирующий активное познавательное отношение дошкольников к природным объектам. Например, «Почему деревья не падают?», «Где птички находят воду?» и т.п. В беседах также используются ситуации, пробуждающие гуманные чувства: детям предлагается подумать, о чем может рассказать сломанная веточка или летающая паутинка, почему деревья обижаются и как сохранить зеленый покров земли и др.

Для успешной реализации данного этапа используется следующие формы и методы работы: наблюдение, о время которых активизируется спектр внешних органов чувств, способствующих познанию новых качественных характеристик природных объектов. Большое значение придается активному использованию педагогами художественного слова, музыкального материала в целях усиления эмоционального восприятия объекта, элементы эвристических бесед: загадки, логические задачи с экологическим содержанием и пр.

Моделирование направленно на обобщение представлений детей о животных, строение растений и сезонных изменениях в природе, установление причинно-следственных связей и зависимостей, существующих в природе (изменение внешнего строения растений в зависимости от погодных условий, иерархия расположения растений в «этажах» парка и водоема и т.д. Активно используются игры- тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики

Цель основного этапа – проведение экскурсий – обобщение, уточнение, систематизация представлений об объектах природы. Каждая экскурсия включает в себя следующие ритуалы:

- общее приветствие природных объектов;

- обращение каждого ребенка к выбранному им природному объекту;

- прощание с ними.

Во время данного этапа дети наблюдают за природными объектами. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке?» и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросит у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т.д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая « этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, ориентированы на представление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношения к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно с взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Важно, чтобы педагог создал благоприятные условия для выбора ребенком любимого объекта и обеспечил возможность пообщаться с ним. Чтобы такое общение было полноценным, целесообразно использовать индивидуальные карточки-задания, помогающие дошкольнику выразить свои чувства, высказать добрые слова, оказать экологическую помощь и т. д.

Игры-тренинги на данном этапе акцентируют внимание на передаче детьми своего эмоционального состояния от встречи с природными объектами. С помощью жестов и мимики дошкольники передают различное эмоциональное состояние, ассоциируя его с состоянием цветка, кустарника, дерева, что помогает сформировать гуманное отношение к окружающему миру природы.

Главная цель заключительного этапа – подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природу. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки мог бы поведать им старый дуб. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.

Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.

Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их «жизни»в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

 Как показывает опыт, целесообразной экскурсионная работа будет, если соблюдается общедидактический принцип систематичности и последовательности. С этой целью был разработан перспективный план экскурсий на природу При планирование данной работы была поставлена задача, чтобы каждая экскурсия обеспечивала детям первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы. Повторные экскурсии проводятся только тогда, когда в наблюдаемых объектах проходят заметные изменения. Каждый месяц дети приходят вместе с воспитателем в парк или отправляются к водоему. В зависимости от времени года педагог обращает внимание дошкольников на то, что происходит с природными объектами.

Как показывает опыт, целесообразной экскурсионная работа будет, если соблюдается общедидактический принцип систематичности и последовательности. С этой целью был разработан перспективный план экскурсий на природу

При планирование данной работы была поставлена задача, чтобы каждая экскурсия обеспечивала детям первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы. Повторные экскурсии проводятся только тогда, когда в наблюдаемых объектах проходят заметные изменения. Каждый месяц дети приходят вместе с воспитателем в парк или отправляются к водоему. В зависимости от времени года педагог обращает внимание дошкольников на то, что происходит с природными объектами.

Экологическая тропа

специально оборудованная

в образовательных целях

природная территория,

на которой создаются

условия для выполнения системы заданий,

организующих и направляющих деятельность

воспитанников в природном окружении.

(Н.Б.Степина)

Новой и интересной формой работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы.

Экологическая тропа создается на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. общая протяженность ее небольшая, основная часть объектов создается специально, что позволяет учитывать возрастные возможности детей. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется план участка детского сада с нанесением всех построек. Затем выявляются свободные места, на которых можно оборудовать новые объекты. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Так создается карта – схема экологической тропы, – обязательный атрибут экологической тропы, она может использоваться как демонстрационный материал в работе. Кроме перечисленных объектов растительного мира на экологической тропе необходимо иметь объекты животного мира.

Экологический театр С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. В организации этого экологического пространства большую помощь могут оказать родители в изготовлении атрибутов, декораций, пошиве костюмов. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок.

Экологический театр

С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. В организации этого экологического пространства большую помощь могут оказать родители в изготовлении атрибутов, декораций, пошиве костюмов. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок.

Система экологического воспитания  в детском саду

Система экологического воспитания в детском саду

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Задача - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни. Ведущим фактором в интеллектуальном развитии является конкретный образ предмета, действия с ним, поэтому ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Важную роль играют практические моделирующие действия; Воспитатель вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, поэтому педагог отбирает для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

  • Задача - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
  • Ведущим фактором в интеллектуальном развитии является конкретный образ предмета, действия с ним, поэтому ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.
  • Важную роль играют практические моделирующие действия;
  • Воспитатель вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, поэтому педагог отбирает для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами);

• ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря и одеванием картонной куклы;

• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

• проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом;

• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

• проведение экологических занятий один раз в две недели;

• проведение экологических досугов.

Экологическое воспитание детей средней группы Дети увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно - ролевой игры, большой интерес детей к ней.

Экологическое воспитание детей средней группы

  • Дети увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.
  • Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно - ролевой игры, большой интерес детей к ней.

Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

  • циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке);
  • ежемесячные наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
  • совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
  • подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
  • «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре (развивается наблюдательность,способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.
  • чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору (это позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков);
  • чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита - приобщать детей к пониманию ценности здоровья;
  • еженедельное проведение экологических занятий, дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые;
  • на занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;
  • проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.
Экологическое воспитание детей старшей группы Дети овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными - память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Экологическое воспитание детей старшей группы

  • Дети овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми.
  • Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными - память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление.
  • Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения.
  • Технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Экологическое воспитание детей подготовительной группы Большое значение имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа. Не менее важны комплексные занятия, на которых организуются выставки произведений искусства - воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную в различных произведениях. В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы - экскурсии и походы в лес, на луг, водоем. Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.

Экологическое воспитание детей подготовительной группы

  • Большое значение имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа.
  • Не менее важны комплексные занятия, на которых организуются выставки произведений искусства - воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную в различных произведениях.
  • В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы - экскурсии и походы в лес, на луг, водоем.
  • Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.
Диагностика экологической воспитанности дошкольников Экологическое воспитание дошкольников предполагает: во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к живой природе; во-вторых, ознакомление детей с природой; Диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний; экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Диагностика экологической воспитанности дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников предполагает:

  • во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к живой природе;
  • во-вторых, ознакомление детей с природой;

Диагностику экологической воспитанности

дошкольников необходимо проводить с учетом их

возрастных особенностей по двум направлениям:

  • формирование экологических знаний;
  • экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!