СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».Композиция романа, жанр"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по литературе на тему "История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Композиция романа, жанр" для студентов первого курса педагогических специальностей. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».Композиция романа, жанр"»

Тема: История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» ( 1862) .  Композиция романа. Щербакова Лилия Владимировна, преподаватель русского языка и литературы.

Тема: История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» ( 1862) . Композиция романа.

Щербакова Лилия Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы.

Эпиграф «Отцы и дети» -едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе.   П. Вайль, А. Генис.

Эпиграф

«Отцы и дети»

-едва ли не самая шумная

и скандальная книга

в русской литературе.

П. Вайль, А. Генис.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:   Действительно ли роман  «Отцы и дети» И.С. Тургенева  является скандальным произведением   XIX века?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Действительно ли роман

«Отцы и дети» И.С. Тургенева

является скандальным произведением

XIX века?

Время создания романа характеризуется расколом в обществе, политической борьбой, уходом с арены «отцов» - их нежелание уступать «детям» своё место. Это время ожидания реформ.
  • Время создания романа характеризуется расколом в обществе, политической борьбой, уходом с арены «отцов» - их нежелание уступать «детям» своё место. Это время ожидания реформ.
 Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума»

А.С. Грибоедова.

Историческая обстановка создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» говорит о том, что роману было предопределено сыграть серьёзную роль в жизни общества. Он не смог бы примирить общественных разногласий, но каждый читатель находил в нём ответы на свои вопросы. Правда вопросы были одинаковые, а ответы разные.
  • Историческая обстановка создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» говорит о том, что роману было предопределено сыграть серьёзную роль в жизни общества. Он не смог бы примирить общественных разногласий, но каждый читатель находил в нём ответы на свои вопросы. Правда вопросы были одинаковые, а ответы разные.
  • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений», - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».
«Ну и досталось же ему за Базарова...» Ф.М.Достоевский Роман был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник». И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.  Он вызвал такую бурю, какую не вызывала ещё ни одна книга

«Ну и досталось же ему за Базарова...» Ф.М.Достоевский

  • Роман был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник». И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.
  • Он вызвал такую бурю, какую не вызывала ещё ни одна книга
«Воздух эпохи» Время написания романа – 1861 год Время действия – 1855-1861 – время, сложное для России; Правление Александра II - стремление к образованию различных  слоёв населения Меняются вековые устои России

«Воздух эпохи»

Время написания

романа – 1861 год

Время действия –

1855-1861 – время,

сложное для России;

Правление

Александра II

- стремление

к образованию различных

слоёв населения

Меняются

вековые устои

России

Писатель - провидец  Тургенев с присущей ему социальной остротой уловил и развернул основной конфликт кризисной, революционной эпохи – бескомпромиссную борьбу революционеров- демократов с либералами

Писатель - провидец

Тургенев с присущей ему социальной остротой уловил и развернул основной конфликт кризисной, революционной эпохи – бескомпромиссную борьбу революционеров- демократов с либералами

Демократы-разночинцы РАЗНОЧИНЕЦ –  в дореволюционной России: выходец из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии. Писатели-разночинцы.

Демократы-разночинцы

РАЗНОЧИНЕЦ – в дореволюционной России: выходец из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии. Писатели-разночинцы.

Какие они? “ Каждый… должен был все свои способности отдавать естествознанию. Все были загипнотизированы великим значением этой науки. “( из воспоминаний современника) Не удивительно, что Тургенев сделал своего героя медиком и заставил его работать над серьезными опытами по изучению различных закономерностей строения организмов.

Какие они?

  • “ Каждый… должен был все свои способности отдавать естествознанию. Все были загипнотизированы великим значением этой науки. “( из воспоминаний современника)
  • Не удивительно, что Тургенев сделал своего героя медиком и заставил его работать над серьезными опытами по изучению различных закономерностей строения организмов.
Их убеждения

Их убеждения

    Познакомимся со словом  Кого называют нигилистом?   НИГИЛИСТ –  1) Сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество.  2) Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически

    Познакомимся со словом

    Кого называют нигилистом?

    НИГИЛИСТ 1) Сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество. 2) Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически

    Прототипы Базарова  В письме к К.К.Случевскому из Парижа от 14 апреля 1862 года Тургенев называет истинных «отрицателей», лидеров демократического движения.  В их учениях демократы-разночинцы черпали материал для своих теорий, для построения политических и эстетических программ

    Прототипы Базарова

    В письме к К.К.Случевскому из Парижа от 14 апреля 1862 года Тургенев называет истинных «отрицателей», лидеров демократического движения.

    В их учениях демократы-разночинцы черпали материал для своих теорий, для построения политических и эстетических программ

    Прототипы Базарова

    Прототипы Базарова

    «Отрицатели, или нигилисты»  Добролюбов Н.А. (1836-61), русский критик, публицист, революционный демократ. С 1857 года постоянный сотрудник журнала «Современник»

    «Отрицатели, или нигилисты»

    Добролюбов Н.А. (1836-61), русский критик, публицист, революционный демократ. С 1857 года постоянный сотрудник журнала «Современник»

    «Отрицатели, или нигилисты»  Чернышевский Николай Гаврилович (1828-89), писатель, литературный критик. Один из руководителей журнала «Современник».Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг.

    «Отрицатели, или нигилисты»

    Чернышевский Николай Гаврилович (1828-89), писатель, литературный критик. Один из руководителей журнала «Современник».Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг.

    «Отрицатели», или нигилисты  Белинский Виссарион Григорьевич (1811-48), русский литературный критик. Сотрудничал в журналах «Телескоп», «Отечественные записки» и «Современник»

    «Отрицатели», или нигилисты

    Белинский Виссарион Григорьевич (1811-48), русский литературный критик. Сотрудничал в журналах «Телескоп», «Отечественные записки» и «Современник»

    И еще один нигилист

    И еще один нигилист

    Тургенев знал их лично  Политические и философские взгляды Чернышевского и Добролюбова послужили материалами и источниками для создания идейного облика главного героя романа

    Тургенев знал их лично

    Политические и философские взгляды Чернышевского и Добролюбова послужили материалами и источниками для создания идейного облика главного героя романа

    Великий писатель  «Сам Тургенев никогда не будет Базаровым, но он вдумался в него и понял его так, как не поймет ни один из наших реалистов», – писал Писарев

    Великий писатель

    «Сам Тургенев никогда не будет Базаровым, но он вдумался в него и понял его так, как не поймет ни один из наших реалистов», – писал Писарев

    «Распалась связь времен…»  Время «раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и разночинцев-демократов, отцов и детей…

    «Распалась связь времен…»

    Время «раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и разночинцев-демократов, отцов и детей…

    «Отставные люди» и «наследники» Именно принадлежность ко времени явилась источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым  В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х гг. XIX века

    «Отставные люди» и «наследники»

    • Именно принадлежность ко времени явилась источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым
    • В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х гг. XIX века
    Кто прав?   Как большой художник, преодолевая свои симпатии и антипатии как в изображении отцов, так и в изображении детей, он старался нарисовать верную картину жизни русского общества 60-х годов XIX века.

    Кто прав?

    Как большой художник, преодолевая свои симпатии и антипатии как в изображении отцов, так и в изображении детей, он старался нарисовать верную картину жизни русского общества 60-х годов XIX века.

    Вывод:  В романе Тургенева отражена идейная борьба между основными общественными силами в России 50-х – 60-х  годов XlX столетия.

    Вывод:

    В романе Тургенева отражена идейная борьба между основными общественными силами в России 50-х 60-х годов XlX столетия.

     Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.  Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения. Роман состоит из 2 частей  (28 глав)

    Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.

    Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

    Роман состоит из 2 частей

    (28 глав)

    Кольцевая композиция Марьино (усадьба Кирсановых) Никольское (имение Одинцовой) Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян)

    Кольцевая композиция

    Марьино

    (усадьба Кирсановых)

    Никольское

    (имение Одинцовой)

    Родители Базарова

    (небольшой домик

    мелкопоместных дворян)

     Смысл названия романа  «Я попытался представить  конфликт двух поколений» (И.С.Тургенев) Отцы дети  Социальный (конфликт аристократов и разночинцев) Психологический  конфликт (конфликт поколений)

    Смысл названия романа «Я попытался представить конфликт двух поколений» (И.С.Тургенев)

    Отцы дети

    Социальный

    (конфликт аристократов

    и

    разночинцев)

    Психологический

    конфликт (конфликт

    поколений)

     Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

    Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

     ОТЦЫ  ДЕТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  ОТЦЫ И ДЕТИ Молодые люди Пожилые люди Разные поколения. Любовь Не понимающие друг друга Старики Враждебность Юнцы Равнодушие Противоборствующие. Родители Легкомысленные Ненависть Вечно спорящие. Умудренные опытом Безрассудные Нуждающиеся в помощи Учителя Уважение Двигатели прогресса. Консерваторы Прогрессивные Доверие Символ жизни. Люди устаревших взглядов Зависимость Люди новых взглядов Деятельные

    ОТЦЫ

    ДЕТИ

    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

    ОТЦЫ И ДЕТИ

    Молодые люди

    Пожилые люди

    Разные поколения.

    Любовь

    Не понимающие

    друг друга

    Старики

    Враждебность

    Юнцы

    Равнодушие

    Противоборствующие.

    Родители

    Легкомысленные

    Ненависть

    Вечно спорящие.

    Умудренные опытом

    Безрассудные

    Нуждающиеся

    в помощи

    Учителя

    Уважение

    Двигатели прогресса.

    Консерваторы

    Прогрессивные

    Доверие

    Символ жизни.

    Люди устаревших

    взглядов

    Зависимость

    Люди новых взглядов

    Деятельные

    Евдоксия Кукшина

    Евдоксия Кукшина

    Базаров Василий Иванович Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.

    Базаров Василий Иванович

    Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.

    Базарова Арина Власьевна

    Базарова Арина Власьевна

    Ю.В. Лебедев

    Ю.В. Лебедев

     Я не запомню , чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети». Можно положительно сказать, что «Отцы и дети» были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки. А. Панаева

    Я не запомню , чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети». Можно положительно сказать, что «Отцы и дети» были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки.

    А. Панаева

    Базаров сталкивается с… Старики Базаровы Аркадий Фенечка Базаров Одинцова Кирсановы народ Лже - нигилисты

    Базаров сталкивается с…

    Старики

    Базаровы

    Аркадий

    Фенечка

    Базаров

    Одинцова

    Кирсановы

    народ

    Лже -

    нигилисты

    Базаров – лицо трагическое

    Базаров – лицо трагическое

     «Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным , использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным , глубокое исследование человеческих характеров – психологическим , а освещение философских проблем – философским . Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический .

    «Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным , использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным , глубокое исследование человеческих характеров – психологическим , а освещение философских проблем – философским . Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический .

      СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ, ПОЛЕМИЧЕСКИЙ.

    • СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ, ПОЛЕМИЧЕСКИЙ.
    Мастерство Тургенева в создании образов романа Портретная характеристика Базаров Павел Петрович Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами и с висячими бакенбардами песочного цвету... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум... Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».  «Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов».

    Мастерство Тургенева в создании образов романа

    Портретная характеристика

    Базаров

    Павел Петрович

    Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами и с висячими бакенбардами песочного цвету... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум... Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

    «Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов».

    Домашнее задание Используя таблицу, составьте характеристику образов Детали портрета Сфера интересов Я – концепция героя История героя Судьба героя Характеристика, данная другими героями.

    Домашнее задание

    Используя таблицу, составьте характеристику образов

    Детали портрета

    Сфера интересов

    Я – концепция героя

    История героя

    Судьба героя

    Характеристика, данная другими героями.

    главы VI - X перечитать,  составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои. индивидуально: Характеристика образов: -Павел Петрович Кирсанов; - Николай Петрович Кирсанов; - Аркадий Кирсанов; - Анна Сергеевна Одинцова; - Катя — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой ; -Фенечка.
    • главы VI - X перечитать,
    • составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои.
    • индивидуально: Характеристика образов:
    • -Павел Петрович Кирсанов;
    • - Николай Петрович Кирсанов;
    • - Аркадий Кирсанов;
    • - Анна Сергеевна Одинцова;
    • - Катя — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой ;
    • -Фенечка.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!