СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Фотосинтез"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Фотосинтез"»

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБМЕН. Фотосинтез Преподаватель Смирнова З. М.

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБМЕН.

Фотосинтез

Преподаватель Смирнова З. М.

Пластический обмен – (ассимиляция, анаболизм) – совокупность реакций, обеспечивающих синтез органических соединений в клетке (фотосинтез, биосинтез белков). При этом расходуется энергия АТФ (энергия АТФ переходит в энергию химических связей сложных веществ, запасается в этих веществах).  

Пластический обмен – (ассимиляция, анаболизм) – совокупность реакций, обеспечивающих синтез органических соединений в клетке (фотосинтез, биосинтез белков).

При этом расходуется энергия АТФ (энергия АТФ переходит в энергию химических связей сложных веществ, запасается в этих веществах).  

Пластический обмен Автотрофные организмы – способны синтезировать органические вещества из неорганических, используя для этого энергию солнца (фотосинтез) или энергию химических связей (хемосинтез) Миксотрофные организмы – питающиеся в  зависимости от  условий среды (освещенности и др.) автотрофно или  гетеротрофно  (эвглена, многие  сине-зеленые водоросли, растения-паразиты и др.). Гетеротрофные организмы (животные) нуждаются в поступлении готовых органических веществ

Пластический обмен

Автотрофные организмы – способны синтезировать органические вещества из неорганических, используя для этого энергию солнца (фотосинтез) или энергию химических связей (хемосинтез)

Миксотрофные организмы –

питающиеся в 

зависимости от 

условий среды

(освещенности и др.) автотрофно или 

гетеротрофно 

(эвглена, многие 

сине-зеленые

водоросли,

растения-паразиты и др.).

Гетеротрофные организмы (животные) нуждаются в поступлении готовых органических веществ

Фотосинтез – это процесс образования из углекислого газа и воды органических веществ и высвобождения молекулярного кислорода, процесс превращения солнечной энергии в энергию химических связей органических соединений.  Суммарное уравнение фотосинтеза:   6 CO 2 + 6 H 2 O → C 6 H 12 O 6 + 6 O 2 ↑

Фотосинтез – это процесс образования из углекислого газа и воды органических веществ и высвобождения молекулярного кислорода, процесс превращения солнечной энергии в энергию химических связей органических соединений.

Суммарное уравнение фотосинтеза:

6 CO 2 + 6 H 2 O → C 6 H 12 O 6 + 6 O 2

Хлоропласты – внутриклеточные органоиды (пластиды) растений, в которых осуществляется фотосинтез; Встречаются в клетках различных тканей надземных органов растений, особенно хорошо развиты в листьях; Благодаря хлорофиллу окрашены в зелёный цвет.

Хлоропласты – внутриклеточные органоиды (пластиды) растений, в которых осуществляется фотосинтез;

Встречаются в клетках различных тканей надземных органов растений, особенно хорошо развиты в листьях; Благодаря хлорофиллу окрашены в зелёный цвет.

Строение хлоропласта Строма Наружная мембрана Тилакоид Грана Внутренняя мембрана

Строение хлоропласта

Строма

Наружная

мембрана

Тилакоид

Грана

Внутренняя мембрана

Хлорофилл, зеленый пигмент растений. Основой химического строения всех хлорофиллов является сложное циклическое соединение – порфирин, содержащий центральный атом Mg и длинную углеводородная цепь, которая закрепляет молекулу в мембранах хлоропласта.
  • Хлорофилл, зеленый пигмент растений.
  • Основой химического строения всех хлорофиллов является сложное циклическое соединение – порфирин, содержащий центральный атом Mg и длинную углеводородная цепь, которая закрепляет молекулу в мембранах хлоропласта.
Существует несколько модификаций хлорофиллов  (а, b, с, d), отличающихся строением, а  следовательно, и спектрами поглощения.  Хлорофилл а – основной пигмент (у всех растений и оксифотобактерий) . Дополнительные пигменты: – хлорофилл b (у всех высших растений, зеленых и  эвгленовых водорослей); – хлорофилл с (у бурых и диатомовых водорослей ,  диатомовых водорослей); – хлорофилл d (у багрянок).
  • Существует несколько модификаций хлорофиллов

(а, b, с, d), отличающихся строением, а

следовательно, и спектрами поглощения.

  • Хлорофилл а – основной пигмент (у всех растений и оксифотобактерий) .
  • Дополнительные пигменты:

хлорофилл b (у всех высших растений, зеленых и эвгленовых водорослей);

хлорофилл с (у бурых и диатомовых водорослей , диатомовых водорослей);

хлорофилл d (у багрянок).

Хлорофилл поглощает преимущественно   сине-фиолетовый, частично – красный свет из солнечного спектра (отражают зеленый и поэтому придают растениям характерную зеленую окраску). Хлорофилл а Хлорофилл b

Хлорофилл поглощает преимущественно  сине-фиолетовый, частично – красный свет из солнечного спектра (отражают зеленый и поэтому придают растениям характерную зеленую окраску).

Хлорофилл а

Хлорофилл b

Молекулы хлорофилла и каротиноиды в мембранах тилакоидов организованы в светособирающие комплексы – фотосистемы I и II.  Устройство фотосистем таково, что из всех этих молекул, способных поглощать свет, только молекулы хлорофиллов P700 и P680, поглощающие свет с длиной волны 700 и 680 нм соответственно, могут использовать энергию света в фотохимических реакциях – они являются реакционными центрами фотосистем. Остальные молекулы пигментов (антенны), поглощая свет, передают его энергию на реакционный центр;

Молекулы хлорофилла и каротиноиды в мембранах тилакоидов организованы в светособирающие комплексы – фотосистемы I и II.

Устройство фотосистем таково, что из всех этих молекул, способных поглощать свет, только молекулы хлорофиллов

P700 и P680, поглощающие свет с длиной волны 700 и 680 нм соответственно, могут использовать энергию света в фотохимических реакциях – они являются реакционными центрами фотосистем. Остальные молекулы пигментов (антенны), поглощая свет, передают его энергию на реакционный центр;

Характерен для фотосинтезирующих бактерий (Подцарство Настоящие бактерии). Фотосинтезирующим пигментом является бактериохлорофилл. Кислород при этом типе фотосинтеза не выделяется. Характерен для всех оксифотобактерий и зеленых растений. Фотосинтез в растениях осуществляется в хлоропластах содержащих хлорофилл. Кислород выделяется. У фотосинтезирующих бактерий – фотосистема I . Только фотосистема II может разлагать воду с выделением кислорода и отбирать электроны у водорода воды.

Характерен для фотосинтезирующих бактерий (Подцарство Настоящие бактерии).

Фотосинтезирующим пигментом является бактериохлорофилл.

Кислород при этом типе фотосинтеза не выделяется.

Характерен для всех оксифотобактерий и зеленых растений. Фотосинтез в растениях осуществляется в хлоропластах содержащих хлорофилл.

Кислород выделяется.

У фотосинтезирующих бактерий – фотосистема I . Только фотосистема II может разлагать воду с выделением кислорода и отбирать электроны у водорода воды.

Протекает в тилакоидах хлоропластов Протекает в строме хлоропластов Идет за счет энергии АТФ и НАДФ ∙ H 2 , которые образовалась в световой фазе. Суть процесса: включение CO 2  в образование органических веществ. Преобразование энергии света в энергию химических связей АТФ и НАДФ·Н2 . Идет в фотосинтетических мембранах.

Протекает в тилакоидах хлоропластов

Протекает в строме хлоропластов

Идет за счет энергии АТФ и НАДФ H 2 , которые образовалась в световой фазе. Суть процесса: включение CO 2 в образование органических веществ.

Преобразование энергии света в энергию химических связей АТФ и НАДФ·Н2 . Идет в фотосинтетических мембранах.

Световая фаза происходит только в присутствии света в мембранах тилакоидов при участии хлорофилла, белков-переносчиков электронов и фермента – АТФ-синтетазы.  Свет, попадая на молекулы хлорофилла, которые находятся в мембранах тилакоидов гран, приводят их в возбужденное состояние. В результате чего электроны покидают свои орбиты:  хлорофилл + свет → хлорофилл +  + e -   Электроны переправляются с помощью переносчиков за пределы мембраны тилакоида, где и накапливаются, создавая отрицательно заряженное электрическое поле:  e - + белки-переносчики → на наружную мембрану  тилакоида
  • Световая фаза происходит только в присутствии света в мембранах тилакоидов при участии хлорофилла, белков-переносчиков электронов и фермента – АТФ-синтетазы.

  • Свет, попадая на молекулы хлорофилла, которые находятся в мембранах тилакоидов гран, приводят их в возбужденное состояние. В результате чего электроны покидают свои орбиты:

хлорофилл + свет → хлорофилл + + e -

  • Электроны переправляются с помощью переносчиков за пределы мембраны тилакоида, где и накапливаются, создавая отрицательно заряженное электрическое поле:

e - + белки-переносчики → на наружную мембрану тилакоида

Окисленные молекулы хлорофилла восстанавливаются, отбирая электроны у воды, находящейся во внутритилакоидном пространстве. Вода под действием света подвергается фотолизу:  H 2 O + Q света  ОН - + H + ;   Ионы гидроксила (ОH - ) отдают свои электроны (e - ) молекулам хлорофилла, утратившим свои e - ,  и превращается в реакционноспособные  радикалы • ОН:  ОН -  → • ОН + е -  Cвободные радикалы гидроксила взаимодействуют  друг с другом: 4НО •  → H 2 O + O 2 ↑  Кислород при этом удаляется во внешнюю среду
  • Окисленные молекулы хлорофилла восстанавливаются, отбирая электроны у воды, находящейся во внутритилакоидном пространстве. Вода под действием света подвергается фотолизу:

H 2 O + Q света ОН - + H + ;

  • Ионы гидроксила (ОH - ) отдают свои электроны (e - ) молекулам хлорофилла, утратившим свои e - ,

и превращается в реакционноспособные радикалыОН:

ОН -  →ОН + е -

Cвободные радикалы гидроксила взаимодействуют друг с другом:

4НО→ H 2 O + O 2

Кислород при этом удаляется во внешнюю среду

Протоны H + не проникают через мембрану тилакоида и накапливаются внутри, образуя положительно заряженное электрическое поле, что приводит к увеличению разности потенциалов по обе стороны мембраны.   При достижении критической разности потенциалов (200 мВ) протоны H + устремляются по протонному каналу в ферменте АТФ-синтетазе, встроенного в мембрану тилакоида, наружу. На выходе из протонного канала создается высокий уровень энергии и происходит фосфорилирование  АДФ до АТФ: (АДФ + Ф  АТФ)  Образовавшиеся АТФ переходят в строму, где  участвуют в реакциях фиксации углерода.
  • Протоны H + не проникают через мембрану тилакоида и накапливаются внутри, образуя положительно заряженное электрическое поле, что приводит к увеличению разности потенциалов по обе стороны мембраны.
  • При достижении критической разности потенциалов (200 мВ) протоны H + устремляются по протонному каналу в ферменте АТФ-синтетазе, встроенного в мембрану тилакоида, наружу. На выходе из протонного канала создается высокий уровень энергии и происходит фосфорилирование АДФ до АТФ: (АДФ + Ф АТФ)

Образовавшиеся АТФ переходят в строму, где участвуют в реакциях фиксации углерода.

Протоны H + , вышедшие на поверхность мембраны тилакоида наружу, соединяются с электронами, образуя атомарный водород H 0 , который идет на восстановление переносчика НАДФ +  :   2H + + 2e - + НАДФ +    НАДФ ∙ H 2   Таким образом, активированный световой энергией электрон хлорофилла используется для присоединения водорода к переносчику. НАДФ ∙ H 2 переходит в строму хлоропласта, где участвует в реакциях фиксации углерода.

Протоны H + , вышедшие на поверхность мембраны тилакоида наружу, соединяются с электронами, образуя атомарный водород H 0 , который идет на восстановление переносчика НАДФ + :

2H + + 2e - + НАДФ + НАДФ H 2

Таким образом, активированный световой энергией электрон хлорофилла используется для присоединения водорода к переносчику.

НАДФ H 2 переходит в строму хлоропласта, где участвует в реакциях фиксации углерода.

Общее уравнение световой фазы: 2H 2 O  4H +  + 4e -  +  O 2 ↑ ­ Таким образом, в световую фазу происходит фотолиз воды, который сопровождается тремя важнейшими процессами: синтезом АТФ; образованием НАДФ·Н 2 ; образованием кислорода. Кислород диффундирует в атмосферу. АТФ и НАДФ·Н 2 транспортируются в строму хлоропласта и участвуют в процессах темновой фазы

Общее уравнение световой фазы:

2H 2 O 4H +  + 4e -  + O 2 ­

Таким образом, в световую фазу происходит фотолиз воды, который сопровождается тремя важнейшими процессами:

  • синтезом АТФ;
  • образованием НАДФ·Н 2 ;
  • образованием кислорода.

Кислород диффундирует в атмосферу.

АТФ и НАДФ·Н 2 транспортируются в строму хлоропласта и участвуют в процессах темновой фазы

Для ее реакций не нужна энергия света, поэтому они происходят не только на свету, но и в темноте. Эта фаза протекает в строме хлоропласта, куда поступают АТФ, НАДФ·Н 2 от тилакоидов гран и CO 2 из воздуха. Кроме того, там постоянно находятся пятиуглеродные соединения – пентозы С 5 , которые образуются в цикле Кальвина.

Для ее реакций не нужна энергия света, поэтому они происходят не только на свету, но и в темноте.

Эта фаза протекает в строме хлоропласта, куда поступают АТФ, НАДФ·Н 2 от тилакоидов гран и CO 2

из воздуха. Кроме того, там постоянно находятся пятиуглеродные соединения – пентозы С 5 , которые образуются в цикле Кальвина.

К пентозе С 5 присоединяется CO 2 , в результате чего появляется нестойкое шестиуглеродное соединение С 6, которое расщепляется на две трехуглеродные группы 2С 3 – триозы. Каждая из триоз 2С 3 принимает по одной фосфатной группе от двух АТФ, что обогащает молекулы энергией. Каждая из триоз 2С 3 присоединяет по одному атому водорода от двух НАДФ·Н 2 После чего одни триозы объединяются , образуя углеводы:   2С 3   С 6  C 6 H 12 O 6  (глюкоза)  (C 6 H 10 O 5 ) n (крахмал) Другие триозы объединяются, образуя пентозы:  5С 3   3С 5  И вновь включаются в цикл фиксации СО 2
  • К пентозе С 5 присоединяется CO 2 , в результате чего появляется нестойкое шестиуглеродное соединение С 6, которое расщепляется на две трехуглеродные группы 2С 3 – триозы.
  • Каждая из триоз 2С 3 принимает по одной фосфатной группе от двух АТФ, что обогащает молекулы энергией.
  • Каждая из триоз 2С 3 присоединяет по одному атому водорода от двух НАДФ·Н 2
  • После чего одни триозы объединяются , образуя углеводы:

3 С 6 C 6 H 12 O 6 (глюкоза) (C 6 H 10 O 5 ) n (крахмал)

  • Другие триозы объединяются, образуя пентозы:

3 5

И вновь включаются в цикл фиксации СО 2

6СО 2  + 24Н +  + АТФ → С 6 Н 12 О 6  + 6Н 2 О

6СО 2  + 24Н +  + АТФ → С 6 Н 12 О 6  + 6Н 2 О

1911-1997 Мелвин Калвин 1911-1997

1911-1997

Мелвин Калвин

1911-1997

 Световая фаза Место протекания   процессов Темновая фаза Условия  Мембраны  тилакоидов Строма хлоропласта Свет Необходимые вещества Процессы,   происходящие на  данном этапе Вода Наличие света не обязательно Углекислый газ, АТФ, НАДФ ∙ H 2    Образуются вещества Фотолиз воды, фосфорилирование (образование АТФ) Цикл Кальвина Кислород (удаляется в атмосферу), АТФ, НАДФ ∙ H 2  Общее уравнение Глюкоза,  крахмал 2H 2 O   4H +  + 4e -  +  O 2 ↑ ­ 6СО 2  + 24Н +  + АТФ → С 6 Н 12 О 6  + 6Н 2 О Суммарное уравнение двух этапов фотосинтеза:  6СО 2  + 6Н 2 О + Q света  → С 6 Н 12 О 6  + 6О 2 ↑

Световая фаза

Место протекания  

процессов

Темновая фаза

Условия

Мембраны тилакоидов

Строма

хлоропласта

Свет

Необходимые вещества

Процессы,  

происходящие на  данном этапе

Вода

Наличие света не обязательно

Углекислый газ,

АТФ, НАДФ H 2

  Образуются вещества

Фотолиз воды,

фосфорилирование (образование АТФ)

Цикл Кальвина

Кислород (удаляется в атмосферу),

АТФ, НАДФ H 2

Общее уравнение

Глюкоза,  крахмал

2H 2 O

4H +  + 4e -  + O 2 ­

6СО 2  + 24Н +  + АТФ → С 6 Н 12 О 6  + 6Н 2 О

Суммарное уравнение двух этапов фотосинтеза:

6СО 2  + 6Н 2 О + Q света  → С 6 Н 12 О 6  + 6О 2

Выдающийся русский ученый К. А. Тимирязев (1843-1920) роль зеленых растений на Земле назвал  космической . Значение фотосинтеза Преобразование световой энергии в химическую; Выделение в атмосферу кислорода; Контроль за содержанием углекислого газа в атмосфере; Образование органических веществ; Образование озонового слоя.

Выдающийся русский ученый

К. А. Тимирязев (1843-1920)

роль зеленых растений на Земле назвал  космической .

Значение фотосинтеза

  • Преобразование световой энергии в химическую;
  • Выделение в атмосферу кислорода;
  • Контроль за содержанием углекислого газа в атмосфере;
  • Образование органических веществ;
  • Образование озонового слоя.
Синтез органических соединений из углекислого газа и воды, осуществляемый не за счет энергии света, а за счет энергии окисления неорганических веществ, называется хемосинтезом.  К хемосинтезирующим организмам относятся некоторые виды бактерий: нитрифицирующие бактерии, окисляют аммиак до азотистой, а затем до азотной кислоты:  NH 3  → HNO 2  → HNO 3 ; железобактерии окисляют закисное железо в окисное: Fe 2+ → Fe 3+ + энергия; серобактерии окисляют сероводород до серы или до серной кислоты:  (H 2 S + ½O 2  → S + H 2 O, H 2 S + 2O 2  → H 2 SO 4 ) Хемосинтезирующие бактерии обеспечивая круговорот азота, серы и других элементов.

Синтез органических соединений из углекислого газа и воды, осуществляемый не за счет энергии света, а за счет энергии окисления неорганических веществ, называется хемосинтезом.

К хемосинтезирующим организмам относятся некоторые виды бактерий:

  • нитрифицирующие бактерии, окисляют аммиак до азотистой, а затем до азотной кислоты:

NH 3  → HNO 2  → HNO 3 ;

  • железобактерии окисляют закисное железо в окисное: Fe 2+ → Fe 3+ + энергия;
  • серобактерии окисляют сероводород до серы или до серной кислоты:

(H 2 S + ½O 2  → S + H 2 O, H 2 S + 2O 2  → H 2 SO 4 )

Хемосинтезирующие бактерии обеспечивая круговорот

азота, серы и других элементов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!