СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование УУД в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши школы.                                                

   Вилард Далгет

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование УУД в начальной школе"»

     Формирование  УУД  в начальной школе    куратор начального звена Пеледова Е.В.

Формирование УУД в начальной школе куратор начального звена Пеледова Е.В.

 Мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши школы.        Вилард Далгет

Мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши школы.

Вилард Далгет

Универсальные учебные действия в широком значении в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Универсальные учебные действия

в широком значении

в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Виды  универсальных  учебных действий КОММУНИКАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Виды универсальных учебных действий

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Объявление темы урока

Универсальные

учебные действия

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Практическая деятельность учащихся

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Регулятивные планирования

Осуществление коррекции

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Оценивание учащихся

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Итог урока

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Проводится рефлексия

 

Домашнее задание

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные, личностные

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Личностные действия 7

Личностные действия

7

Осмысление Личностные Принятие жизненных ценностей Осознание

Осмысление

Личностные

Принятие

жизненных

ценностей

Осознание

Виды заданий на уроках с УУД личностные : Участие в проектах Подведение итогов урока Творческие задания Мысленное воспроизведение ситуации Самооценка событий Дневники достижений
  • Виды заданий на уроках с УУД

личностные :

  • Участие в проектах
  • Подведение итогов урока
  • Творческие задания
  • Мысленное воспроизведение ситуации
  • Самооценка событий
  • Дневники достижений
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Русский язык текстовые упражнения, несущие духовно-нравственный смысл задания на умение доказать свою позицию

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Русский язык

  • текстовые упражнения, несущие духовно-нравственный смысл
  • задания на умение доказать свою позицию

Литературное чтение  интерпретация текста высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией анализ характеров и поступков героев формулирование концептуальной информации текста

Литературное чтение

  • интерпретация текста
  • высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией
  • анализ характеров и поступков героев
  • формулирование концептуальной информации текста

Математика все задания, сопровождаемые инструкцией:  «Объясни…»  «Докажи…»  «Обоснуй свое мнение…» тексты задач и заданий, построенные на историческом или географическом содержании

Математика

  • все задания, сопровождаемые инструкцией:

«Объясни…»

«Докажи…»

«Обоснуй свое мнение…»

  • тексты задач и заданий, построенные на историческом или географическом содержании

Регулятивные действия оценивать себя 6 5 ставить цель умение уч-ся организовать свою учебную деятельность 1 корректировать 4 2 планировать контролировать 3 прогнозировать

Регулятивные действия

оценивать себя

6

5

ставить цель

умение уч-ся организовать свою учебную деятельность

1

корректировать

4

2

планировать

контролировать

3

прогнозировать

Виды заданий на уроках с УУД регулятивные: Преднамеренные ошибки Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль «Найди ошибку»
  • Виды заданий на уроках с УУД

регулятивные:

  • Преднамеренные ошибки
  • Поиск информации в предложенных источниках
  • Взаимоконтроль
  • «Найди ошибку»
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Литературное чтение составление плана проведение самопроверки редактирование текста

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Литературное чтение

  • составление плана
  • проведение самопроверки
  • редактирование текста

Математика  работа с текстовыми задачами включение проблемных вопросов и выводы использование проблемных ситуаций на уроке

Математика

  • работа с текстовыми задачами
  • включение проблемных вопросов и выводы
  • использование проблемных ситуаций на уроке

Познавательные действия Выделить и формулировать познавательную задачу; найти и выделить необходимую информацию; самостоятельно построить устное и письменное высказывание на ИЯ; выбрать языковые средства…

Познавательные действия

Выделить и формулировать познавательную задачу;

найти и выделить необходимую информацию;

самостоятельно построить устное и письменное высказывание на ИЯ;

выбрать языковые средства…

Поиск, отбор структурирование информации Способы решения задач Моделирование Познавательные Логические действия и операции

Поиск, отбор

структурирование

информации

Способы

решения

задач

Моделирование

Познавательные

Логические

действия и

операции

Виды заданий на уроках с УУД познавательные: Упорядочивание «Цепочки» Составление схем-опор Работа с разного вида таблицами Составление и распознавание диаграмм Поиск лишнего
  • Виды заданий на уроках с УУД

познавательные:

  • Упорядочивание
  • «Цепочки»
  • Составление схем-опор
  • Работа с разного вида таблицами
  • Составление и распознавание диаграмм
  • Поиск лишнего
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Русский язык задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации правила и определения в виде схем, таблиц, алгоритмов система работы с различными словарями

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Русский язык

  • задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации
  • правила и определения в виде схем, таблиц, алгоритмов
  • система работы с различными словарями

Математика все задания, сопровождаемые инструкцией:  «Сравни…»  «Разбей на группы…»  «Найди истинное высказывание…» использование общепринятых в математике моделей при решении задач занимательные и нестандартные задания

Математика

  • все задания, сопровождаемые инструкцией:

«Сравни…»

«Разбей на группы…»

«Найди истинное высказывание…»

  • использование общепринятых в математике моделей при решении задач
  • занимательные и нестандартные задания

Коммуникативные действия Уметь слушать и вступать в диалог; Участвовать в коллективном обсуждении проблем; Сотрудничать со сверстниками и взрослыми…

Коммуникативные действия

  • Уметь слушать и вступать в диалог;
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми…
Планирование учебного сотрудничества Владение монологической и диалогической формами речи Постановка  вопросов Коммуникативные Умение  полно и ясно выражать свои мысли Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Планирование

учебного

сотрудничества

Владение

монологической

и диалогической

формами речи

Постановка

вопросов

Коммуникативные

Умение

полно и ясно

выражать

свои мысли

Разрешение

конфликтов

Контроль,

коррекция,

оценка действий

партнера

Виды заданий на уроках с УУД коммуникативные: Составь задание однокласснику Оцени работу товарища Работа в группах «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое
  • Виды заданий на уроках с УУД

коммуникативные:

  • Составь задание однокласснику
  • Оцени работу товарища
  • Работа в группах
  • «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Русский язык составление связных рассказов на изученные темы «Закончи предложение»

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Русский язык

  • составление связных рассказов на изученные темы
  • «Закончи предложение»

Математика задания для работы в паре или группе использование трех видов диалога:  «учитель-ученики»  «ученик-ученики»  «ученик-ученик» задания, сопровождаемые инструкцией:  «Объясни…»  «Докажи…»  «Обоснуй свое мнение…»

Математика

  • задания для работы в паре или группе
  • использование трех видов диалога:

«учитель-ученики»

«ученик-ученики»

«ученик-ученик»

  • задания, сопровождаемые инструкцией:

«Объясни…»

«Докажи…»

«Обоснуй свое мнение…»

Окружающий мир Личностные УУД Регулятивные УУД Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. Познавательные УУД Коммуникативные УУД В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.

Окружающий мир

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.

Литературное чтение  Личностные УУД Регулятив ные УУД Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой? Как нужно было ухаживать за репкой? Познавательные УУД Коммуникативные УУД Почему репка выросла большая – пребольшая? Сочини продолжение сказки с друзьями.

Литературное чтение

Личностные УУД

Регулятив

ные УУД

Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

Как нужно было ухаживать за репкой?

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Почему репка выросла большая – пребольшая?

Сочини продолжение сказки с друзьями.

Литературное чтение  Личностные УУД Регулятив ные УУД Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой? Как нужно было ухаживать за репкой? Познавательные УУД Коммуникативные УУД Почему репка выросла большая – пребольшая? Сочини продолжение сказки с друзьями.

Литературное чтение

Личностные УУД

Регулятив

ные УУД

Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

Как нужно было ухаживать за репкой?

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Почему репка выросла большая – пребольшая?

Сочини продолжение сказки с друзьями.

Изобразительное искусство Личностные УУД Регулятивные УУД Какой цвет является твоим любимым и почему? В какой последовательности будет выполнен портрет? Познавательные УУД Коммуникативные УУД С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж? Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Изобразительное искусство

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Какой цвет является твоим любимым и почему?

В какой последовательности будет выполнен портрет?

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Педагогические приёмы УУД Приемы педагогической техники Личностные         Результаты развития УУД Задание массивом.  Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку.  Театрализация.   Идеальное задание. Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.   Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.   Самоопределение, смыслообразование

Педагогические приёмы

УУД

Приемы педагогической техники

Личностные    

Результаты развития УУД

Задание массивом.

Выход за пределы.

Отсроченная реакция.

Лови ошибку.

Театрализация.

  Идеальное задание.

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразование

УУД Приемы педагогической техники Регулятивные        . « Лист защиты» Обсуждаем домашнее задание Резюме Вход в урок Идеальный опрос  Отсроченная реакция Вопрос к тексту Лови ошибку  Повторяем с контролем Знакомьтесь с критериями Показательный ответ Результаты развития УУД Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.  Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция.  Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

УУД

Приемы педагогической техники

Регулятивные    

. « Лист защиты»

Обсуждаем домашнее задание

Резюме

Вход в урок

Идеальный опрос

Отсроченная реакция

Вопрос к тексту

Лови ошибку Повторяем с контролем

Знакомьтесь с критериями

Показательный ответ

Результаты развития УУД

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Познавательные Свои примеры.  Удивляй.  Фантастическая добавка. Пересечение тем.   Дай себе помочь.  Повторяем с контролем.

Познавательные

Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем.  Дай себе помочь. Повторяем с контролем. "Да" и "Нет“ говорите. Опрос "по цепочке".  Опрос-итог. Тренировочная контрольная работа. Блицконтрольная

Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

УУД Приемы педагогической техники Коммуникативные Результаты развития УУД Взаимоопрос Организация работы в группах

УУД

Приемы педагогической техники

Коммуникативные

Результаты развития УУД

Взаимоопрос

Организация работы в группах

"Да" и "Нет" говорите.

Советуйтесь

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Примеры заданий, проверяющие конкретные универсальные действия  Тебе нужно посадить грядку морковки. Определи порядок своих действий. Для этого из приведенного списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку.  Предлагаемые действия: (…) Регулятивные УУД

Примеры заданий, проверяющие конкретные универсальные действия

  • Тебе нужно посадить грядку морковки. Определи порядок своих действий. Для этого из приведенного списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку.

Предлагаемые действия: (…)

Регулятивные УУД

Примеры заданий, проверяющие конкретные универсальные действия Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо … (заверши сам). Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее 3 убедительных аргументов, запиши их.  Дорогие родители!  Мне очень нужно, чтобы…  Хочу объяснить, почему мне это необходимо… Коммуникативные УУД

Примеры заданий, проверяющие конкретные универсальные действия

  • Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо … (заверши сам). Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее 3 убедительных аргументов, запиши их.

Дорогие родители!

Мне очень нужно, чтобы…

Хочу объяснить, почему мне это необходимо…

Коммуникативные УУД

Примеры заданий, проверяющие конкретные универсальные действия Известно, что до глубины менее Хм человек может нырять без специального снаряжения. Нужно ли специальное снаряжение, чтобы достичь наиболее глубокой точки озера Байкал? Познавательные УУД

Примеры заданий, проверяющие конкретные универсальные действия

  • Известно, что до глубины менее Хм человек может нырять без специального снаряжения. Нужно ли специальное снаряжение, чтобы достичь наиболее глубокой точки озера Байкал?

Познавательные УУД

Примеры заданий, проверяющие конкретные универсальные действия Дан список поступков, которые нарушают или утверждают какой-то очевидный нравственный принцип. Напротив дан список аргументов, объясняющих, почему эти поступки оцениваются как плохие или хорошие. Поступки конкретные, а аргументы формулируют нравственные принципы в общем виде  Личностные результаты

Примеры заданий, проверяющие конкретные универсальные действия

  • Дан список поступков, которые нарушают или утверждают какой-то очевидный нравственный принцип. Напротив дан список аргументов, объясняющих, почему эти поступки оцениваются как плохие или хорошие. Поступки конкретные, а аргументы формулируют нравственные принципы в общем виде

Личностные результаты

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 1 ШАГ – учитель вместе с учениками планирует работу по овладению метапредметными умениями 2 ШАГ – в соответствии с планом каждую неделю ученики с учителем выбирают одно из умений и развивают его на всех уроках 3 ШАГ – учитель подбирает задания, которые способствуют формированию умения

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • 1 ШАГ – учитель вместе с учениками планирует работу по овладению метапредметными умениями
  • 2 ШАГ – в соответствии с планом каждую неделю ученики с учителем выбирают одно из умений и развивают его на всех уроках
  • 3 ШАГ – учитель подбирает задания, которые способствуют формированию умения

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 4 ШАГ – используя интегрированные проверочные работы по проверке УУД, учитель в конце года проводит предварительную диагностику степени сформированности умений 5 ШАГ – по результатам диагностики разрабатывается план корректировки конкретных умений

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • 4 ШАГ – используя интегрированные проверочные работы по проверке УУД, учитель в конце года проводит предварительную диагностику степени сформированности умений
  • 5 ШАГ – по результатам диагностики разрабатывается план корректировки конкретных умений

СПАСИБО!!!

СПАСИБО!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!