Рококо: самая женственная эпоха в истории
Презентация для 4 класса
Выполнила: Гринева Л.В.
Учитель музыки
Рококо - (фр. rococo , от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) — стиль в искусстве
(в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века
(во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
Стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве .
Произведения в стиле рококо отличаются изысканностью, грациозностью, изяществом.
Именно изображение раковины часто помещалось в центре орнамента.
Стиль Рококо в интерьере
Первая половина 18 века – это эпоха стиля рококо - стиля, который признан самым элегантным, женственным и утонченным в истории моды.
Стилю рококо характерен определенный стиль жизни, а именно веселое, праздничное времяпрепровождение, наслаждение, любовные утехи. В моде этот стиль был назван самым женственным. Причем не только по отношению к женщинам, но и к мужчинам.
Модной считалась дама, которая выглядит очень хрупко, словно фарфоровая статуэтка, имеет узкую талию, округлое лицо и хрупкие плечи. При этом, наряд дамы должен быть наоборот, очень объемным: носили достаточно пышные, объемные юбки с обилием рюш и кружева, а также шелковые или атласные платья с декором всевозможными бантами и лентами. Так, силуэт платья напоминал перевернутый бокал – широкая юбка внизу, и туго затянутая корсетом талия наверху, напоминавшая тоненькую ножку бокала.
«Голубиная лапка»
Туфли заслуживают отдельного внимания: так как в моде все утонченное, нежное, миниатюрное, то и ножка женщины должна быть маленькой. Для создания такого визуального эффекта был придуман вогнутый вовнутрь каблук, получивший название «Голубиная лапка», который зрительно уменьшал расстояние между мыском и пяткой.
Самым знаменитым «аксессуаром» эпохи рококо была женская прическа. Парикмахеры того времени были самыми высокооплачиваемыми профессионалами: прически хотели все, причем чем оригинальнее и выше – тем лучше! На головах придворных дам красовались огромные вазы с цветами и фруктами, корабли с развевающимися парусами, доходившими по высоте до 60 см! Одна дама даже задела свечи на люстре своей огромной прической, чем вызвала пожар не только на своей голове, но и во всем дворце. После этого случая прически стали более аккуратными: изысканные локоны укладывались в небольшую прическу. Но фасоны менялись ежедневно, если не ежеминутно. Большой модницей была Мария - Антуанетта, которую в ее великолепных и оригинальных нарядах порой не узнавала собственная мать.
Мужчины и женщины той эпохи обожали аксессуары из золота: колье и серьги, браслеты и карманные часы на цепочке – золото периода предыдущего барокко никак не хотело сдавать своих позиций.
Мужской же силуэт также приобретал женственные нотки – в моде изысканно одетый, утонченный франт в камзоле или плаще со шпагой и в белоснежной рубашке с жабо и жилетом, а в руках мужчина мечты того времени обязательно держал модный головной убор – треуголку. Мужчины также носили парики . Самые модные из них — напудренные парики с локонами или косичкой
В эпоху рококо впервые в моду вошли пастельные оттенки: нежные цвета голубого и розового, оливкового и желтого, которые были призваны «омолаживать» дам и их спутников, которые не хотели стареть, а быть вечно молодыми. Теми же самими свойствами обладали пудра и румяна, использовавшиеся в больших количествах. Детей же наоборот пытались «состарить», одевая их в в наряды и парики, как у взрослых.
Сегодня, история моды этого далекого века вновь всплывает на поверхность, давая новую жизнь эпохи рококо в современных тенденциях.
Музыкальный стиль
ококо
Музыку в стиле рококо начали сочинять 200 лет назад во Франции.
Слушая её, мы погружаемся в мир изысканных, галантных, кокетливых образов.
Рококо́ в музыке
Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов.
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве
«великих французских клавесинистов»
Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.
Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники:
Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра,, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие.
Музыку рококо писали главным образом для клавесинов, виолы, скрипки и гобоя.
Кроме кантаты, оперы, балета, следует назвать сюиту, ряд пасторальных и танцевальных миниатюр и собственно танцев, например, менуэт.
Сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо?
Камерный, небольшого размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.
Большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом.
Наиболее известные произведения этого типа:
«Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества»
и «Галантная Европа» Кампра.
Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада.
Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.
Франсуа́ Купере́н
10 ноября 1668, Париж —
11 сентября 1733, там же) — французский композитор, органист и клавесинист.
Основные сочинения Куперена написаны для клавесина — более 250 пьес различного характера, которым автор давал программные заголовки: «Бабочки», «Жнецы», «Верность», «Ветряные мельницы» и другие.
Жан-Фили́пп Рамо́
25 сентября 1683, Дижон —
12 сентября 1764, Париж) — французский композитор и теоретик музыки. Рамо создал новый оперный стиль, шедевром которого стали его лирические трагедии «Ипполит и Арисия» «Кастор и Поллукс» .
Вершиной музыкально-сценического творчества Рамо признана опера-балет «Галантные Индии» премьера: 1735, Парижская Опера, пользующаяся успехом у режиссеров, исполнителей и публики и поныне.
Ге́орг Фи́липп Те́леман
Андре́ Кампра́
П.И.Чайковский
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ «Рококо»
для виолончели с оркестром
Слово “ вариация ” означает изменение.
А. П. БОРОДИН
“ НОКТЮРН ”
“ Ноктюрн ”( в переводе с французского- ночной)- напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера.
Мелодия звучит в разных регистрах- сначала у виолончели, а затем у скрипок.