СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания
  2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

 

Задачи личностного развития:

-способствовать формированию правильной устной речи учащихся,;

-создавать условия для развития адекватной самооценки;

-развивать умения анализировать языковой материал.

Тип урока: урок изучения нового материала  и первичного его закрепления.

Вид урока: урок практических работ.

Выбор методов и приемов : диалогический метод.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Урок по русскому языку в 9 классе Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Гатина Светлана Анатольевна

Урок по русскому языку в 9 классе

Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Гатина Светлана Анатольевна

Объясни   1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта». 2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем. 3. Печален я: со мною друга нет.   Задания: - определите структуру предложений; - объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях; - можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?

Объясни

  1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».

2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.

3. Печален я: со мною друга нет.

 

Задания:

- определите структуру предложений;

- объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях;

- можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?

Вопрос  Сформулируйте тему урока. Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока

Вопрос

  • Сформулируйте тему урока.
  • Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока
Задачи урока: Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания
  • Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
  • Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Задачи личностного развития: -способствовать формированию правильной устной речи учащихся,; -создавать условия для развития адекватной самооценки; -развивать умения анализировать языковой материал.

Задачи личностного развития:

  • -способствовать формированию правильной устной речи учащихся,;
  • -создавать условия для развития адекватной самооценки;
  • -развивать умения анализировать языковой материал.
1. Вторая часть (или несколько частей) сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. 1. Светильники надо беречь (почему?) : порыв ветра может погасить их... 2. Архитектура тоже летопись мира (почему?) : она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания. 1. Светильники надо беречь, потому что порыв ветра может погасить их... 2. Архитектура тоже летопись мира, потому что она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания. 7

1. Вторая часть (или несколько частей) сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой.

1. Светильники надо беречь (почему?) : порыв ветра может погасить их...

2. Архитектура тоже летопись мира (почему?) : она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания.

1. Светильники надо беречь, потому что порыв ветра может погасить их...

2. Архитектура тоже летопись мира, потому что она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания.

7

2. Вторая часть сложного предложения определяет признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части, и относится к определению, стоящему в первой части. Вон, видишь ли через реку тот мост? ... Он с виду хоть и прост, А свойство чудное имеет (а какое именно?): Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет. (И. А. Крылов) 8

2. Вторая часть сложного предложения определяет признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части, и относится к определению, стоящему в первой части.

Вон, видишь ли через реку тот мост?

... Он с виду хоть и прост,

А свойство чудное имеет (а какое именно?):

Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет.

(И. А. Крылов)

8

3. Вторая часть раскрывает содержание первой, отвечая на вопросы падежей. Я должен помнить (что? или о чем?): печаль пройдет И снова радость придет. (Г.Аполлинер) 9

3. Вторая часть раскрывает содержание первой, отвечая на вопросы падежей.

Я должен помнить (что? или о чем?):

печаль пройдет

И снова радость придет.

(Г.Аполлинер)

9

4. Между частями сложного бессоюзного предложения ставятся вопросы: а как именно? а каким образом? Вертит очками так и сяк (а как именно?): то к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет (И.А.Крылов). 10

4. Между частями сложного бессоюзного предложения ставятся вопросы: а как именно? а каким образом?

Вертит очками так и сяк (а как именно?):

то к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет

(И.А.Крылов).

10

Заполнить таблицу «Двоеточие в БСП» Примеры Каковы отношения между частями Какие слова можно вставить между частями Вторая часть раскрывает причину происходящего в первой Вторая часть раскрывает содержание первой Потому что Что? О чем? Вторая часть поясняет содержание первой Вторая часть определяет признаки, свойства, качества того, о чем речь идет в первой части А как именно А какой именно?

Заполнить таблицу «Двоеточие в БСП»

Примеры

Каковы отношения между частями

Какие слова можно вставить между частями

Вторая часть раскрывает причину происходящего в первой

Вторая часть раскрывает содержание первой

Потому что

Что? О чем?

Вторая часть поясняет содержание первой

Вторая часть определяет признаки, свойства, качества того, о чем речь идет в первой части

А как именно

А какой именно?

 «Каждой пословице – свой знак»  ( учащиеся вписывают в соответствующие граф таблицы номера предложений)    Запятая Двоеточие 1,3,5 2,4 1.Где кто родился там и пригодился. 2. Закон что дышло куда повернул туда и вышло. 3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет. 4.Слово не воробей вылетит не поймаешь. 5.Куда конь с копытом туда рак с клешней.

«Каждой пословице – свой знак» ( учащиеся вписывают в соответствующие граф таблицы номера предложений)  

Запятая

Двоеточие

1,3,5

2,4

1.Где кто родился там и пригодился.

2. Закон что дышло куда повернул туда и вышло.

3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет.

4.Слово не воробей вылетит не поймаешь.

5.Куда конь с копытом туда рак с клешней.

. . Задание  I – причина      Почему? [ ] : [ ]   № предложения ____ II – пояснение      а именно [ ] : [ ]   № предложения ____ III - дополнение  и увидел  и услышал  и почувствовал [ ] : [ ]   № предложения ____ 1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. 2. Я понимал: выручить нас может только случайность. 3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.) 4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. 5. Опомнилась, глядит Татьяна: 6.Медведя нет; она в сенях.  .

.

.

Задание

I – причина

 

 

Почему?

[ ] : [ ]

 

предложения ____

II – пояснение

 

 

а именно

[ ] : [ ]

 

предложения ____

III - дополнение

и увидел

и услышал

и почувствовал

[ ] : [ ]

 

предложения ____

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

2. Я понимал: выручить нас может только случайность.

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.)

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

5. Опомнилась, глядит Татьяна:

6.Медведя нет; она в сенях.

.

Ответ к слайду пояснение причина 4,6 дополнение 1,3 2,5

Ответ к слайду

пояснение

причина

4,6

дополнение

1,3

2,5

Самостоятельная работа Назовите автора  определите вид предложения  поставьте нужный знак

Самостоятельная работа

Назовите автора

определите вид предложения

поставьте нужный знак

Самостоятельная работа.  Назовите автора, определите вид предложения, поставьте нужный знак. 1.Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница –зима.   2. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.   3. Стал Жилин вглядываться : маячит что-то в долине, точно дым из труб.   4. Вот затрещали барабаны – и отступили басурманы.   5. А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. 6. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.  7.Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Самостоятельная работа. Назовите автора, определите вид предложения, поставьте нужный знак.

1.Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница –зима.

  2. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

  3. Стал Жилин вглядываться : маячит что-то в долине, точно дым из труб.

  4. Вот затрещали барабаны – и отступили басурманы.

  5. А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.

6. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.

7.Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Проверим А.Пушкин ССП А.Пушкин Тире БСП Л.Толстой Двоеточие БСП М.Лермонтов И.Крылов ССП Двоеточие Тире БСП М.Лермонтов Двоеточие БСП М.Горький двоеточие БСП двоеточие

Проверим

А.Пушкин

ССП

А.Пушкин

Тире

БСП

Л.Толстой

Двоеточие

БСП

М.Лермонтов

И.Крылов

ССП

Двоеточие

Тире

БСП

М.Лермонтов

Двоеточие

БСП

М.Горький

двоеточие

БСП

двоеточие

4. Н а запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури», на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона, на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше амфитеатром громоздятся горы, всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом.

3. Вокруг обычным спокойным порядком шла работа: глубоко внизу сигналили машины, гремела арматура, р аздавалась барабанная дробь пневматических ломов.

2. Е сли же этого не случится, то всё-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеётся, или проврётся жестоким образом, так что, наконец, самому сделается совестно.

1.

1. В лесу то там, то здесь глухо куковала кукушка, оттеняя глубину и звучность его; после дождя высоко в небе плыли и таяли дымчатые облака с золотисто-алыми краями.

2.

5. О т себя могу обещать только одно: будем работать, беззаветно работать.

3.

4.

5.

19

Не забывайте!   пояснение ( а именно ) значение причина ( потому что )  дополнение( что ; увидел, что ) двоеточие

Не забывайте!

пояснение ( а именно )

значение причина ( потому что )

дополнение( что ; увидел, что )

двоеточие

 Оценочный лист  Фамилия, имя учащегося_________________________________________  Оцените свою работу в соответствии с приведенными критериями . Критерии отметки Количество баллов 1. За домашнюю работу – 2 балла 2.За устный ответ-2 балла 3.За работу в группе- 2 балла 4. Анализ предложений -2 балла 5. Самостоятельная работа -2 балла 6. Заполнение таблицы примерами-3 балла 7. Работа по учебнику. Игра «Найди нужное предложение»- 4 балла 8. Задание «Каждой пословице – свой знак» - 3 балла Итого:

Оценочный лист Фамилия, имя учащегося_________________________________________ Оцените свою работу в соответствии с приведенными критериями .

Критерии отметки

Количество баллов

1. За домашнюю работу – 2 балла

2.За устный ответ-2 балла

3.За работу в группе- 2 балла

4. Анализ предложений -2 балла

5. Самостоятельная работа -2 балла

6. Заполнение таблицы примерами-3 балла

7. Работа по учебнику. Игра «Найди нужное предложение»- 4 балла

8. Задание «Каждой пословице – свой знак» - 3 балла

Итого:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!