Давайте проверим, как наши дети адаптировались к новым условиям и реалиям пятого класса!
Вопросы родителям: 1. Сколько учебных предметов изучается в 5 классе? 2.Сколько учителей обучает вашего ребенка? 3.Сколько в расписании больших перемен? На какой из них дети обедают? 4.Сколько раз в неделю бывает физкультура? Какие впечатления сложились у вас самих от первых месяцев обучения детей в 5 классе, окончания 1 четверти? Попробуем поделиться впечатлениями.
Одни 5-классники быстро втягиваются в учебный процесс (адаптируются), а другие переживают изменения в школьный жизни, и адаптация у них затягивается. Дети нередко меняются: тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Признаки успешной адаптации
•
• удовлетворенность ребенка процессом обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем
Признаки дезадаптации
•
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
∗ Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
∗ Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
∗ Нежелания выполнять домашние задания.
∗ Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
∗ Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
∗ Беспокойный сон.
∗ Трудности утреннего пробуждения, вялость.
∗ Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции
•
∗ Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
∗ Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
∗ Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Удовлетворенность школьной жизнью»
Учащимся предлагалось оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
• 0 – нет; 1 – не всегда; 2 – да
• 1. Я иду в школу с радостью
• 2. В школе у меня обычно хорошее настроение
• 3. У нас хороший классный руководитель
• 4. У меня есть любимые школьные предметы
• 5. Я привык к новым учителям
• 6. В начальной школе было лучше
• 7. На летних каникулах я скучал по школе
• 8. Продолжи предложение: мне не нравится
• (или нравится) в школе (что?)
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
•
∗ Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или учителем-предметником
∗ Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
∗ Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
∗ Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
∗ Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
∗ Приучайте его к самостоятельности постепенно