Консультация для воспитателей Тема: « Звуковая культура речи»
1 ЭТАП Артикуляционная гимнастика
Цель речевой гимнастики – формирование определенного положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.
- С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к их выполнению невелик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Чищу зубы, Чищу зубы
И снаружи, И внутри.
Не болели, Не темнели,
Не желтели чтоб они
- В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. По-прежнему используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются.
- В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую
2 ЭТАП Развитие речевого дыхания
- Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чёткое произношение звуков.
- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)
3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки
(на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
4. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.
Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений.
Многократное выполнение таких упражнений может привести
к головокружению.
3 ЭТАП Развитие мелкой моторики
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Термин “ биоэнергопластика ” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики .
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
БЕГЕМОТИК МЕСИМ ТЕСТО
Широко открыли ротик –
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот – Отдыхает «бегемот».
«Мы испечь блины решили,
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей»
Су Джок терапия, которая активизирует развитие речи ребенка. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворительного влияния на весь организм, приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что способствует артикуляционной моторики, а значит и улучшени звукопроизношения.
Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране. (положить шарик на ладошку.) У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш. (зажать шарик в ладошке). И решил он однажды навестить своих друзей.
4 ЭТАП Развитие фонематического слуха.
- Физический слух - это способность слышать окружающие звуки. (шум дождя, скрип двери, шуршание листвы)
- Речевой слух - это наивысшая способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать.
- Фонематическое слух - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. (лак – рак, шапка – сапка).
Вопрос о развитии у ребёнка ФС остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей 6-7 лет произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.
Узнавание неречевых звуков
.
Различение звуков речи по тембру, силе и высоте
2 этап
Примерный перечень игр:
- Кто позвал? Водящий стоит спиной, дети по очереди называют его имя. Водящий на слух определяет, кто его позвал. Усложнение: водящий произносит то тихо, то громко «Ау», а дети определяют далеко или близко он находится.
- детям показывают игрушку-котенка, просят запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко) и далеко (тихо). Затем меняя силу голоса, взрослый произносит «мяу», а дети отгадывают, далеко или близко котенок. Аналогично: «Пароход гудит», «Какая дудочка играет?» (большая или маленькая), «Кто плачет?» (мальчик низким голосом А-А-А, девочка высоким) .
- «Три медведя» (низкий, средний, высокий голос)
- «Кто в домике живет?» (звукоподражание животным с разной высотой голоса).
Различение сходных по звучанию слов
3 этап
Определение:
- количества звуков - (звуковая линейка);
- последовательности звуков;
- места звуков.
Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции»
или «Сломанный телевизор»
17
Дидактическая игра «Слоговые домики»
. Развивая фонематический слух, вы облегчаете ребенку процесс освоения чтением и письмом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
СИНКВЕЙН – «пять строк»
.
Пример составления синквейна
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка
1
:
- Сегодня я узнала …
- Меня сегодня удивило …
- Больше всего мне понравилось …
- Хотелось бы добавить … и т. д.