СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для воспитателей "Звуковая культура речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Правильная речь – это один из важнейших показателей того, что ребенок действительно готов к обучению в школе. Ведь именно правильная речь — залог успешного овладения чтением и письмом. Письменная речь (чтение и письмо) будут формироваться на основе устной. По статистике процент детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается. В отношении состояния звукопроизношения тревожным фактом является и то, что даже в младших группах детских садов теперь не отмечается только «возрастное косноязычие», поскольку почти у каждого третьего ребенка имеют место и патологические формы нарушений звукопроизношения. 

      Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи играет большую роль в речевом развитии ребенка.

Для правильного произнесения звука необходимо:

1.Развитие артикуляционной моторики.

2.Развитое речевое дыхание.

3.Развитие мелкой моторики также оказывает свое благотворное воздействие на становление речи малыша.

4. Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие 

Просмотр содержимого документа
«Презентация для воспитателей "Звуковая культура речи"»

 Консультация для воспитателей    Тема: « Звуковая культура речи»

Консультация для воспитателей Тема: « Звуковая культура речи»

1 ЭТАП  Артикуляционная гимнастика Цель речевой гимнастики  – формирование определенного положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.   С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к их выполнению невелик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.

1 ЭТАП Артикуляционная гимнастика

Цель речевой гимнастики – формирование определенного положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

  •   С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к их выполнению невелик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.
Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. Чищу зубы, Чищу зубы И снаружи, И внутри. Не болели, Не темнели, Не желтели чтоб они  В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. По-прежнему используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются.  В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую 

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Чищу зубы, Чищу зубы

И снаружи, И внутри.

Не болели, Не темнели,

Не желтели чтоб они

  • В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. По-прежнему используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются.
  • В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую 
2 ЭТАП Развитие речевого дыхания Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чёткое произношение звуков. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал) 3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). 4. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.   Важно!  Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений.  Многократное выполнение таких упражнений может привести  к головокружению.

2 ЭТАП Развитие речевого дыхания

  • Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чёткое произношение звуков.

  • Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
  • Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)

3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки

(на начальном этапе можно прижимать их ладошками).

4. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Важно!  Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений.

Многократное выполнение таких упражнений может привести

к головокружению.

3 ЭТАП  Развитие мелкой моторики Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.  Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

3 ЭТАП Развитие мелкой моторики

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

 БИОНЕРГОПЛАСТИКА  Термин “ биоэнергопластика ” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики . Биоэнергопластика  – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
  • БИОНЕРГОПЛАСТИКА

Термин “ биоэнергопластика ” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики .

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

 БЕГЕМОТИК МЕСИМ ТЕСТО Широко открыли ротик – Получился «бегемотик». А затем закрыли рот – Отдыхает «бегемот». «Мы испечь блины решили, Много теста замесили. Чтобы было веселей, Пригласили всех друзей»

БЕГЕМОТИК МЕСИМ ТЕСТО

Широко открыли ротик –

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот – Отдыхает «бегемот».

«Мы испечь блины решили,

Много теста замесили.

Чтобы было веселей,

Пригласили всех друзей»

                        Су Джок терапия, которая активизирует развитие речи ребенка.  С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворительного влияния на весь организм, приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что способствует артикуляционной моторики, а значит и улучшени звукопроизношения.

Су Джок терапия, которая активизирует развитие речи ребенка. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворительного влияния на весь организм, приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что способствует артикуляционной моторики, а значит и улучшени звукопроизношения.

  Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране. (положить шарик на ладошку.) У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику):  Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш. (зажать шарик в ладошке).  И решил он однажды навестить своих друзей.

Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране. (положить шарик на ладошку.) У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш. (зажать шарик в ладошке). И решил он однажды навестить своих друзей.

4 ЭТАП Развитие фонематического слуха. Физический слух - это способность слышать окружающие звуки. (шум дождя, скрип двери, шуршание листвы) Речевой слух - это наивысшая способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать. Фонематическое слух - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. (лак – рак, шапка – сапка).

4 ЭТАП Развитие фонематического слуха.

  • Физический слух - это способность слышать окружающие звуки. (шум дождя, скрип двери, шуршание листвы)
  • Речевой слух - это наивысшая способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать.
  • Фонематическое слух - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. (лак – рак, шапка – сапка).
 Вопрос о развитии у ребёнка ФС остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей 6-7 лет произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.

Вопрос о развитии у ребёнка ФС остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей 6-7 лет произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.

Узнавание неречевых звуков

Узнавание неречевых звуков

.   Различение звуков речи  по тембру, силе и высоте 2 этап Примерный перечень игр:   - Кто позвал?   Водящий стоит спиной, дети по очереди называют его имя. Водящий на слух определяет, кто его позвал. Усложнение: водящий произносит то тихо, то громко «Ау», а дети определяют далеко или близко он находится. - детям показывают игрушку-котенка, просят запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко) и далеко (тихо). Затем меняя силу голоса, взрослый произносит «мяу», а дети отгадывают, далеко или близко котенок. Аналогично: «Пароход гудит», «Какая дудочка играет?» (большая или маленькая), «Кто плачет?» (мальчик низким голосом  А-А-А, девочка высоким) .   - «Три медведя» (низкий, средний, высокий голос)    - «Кто в домике живет?»  (звукоподражание  животным с разной высотой голоса). 

.

 

Различение звуков речи по тембру, силе и высоте

2 этап

Примерный перечень игр:

  - Кто позвал?   Водящий стоит спиной, дети по очереди называют его имя. Водящий на слух определяет, кто его позвал. Усложнение: водящий произносит то тихо, то громко «Ау», а дети определяют далеко или близко он находится.

- детям показывают игрушку-котенка, просят запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко) и далеко (тихо). Затем меняя силу голоса, взрослый произносит «мяу», а дети отгадывают, далеко или близко котенок. Аналогично: «Пароход гудит», «Какая дудочка играет?» (большая или маленькая), «Кто плачет?» (мальчик низким голосом  А-А-А, девочка высоким) .

  - «Три медведя» (низкий, средний, высокий голос)

   - «Кто в домике живет?»  (звукоподражание  животным с разной высотой голоса). 

Различение сходных по звучанию  слов 3 этап

Различение сходных по звучанию слов

3 этап

Определение: количества звуков - (звуковая линейка); последовательности звуков; места звуков.

Определение:

  • количества звуков - (звуковая линейка);
  • последовательности звуков;
  • места звуков.
Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор» 17

Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции»

или «Сломанный телевизор»

17

Дидактическая игра «Слоговые домики»

Дидактическая игра «Слоговые домики»

. Развивая фонематический слух, вы облегчаете ребенку процесс освоения чтением и письмом.

. Развивая фонематический слух, вы облегчаете ребенку процесс освоения чтением и письмом.

  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.  Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.  Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.  Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.  Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.    СИНКВЕЙН – «пять строк»

Первая строка одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

СИНКВЕЙН – «пять строк»

.  Пример составления синквейна 1. Кукла. 2. Красивая, любимая. 3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая. 5. Игрушка  1

.

Пример составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка

1

ВОСПИТАННИКИ ВОСПИТАТЕЛИ
  • ВОСПИТАННИКИ
  • ВОСПИТАТЕЛИ
: Сегодня я узнала …   Меня сегодня удивило …   Больше всего мне понравилось …  Хотелось бы добавить … и т. д.

:

  • Сегодня я узнала …
  • Меня сегодня удивило …
  • Больше всего мне понравилось …
  • Хотелось бы добавить … и т. д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!