Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока биологии в 5 классе на тему "Лишайники"»
1. Существа, которые К. А. Тимирязев назвал «растениями-сфинксами»; 2. Голосеменное растение – символ Нового года; 3. Тесное сожительство двух живых организмов, полезное как одному, так и другому; 4. Самая яркая часть гриба; 5. Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов; 6. Одноклеточные безъядерные организмы; 7. Тонкие длинные нити, образующие тело гриба; 8. Как называется тело многоклеточной водоросли? 9. Пластинчатые грибы рыжего цвета, «тезки» хищного зверя наших лесов; 10. Низшие растения, чаще всего живущие в воде.
ЛИШАЙНИКИ
Станция Историческая:
Лихенология – наука, изучающая лишайники
(1803 г.).
Де Бари (1866 г.): лишайники – составные организмы;
А. С. Фаминицын, И. В. Баранецкий (1867 г.): разделили лишайник на гриб и водоросль;
Э. Ахариус: выделил лишайники в самостоятельную группу, впервые систематизировал 906 видов лишайников, известных в то время науке.
Станция Географическая
На коре деревьев
На почве
На снегу
На камнях
На шифере
На стенах
На стекле
На металле
В Антарктиде
В тундре
В пустыне
В лесах
На болотах
Станция Биологическая
Кустистые лишайники наиболее чувствительны
к загрязнению окружающей среды
Ягель (олений мох)
Уснея
Цетрария
Вставьте пропущенные слова:
Лишайники образованы _____________ и __________________ .
___________ обеспечивает подачу воды и минеральных веществ, а ________________ создает органические вещества.
Лишайники – это ____________________ организмы.
Наука изучающая лишайники - _________________________ .
Верно ли суждение?
1. Лишайник имеет стебель с листьями.
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.
4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.
6. Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.
Проверяем работы и ставим оценку:
1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) +
если все задания выполнены верно – «5»;
если 1 ошибка – «4»;
если 2 ошибки – «3»;
если 3 и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.
Домашнее задание:
§ 23, вопросы 5 – 6 на с. 127;
Подготовить материал о значении лишайников
в природе и в жизни человека.