СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Девичья красота в узбекских народных сказках"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация используется при защите проекта "Девичья красота в узбекских народных сказках"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Девичья красота в узбекских народных сказках"»

       Девичья красота в  в у узбекских народных сказках   Мирзалиева Хонзода, ученица 6А класса

Девичья красота в в у узбекских народных сказках

Мирзалиева Хонзода,

ученица 6А класса

По национальности я – узбечка. Моё раннее детство прошло среди гор, шумных водопадов и прекрасных народных сказаний. Мне пели древние колыбельные песни на узбекском языке, рассказывали и читали узбекские народные сказки. Ещё тогда я поняла, что в народе ценят и любят красивых девушек нашей прекрасной горной страны.  А каких же девушек считает красивыми узбекский народ? Какими качествами должна обладать узбекская красавица? Это мы сейчас и узнаем из узбекских народных сказок.

По национальности я – узбечка. Моё раннее детство прошло среди гор, шумных водопадов и прекрасных народных сказаний. Мне пели древние колыбельные песни на узбекском языке, рассказывали и читали узбекские народные сказки. Ещё тогда я поняла, что в народе ценят и любят красивых девушек нашей прекрасной горной страны.

А каких же девушек считает красивыми узбекский народ? Какими качествами должна обладать узбекская красавица? Это мы сейчас и узнаем из узбекских народных сказок.

Узбекские сказки, как и сказки других народов, в своем подавляющем большинстве — древнего происхождения. Узбекские сказки, как и сказки других народов, в своем подавляющем большинстве — древнего происхождения. По содержанию, художественным образам и особенностям композиции узбекские народные сказки можно разделить на три большие группы: сказки о животных, волшебно-фантастические и бытовые. По содержанию, художественным образам и особенностям композиции узбекские народные сказки можно разделить на три большие группы — сказки о животных, волшебно-фантастические и бытовые.

Узбекские сказки, как и сказки других народов, в своем подавляющем большинстве — древнего происхождения.

Узбекские сказки, как и сказки других народов, в своем подавляющем большинстве — древнего происхождения.

По содержанию, художественным образам и особенностям композиции узбекские народные сказки можно разделить на три большие группы: сказки о животных, волшебно-фантастические и бытовые.

По содержанию, художественным образам и особенностям композиции узбекские народные сказки можно разделить на три большие группы — сказки о животных, волшебно-фантастические и бытовые.

В изображении животных и их жизни обычно отражены «классовые взаимоотношения» общества того времени и оценка их с точки зрения трудящихся. Часто здесь высмеиваются и осуждаются не просто различные человеческие пороки и недостатки, а недостатки угнетателя, их несправедливость, жестокость и беспечность. Характерно, что в сказках о животных обычно подчеркивается победа маленьких, трудолюбивых животных над хищными и коварными. Например, это ярко видно в сказках «Сусамбил» и «Умная коза», где домашние животные борются против хищников — льва, тигра, волка и. т. д. В тех сказках о животных, где появляется человек, он всегда побеждает, одолевает больших и сильных зверей, подчиняет их и заставляет служить себе.

В изображении животных и их жизни обычно отражены «классовые взаимоотношения» общества того времени и оценка их с точки зрения трудящихся. Часто здесь высмеиваются и осуждаются не просто различные человеческие пороки и недостатки, а недостатки угнетателя, их несправедливость, жестокость и беспечность. Характерно, что в сказках о животных обычно подчеркивается победа маленьких, трудолюбивых животных над хищными и коварными. Например, это ярко видно в сказках «Сусамбил» и «Умная коза», где домашние животные борются против хищников — льва, тигра, волка и. т. д.

В тех сказках о животных, где появляется человек, он всегда побеждает, одолевает больших и сильных зверей, подчиняет их и заставляет служить себе.

Волшебно-фантастические сказки узбекского народа тоже имеют, как правило, древние корни. Их возникновение относится к периоду, когда люди еще не понимали законов природы и не знали путей воздействия на нее. Люди тогда верили в таинственные силы природы, в существование дивов, пэри, аждаров — драконов и других мифических существ, в возможность превращений человека в животное или неодушевленные предметы.

Волшебно-фантастические сказки узбекского народа тоже имеют, как правило, древние корни. Их возникновение относится к периоду, когда люди еще не понимали законов природы и не знали путей воздействия на нее. Люди тогда верили в таинственные силы природы, в существование дивов, пэри, аждаров — драконов и других мифических существ, в возможность превращений человека в животное или неодушевленные предметы.

В волшебно-фантастической сказке есть чудесные помощники, которые в самый трудный момент помогают положительным героям. Чаще всего эти помощники — мудрец-старик, волшебные животные, птицы, разные таинственные предметы — кольцо, нож, перья и др. , но чтобы подчинить их или завладеть ими, требуется сообразительность, ловкость, мужество. Все это подчеркивает моральную и физическую силу человека, его неизмеримое превосходство над самыми сильными проявлениями волшебства.

В волшебно-фантастической сказке есть чудесные помощники, которые в самый трудный момент помогают положительным героям. Чаще всего эти помощники — мудрец-старик, волшебные животные, птицы, разные таинственные предметы — кольцо, нож, перья и др. , но чтобы подчинить их или завладеть ими, требуется сообразительность, ловкость, мужество. Все это подчеркивает моральную и физическую силу человека, его неизмеримое превосходство над самыми сильными проявлениями волшебства.

Основной особенностью бытовых сказок является их сатирический характер. Они разоблачают жестокость ханов, шахов, баев и всевозможных эксплуататоров.

Основной особенностью бытовых сказок является их сатирический характер. Они разоблачают жестокость ханов, шахов, баев и всевозможных эксплуататоров.

Красавица Тысяча Косичек  Главная героиня этой сказки - Хазор-гейсу - царевна Тысяча косичек, дочь шаха.  Много испытаний прошла отважная девушка, где, благодаря своей силе и находчивости, находила выход из многих сложных ситуаций. И провидение вознаграждает Хазор-гейсу: она встречает свою настоящую любовь. Она расколдовывает прекрасного юношу   Автор неоднократно подчёркивает, что это была обыкновенная девушка с нежными ручками, скромная, стыдливая. Но она обладала огромной силой воли и стремлением к победе, готовностью прийти в любой момент на помощь. В этом-то и заключается красота царевны Тысячи косичек . Узбекская народная сказка возвеличивает образ женщины.  А мы сейчас обратимся к волшебным сказкам. Именно в них прославляется красота узбекской девушки.  

Красавица Тысяча Косичек

Главная героиня этой сказки - Хазор-гейсу - царевна Тысяча косичек, дочь шаха. Много испытаний прошла отважная девушка, где, благодаря своей силе и находчивости, находила выход из многих сложных ситуаций. И провидение вознаграждает Хазор-гейсу: она встречает свою настоящую любовь. Она расколдовывает прекрасного юношу

Автор неоднократно подчёркивает, что это была обыкновенная девушка с нежными ручками, скромная, стыдливая. Но она обладала огромной силой воли и стремлением к победе, готовностью прийти в любой момент на помощь. В этом-то и заключается красота царевны Тысячи косичек .

Узбекская народная сказка возвеличивает образ женщины.

А мы сейчас обратимся к волшебным сказкам. Именно в них прославляется красота узбекской девушки.

 

Алиманго    Главная героиня этой сказки - девушка Мария. Она после смерти родителей осталась жить с злой мачехой и её родной дочкой. За своё трудолюбие, покорность и доброту Мария была вознаграждена доброй феей в то время, когда она стирала бельё на берегу реки .  Фея подарила девушке красивое платье, а бельё само достиралось и уложилось в корзину. А зло в образе сестрицы Хосепы оказалось наказанным. Её фея превратила в безобразного краба Алиманго. Не любит узбекский народ ленивых, злых людей с чёрствым сердцем.  

Алиманго

 

Главная героиня этой сказки - девушка Мария. Она после смерти родителей осталась жить с злой мачехой и её родной дочкой.

За своё трудолюбие, покорность и доброту Мария была вознаграждена доброй феей в то время, когда она стирала бельё на берегу реки . Фея подарила девушке красивое платье, а бельё само достиралось и уложилось в корзину.

А зло в образе сестрицы Хосепы оказалось наказанным. Её фея превратила в безобразного краба Алиманго. Не любит узбекский народ ленивых, злых людей с чёрствым сердцем.

 

Дочь пастуха. Главная героиня этой сказки – дочь пастуха. После смерти матери отец женился на другой женщине, вдове, у которой была дочь. «Злая мачеха издевалась над падчерицей. Свою дочь она каждый день кормила сдобными лепешками, а падчерице давала кусок черствого хлеба и заставляла выполнять всю тяжелую работу в доме.» Все видели тяжёлую жизнь девушки, жалели её. Только отец во всём потакал жене. Автор восторгается своей героиней : она отказывается от мести, перенеся столько несправедливых гадостей! Вот она, истинная красота узбекской девушки! Она в её трудолюбии, кротости, доброте и беззлобности!

Дочь пастуха.

Главная героиня этой сказки – дочь пастуха. После смерти матери отец женился на другой женщине, вдове, у которой была дочь. «Злая мачеха издевалась над падчерицей. Свою дочь она каждый день кормила сдобными лепешками, а падчерице давала кусок черствого хлеба и заставляла выполнять всю тяжелую работу в доме.»

Все видели тяжёлую жизнь девушки, жалели её. Только отец во всём потакал жене.

Автор восторгается своей героиней : она отказывается от мести, перенеся столько несправедливых гадостей! Вот она, истинная красота узбекской девушки! Она в её трудолюбии, кротости, доброте и беззлобности!

Так сложилась моя судьба, что жить и учиться мне пришлось на гостеприимной российской земле. Здесь я познакомилась и подружилась с множеством русских девочек. На уроках чтения и литературы я услышала и прочитала множество русских народных сказок. Из них я поняла, что и русский народ ценит девушек за их доброту, трудолюбие, готовность прийти на помощь тем, кому плохо. Значит, все народы мира главной красотой человека считают духовную красоту! Значит, мы все верим в одно! Значит, ничто не мешает нам жить на земле в мире, дружбе и согласии. И совсем неважно, сколько косичек заплетает девочка: две и двадцать пять. Главное, чтобы душа у неё была красивой!

Так сложилась моя судьба, что жить и учиться мне пришлось на гостеприимной российской земле. Здесь я познакомилась и подружилась с множеством русских девочек. На уроках чтения и литературы я услышала и прочитала множество русских народных сказок. Из них я поняла, что и русский народ ценит девушек за их доброту, трудолюбие, готовность прийти на помощь тем, кому плохо. Значит, все народы мира главной красотой человека считают духовную красоту! Значит, мы все верим в одно! Значит, ничто не мешает нам жить на земле в мире, дружбе и согласии. И совсем неважно, сколько косичек заплетает девочка: две и двадцать пять. Главное, чтобы душа у неё была красивой!

К сиянию луны, красавицы ночной,  Добавлю я тепло, даримое свечой,  Сверканье сахара, осанку кипариса,  Журчание ручья… И выйдет облик твой.   Омар Хайям. Рубаи.

К сиянию луны, красавицы ночной, Добавлю я тепло, даримое свечой, Сверканье сахара, осанку кипариса, Журчание ручья… И выйдет облик твой.

Омар Хайям. Рубаи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!