МБОУ
«Костровская СОШ» Стропицкой филиал
Учитель начальных классов
Колоколова Л.В.
Стропицы 2015г.
Целеполагание: познакомимся с термином антонимы; научимся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; будем анализировать, делать выводы, сравнивать, доказывать своё мнение.
Оборудование : мультимедиа система; В.П.Канакина, В.Г.Горецкий учебник Русский язык 2 кл. 1ч.; словарное слово на плакате, картинки на слайде; Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.
Ход урока
I Организационный момент.
II Актуализация знаний.
Разгадайте загадки, напишите отгадки.
1. Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
4. Само с кулачок, красный бочок, Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко .
2. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем !
5. Бежал по тропке луговой - Кивали маки головой. Бежал по речке голубой - Вся речка сделалась рябой.
3. Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Поставьте ударение, подчеркните букву,
которую запоминали.
Проверим себя
Сверка с образцом на доске
Ро́д и на, с е нтя́брь, б е рёза, я́бл о к о , ве́т е р.
Оценим себя
«!» - все слова написал верно
«+» -сделал 1-2 ошибки
«-» - ещё ошибаюсь, слова надо выучить
Д о свида ́ н ия
9 октября
Классная работа
Пр о ща ́ й
Послушай стихотворение:
К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» (До свиданья!)
(О.Емельянова)
- Слово до свидания словарное. (Учитель записывает его на доске). До пишем раздельно со словом. Можно сказать до скорого свидания. Поставьте ударение в слове. Подчеркните безударные гласные. Их нужно запомнить. Подберите синоним к слову до свидания . ( Прощай ). Это слово тоже словарное. Кто напишет его на доске? ( Ученик записывает слово, подчёркивает букву о , ставит в слове ударение).
- Слово до свидания словарное. (Учитель записывает его на доске).
- До пишем раздельно со словом. Можно сказать до скорого свидания.
- Поставьте ударение в слове. Подчеркните безударные гласные. Их нужно запомнить.
- Подберите синоним к слову до свидания . ( Прощай ).
- Это слово тоже словарное. Кто напишет его на доске? ( Ученик записывает слово, подчёркивает букву о , ставит в слове ударение).
III Самоопределение к деятельности
Прочитайте стихотворение.
Грустный клоун громко плачет,
а весёлый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить.
- Чем интересны слова грустный , весёлый ? ( У них противоположное значение).
Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка.
Любят кот и папа Тани Спать на мягком на диване, А на жёсткий табурет Вовсе претендентов нет.
Найди слова с противоположным значением
Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил только Сладкий торт и перец горький.
За высоким за забором Можно спрятать даже гору, А за низеньким , увы, Виден каждый пук травы.
Грязному автомобилю Путь машины преградили: «Чистым здесь зелёный свет! Остальным дороги нет!»
Петя пил чай ледяной И теперь лежит больной. Если б пил компот сливовый, Был бы, как Степан, здоровый.
IV Работа по теме урока
- Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с противоположным значением.
- Открой учебник на с.54. Прочитайте тему урока. ( Что такое антонимы?)
(Антонимы – это слова противоположные по значению).
Работа по учебнику.
Упражнение 71 с.54
- Прочитай текст.
- Почему муравей загрустил? (За всю свою жизнь он не сможет увидеть конца моря).
- Что сравнивал муравей? (Море и себя).
- Как называются слова большой и маленький? ( Антонимы)
- Спиши предложение, в котором есть эти слова.
V Физкультминутка
VI Работа по теме урока (продолжение)
- Самостоятельно прочитай правило на с.54.
- Что такое антонимы?
- Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка». (Показ словаря).
- На с.142 учебника располагается небольшой словарь антонимов. Ознакомьтесь с ним.
Страничка для любознательных.
Самостоятельное чтение информации.
- От каких слов произошло слово антоним? (От греческих слов анти – «против» и онима – «имя».
VII Закрепление изученного материала
Упражнение 72 с.55 (Коллективная работа).
Упражнение 73 с.56 (Самостоятельная работа). Взаимопроверка. Взаимооценка.
VIII Рефлексия
- Посмотри на картинки (слайды 11-16).
- Подбери к ним антонимы. Запишите.
Проверим себя
Чистый – грязный
Весёлый – грустный
Большой – маленький
Широкий – узкий
Чёрный - белый
Старый - молодой
Оценим себя
«!» - все слова написал верно
«+» -сделал 1-2 ошибки
«-» - ещё ошибаюсь, слова надо выучить
Домашнее задание
Выполнить упражнение в рабочей тетради 41 с.21
VIII Подведение итогов урока
- Что нового узнал на уроке? (Антонимы)
-Что такое антонимы?
-Для чего нужны антонимы? (Антонимы делают нашу
речь более выразительной, красочной).
-Оцени свою работу на уроке.
Источники информации
- В. П. Канакина, В.Г.Горецкий Учебник «Русский язык» 2 класс, часть I ,. – М.:
Просвещение,2012.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М. Просвещение. 1994.
- Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012.
- «Школа России». Сборник рабочих программ. 1- 4 классы. – М. Просвещение. 2011.
- Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
- Грамматика в картинках: Антонимы прилагательные. Издательство: Мозаика – Синтез. Серия: Наглядно – дидактическое пособие. 2010г.
- www.igraza.ru