СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. А.Н.Островский. Драма "Гроза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации можно использовать при изучении биографии писателя и драмы «Гроза». Обобщенно раскрывает темы: город Калинов, система образов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. А.Н.Островский. Драма "Гроза"»

Александр  Николаевич  островский   (1823 – 1886)

Александр Николаевич островский (1823 – 1886)

А. Н. Островский - величайший русский драматург, который принёс на сцену новые темы, вывел новых героев. В его пьесах вместилась вся Россия — её быт, нравы, история. Особое место занимает тема «самодурства», изображение людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека.
  • А. Н. Островский - величайший русский драматург, который принёс на сцену новые темы, вывел новых героев.
  • В его пьесах вместилась вся Россия — её быт, нравы, история.
  • Особое место занимает тема «самодурства», изображение людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека.
1850 г. Л. Н. Толстой: «...слышится этот сильный протест против современного быта...»

1850 г.

Л. Н. Толстой: «...слышится этот сильный протест против современного быта...»

1853 г. И. С. Тургенев: « Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач !..»

1853 г.

И. С. Тургенев: « Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач !..»

1854 г. Н. А. Некрасов: «...разве только в первом, известном произведении г. Островского (то есть в комедии «Свои люди -- сочтемся!») можно найти такие живые и мастерски очерченные лица »

1854 г.

Н. А. Некрасов: «...разве только в первом, известном произведении

г. Островского (то есть в комедии «Свои люди -- сочтемся!») можно найти такие живые и мастерски очерченные лица »

1860 г. М. М. Достоевски й: « Гроза» есть, без  сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых ». 

1860 г.

М. М. Достоевски й: « Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых ». 

1868 г.  Е. Утин:  « Островский  почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы … для достижения своей цели, которая сводится к одному слову — карьера ».

1868 г.

Е. Утин:

« Островский

почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы … для достижения своей цели, которая сводится к одному слову — карьера ».

1873 г.

1873 г.

1879 г. В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях.  Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко  но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности«. («Новое время», 26 января 1879 г.).

1879 г.

  • В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности«.
  • («Новое время», 26 января 1879 г.).
Пьеса «гроза» 1859

Пьеса «гроза»

1859

История создания пьесы На идею создания пьесы «Гроза» оказала сильное влияние «Литературная экспедиция» 1856 и 1857 гг., в которой участвовал А. Н. Островский. Прототипом города Калинова служат приволжские города Торжок, Тверь, Кинешма. Я изумился, глядя на это… Измученный воротился домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мною. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»

История создания пьесы

  • На идею создания пьесы «Гроза» оказала сильное влияние «Литературная экспедиция» 1856 и 1857 гг., в которой участвовал А. Н. Островский.
  • Прототипом города Калинова служат приволжские города Торжок, Тверь, Кинешма.

Я изумился, глядя на это… Измученный воротился домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мною. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»

Смысл названия пьесы «Гроза» Природное явление Гроза как природное явление становится Социальное столкновение фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы

Смысл названия пьесы «Гроза»

Природное явление

Гроза как природное явление становится

Социальное столкновение

фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы

Столкновение убеждений консервативно

настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы

Городок Калинов Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «… весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо …»

Городок Калинов

  • Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «… весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо …»
Городок Калинов  - типичная картина русской провинциальной  действительности В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев. Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!...    (Кулигин)

Городок Калинов - типичная картина русской провинциальной действительности

  • В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.
  • Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
  • Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его.

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!...  

(Кулигин)

Город Калинов  и его обитатели Законы, по которым строится жизнь в городе  «Тёмное царство»  Жертвы «тёмного царства»  У кого деньги – у того и власть.  У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.  Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.  Запретить любое проявление живого человеческого чувства.  Заставить лгать, приспосабливаться.  Олицетворяют гнетущую власть.  Враги всего живого и нового.  Кабаниха, Дикой.  Угнетённые и бесправные  Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства».  Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.

Город Калинов и его обитатели

Законы, по которым строится жизнь в городе

«Тёмное царство»

Жертвы «тёмного царства»

  • У кого деньги – у того и власть.
  • У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
  • Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
  • Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
  • Заставить лгать, приспосабливаться.
  • Олицетворяют гнетущую власть.
  • Враги всего живого и нового.
  • Кабаниха, Дикой.
  • Угнетённые и бесправные
  • Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства».
  • Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.
составление таблицы  «Система образов в драме  А. Н. Островского “Гроза”» герои «самодуры цитаты русской жизни» смирившиеся приспособившиеся Катерина Кулигин

составление таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»

герои

«самодуры

цитаты

русской жизни»

смирившиеся

приспособившиеся

Катерина

Кулигин

Система образов в драме  А. Н. Островского “Гроза” «самодуры герои цитаты русской жизни» Кабаниха смирившиеся приспособившиеся Дикой «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе» Тихон Катерина Борис Варвара «Где уж мне своей волей жить» Кудряш «Лишь бы всё шито-крыто было…» «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела» Кулигин «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»

Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”

«самодуры

герои

цитаты

русской жизни»

Кабаниха

смирившиеся

приспособившиеся

Дикой

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»

Тихон

Катерина

Борис

Варвара

«Где уж мне своей волей жить»

Кудряш

«Лишь бы всё шито-крыто было…»

«Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

Кулигин

«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»

Что привело к трагедии Катерины Жизнь Катерины в родительском доме Жизнь Катерины Сердечное отношение родных в доме Кабановой Жестокое отношение Кабанихи Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Постоянный духовный бунт Относительная свобода Непонимание её натуры и стремлений Тихоном Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная впечатлительность, Влияние жизни у Кабановых на Катерину: романтическое отношение к жизни осознание своей обречённости , замкнутость, разочарованность в семейной жизни; страстное стремление к свободе, любви, счастью

Что привело к трагедии Катерины

Жизнь Катерины

в родительском доме

Жизнь Катерины

Сердечное отношение родных

в доме Кабановой

Жестокое отношение Кабанихи

Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок

Постоянный духовный бунт

Относительная свобода

Непонимание её натуры и стремлений Тихоном

Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная

впечатлительность,

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

романтическое отношение к жизни

осознание своей обречённости , замкнутость, разочарованность в семейной жизни;

страстное стремление к свободе, любви, счастью

Явление природы Наказание господне Катерина, «луч света в тёмном царстве», словно молния, предшествующая грозе, потрясла устои Калинова… ГРОЗА   «грозовая» стихия любви Катерины Тихон, уезжая, радуется, что 2 недели без грозы будет

Явление природы

Наказание господне

Катерина, «луч света в тёмном царстве», словно молния, предшествующая грозе, потрясла устои Калинова…

ГРОЗА

«грозовая» стихия любви Катерины

Тихон, уезжая, радуется, что 2 недели без грозы будет

Нравственные проблемы:   Проблема человеческого достоинства Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения Проблема честности, справедливости и способности сделать выбор Проблема семьи и семейных отношений

Нравственные проблемы:

  • Проблема человеческого достоинства
  • Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения
  • Проблема честности, справедливости и способности сделать выбор
  • Проблема семьи и семейных отношений
Темы для сочинения Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»? Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой? Могла ли Катерина найти счастье в семье?

Темы для сочинения

  • Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»?
  • Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой?
  • Могла ли Катерина найти счастье в семье?
А.Н.ОСТРОВСКий в русской литературе   Александр Николаевич

А.Н.ОСТРОВСКий в русской литературе

  • Александр Николаевич "Островский – "гигант театральной литературы" (Луначарский), он создал русский театр, целый репертуар, на котором воспитывались многие поколения актёров, укреплялись и развивались традиции сценического искусства.
  • М. Н.Ермолова, знаменитая артистка Малого театра, писала в 1924 году в своих воспоминаниях: “Вместе с Островским на сцену явилась сама правда и сама жизнь...».
  • “ Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”. Это замечательное письмо получил среди прочих поздравлений в год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности Александр Николаевич Островский от другого большого русского писателя – И.А.Гончарова.
Кострома. Государственный драматический театр им. А.Н.Островского

Кострома.

Государственный драматический театр

им. А.Н.Островского

Государственный академический  Ма́лый   театр  России — драматический  театр  в Москве.

Государственный академический  Ма́лый   театр  России — драматический  театр  в Москве.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!