СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преподавание национальных региональных и этнографических особенностей на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша Республика удивительно красива, есть, за что ее любить и восторгаться ей. Мне хочется заразить этой любовью своих учеников. 

Просмотр содержимого документа
«Преподавание национальных региональных и этнографических особенностей на уроках географии»

Модернизация географического образования предполагает смену парадигм учения – от знаньевой парадигмы, которая определяла отечественное образование на 3 этапе - индустриального развития нашей страны, к современной парадигме образования, основанной на системно-деятельностном подходе. Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни.

География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально- экономические процессы.

Большое влияние на преподавание географии оказал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, которого можно считать родоначальником научных основ методики обучения географии в России. К. Д. Ушинский предлагал начинать географию с изучения своей местности, настаивал на необходимости развивать у детей «инстинкт местности», эту способность, «чрезвычайно полезную в учении и в практической жизни», он советовал всячески укреплять у учащихся. Если дети научатся разбираться в окружающей местности, а затем перейдут к изучению своего отечества, то, по мнению К.Д. Ушинского, преподавание географии пойдет живее и лучше, чем идет теперь, когда начинают учить дитя географии с предметов, недоступных ему по громоздкости, и, не развивая в нем предварительно географического инстинкта. К.Д. Ушинский обосновал родиноведческий принцип, отмечал необходимость тесно увязать обучение географии с окружающей природой, деятельностью человека и о развитии воображения в процессе изучения географии. К. Д. Ушинский выдвинул принцип: от известного – к неизвестному, что главное в географии – изучение родного края и страны. Горячо отстаивал идеи родиноведения ученик К. Д. Ушинского методист-географ Д.Д. Семенов, который создал первый русский учебник географии отечества «Уроки географии» построенный на родиноведческом принципе.

Наша Республика удивительно красива, есть, за что ее любить и восторгаться ей. Мне хочется заразить этой любовью своих учеников.

Я учитель географии и придаю своему предмету важное значение. В наше время работать в школе трудно, но интересно. Сейчас, за школьными партами сидит новое поколение, которое иначе воспринимает жизнь. Учитель творческая натура. Профессия эта дает возможность учителю идти в ногу со временем, а для этого надо заниматься самообразованием. Тема моего самообразования «Национально-региональные и этнографические особенности на уроках географии в 5 классе».
В своей работе стараюсь использовать нетрадиционные формы, ИКТ. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Принципиальным отличием стандартов второго поколения является их ориентация на формирование личности обучающихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии в 6-9 классах основной школы является типичным, как и в физико-географическом так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащихся основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных знаний. Национально-региональные и этнографические особенности преподавания географии включают в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но и также сведения из истории, литературе, этнографии и др.
Воспитывая любовь к малой родине (к своей республике) и формируя гражданскую позицию, показываю учащимся связь родного края, села с Родиной, помогаю уяснить неразрывную связь единства села с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником традиций родного края.
Для реализации данных задач я использую разные методы: комбинированные уроки, практические работы, фенологические наблюдения, экскурсия, исследовательские работы, урок-игра, конкурсы, викторины, диспуты и т.д. Например: в 6 классе при изучении темы «Географическая карта» определяем координаты своей столицы, высоту Кавказских гор. При изучении темы «Литосфера» - даем описание рельефа своей местности. «Атмосфера» - ведем фенологические наблюдения (календарь погоды) и на последних уроках обрабатываем данные и делаем вывод о погоде нашей местности.
В 7 классе ученики более подробно знакомятся с особенностями природы своей республики. Проверочные работы проводятся в виде тестов, ответов на вопросы, решений и составлений кроссвордов, презентаций и творческих проектов. Делаю акцент на работу с контурными картами и атласами, с дополнительной литературой и интернетом. Весьма важна роль карты для составления количественных и качественных характеристик объектов и явлений, установление их изменений во времени. Уникальной укрупненной дидактической единицей является карта, но к сожалению контурные карты по Адыгее были выпущены очень давно, вообще очень мало литературы по географии родного края.
В 8 классе на изучение своего региона отвожу 6 часов в конце курса, хотя при изучении темы «Особенности природы и природные ресурсы» мы постоянно обращаемся к особенностям природы своей республики (рельеф, климат, внутренние воды и природные комплексы Республики Адыгея).
В 9 классе национально- региональный компонент использую при изучении тем «АПК», «Южный экономический район». В конце курса отвожу 5 часов на изучение особенностей населения и хозяйства своей республики. Также рассматриваем экологические проблемы республики.
С учащимися веду исследовательские работы, участвуем в различных природоведческих конкурсах районных: в конкурсе юных исследователей окружающей среды, во Всероссийском экологическом форуме «Зеленая планета» и т.д.. В работе «Биоэкология и экология земноводных Майкопского района на примере тритонов» была рассмотрена проблема обитания представителей земноводных в водоемах п. Цветочный.
Но все время возникала проблема реализации национально-региональных и этнокультурных особенностей на уроках географии в 5 классе, где по учебному плану 10-15 % времени должно отводиться на изучение этих особенностей. Структура УМК и темы, рассматриваемые в ходе изучения учебного материала не позволяют выделить какие либо разделы на изучение этих особенностей. Необходимо было найти компромиссное решение, которое бы позволило встроить в канву урока необходимое количество учебного материала по национально-региональным и этнографическим особенностям. Таким решением может быть моя авторская методическая разработка "Рабочая тетрадь по географии Адыгеи. 5 кл."

Сначала были определены темы и уроки, где можно было включить изучение национально-региональных и этнографических особенностей.

Темы НРЭО в 5 классе:

1. Значение географии в изучении Республики Адыгея №1

2. Географические исследования Республики Адыгея №2

3. Республика Адыгея на карте № 5

4. Значение особенностей природы Республики Адыгея в ориентировании на местности №6

5. Первые упоминания об Адыгее №9

6. Упоминания средневековых путешественников об Адыгее №11

7. Изучение Адыгеи русскими путешественниками.№18

8. Влияние океана на климат и природу Республики Адыгея №22

9. Путешествие по Республике Адыгея №24

10. Население и хозяйство Республики Адыгея №25

11. Природа Республики Адыгея №32

Затем я постаралась подобрать теоретический и практический материал, позволяющий обучающимся знакомиться с особенностями географии, истории изучения и описания, природой и населением Республики Адыгея. Все задания подобраны с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Многолетнее использование в школьной практике (с 1996 по настоящее время) показало высокую эффективность технологии продуктивного чтения применительно не только к художественному, но и к учебно-научному тексту. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта я постаралась акцентировать внимание на развитии читательских умений в работе со сплошными и несплошными текстами.

Выполнение заданий из рабочей тетради рассчитаны не на весь урок, а на 7-10 минут, но в совокупности это и составляет необходимые 10% учебного времени.

Используя данные задания на уроках географии, я увидела, что обучающимся нравиться выполнять задания.

Таким образом, я считаю, национально-региональные и этнографические особенности, применяемые на уроках, являются важным фактором нравственного, трудового, экологического и патриотического воспитания учащихся, воспитывают любовь к родной республике, расширяют кругозор и познавательные интересы обучающихся, приобщают к творческой деятельности, формируют практические навыки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!