СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление неуспешности «особой» категории обучающихся на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос неуспеваемости беспокоит всех: педагогов, учащихся, родителей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ученика, который хотел бы плохо учиться. Проблема неуспешности возникает с первых же дней пребывания учащихся в техникуме.

Просмотр содержимого документа
«Преодоление неуспешности «особой» категории обучающихся на уроках математики.»

Преодоление неуспешности «особой» категории

обучающихся на уроках математики.

Вопрос неуспеваемости беспокоит всех: педагогов, учащихся, родителей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ученика, который хотел бы плохо учиться. Проблема неуспешности возникает с первых же дней пребывания учащихся в техникуме, поскольку приходят подростки, закончившие 9 классов с одними удовлетворительными оценками. В группах 1 курса слабоуспевающие учащиеся выявляются после проведения входного контроля. В результате проведения диагностической контрольной работы за курс школы установлено, что качество знаний учащихся 1 курса низкое (см. анализ диагностической контрольной работы). Проверка работ выявила следующие недостатки: многие учащиеся допустили вычислительные ошибки, недостаточна культура построения графика, незнание и неумение использования правил и формул. Некоторые учащиеся невнимательно читают условия заданий, делают описки. Меня, как преподавателя, волнует вопрос: как добиться успешного учения, как организовать работу с учащимися, имеющими пробелы в знаниях по предмету. На мой взгляд, причины неуспеваемости следующие:

  • слабое развитие интеллекта,

  • особенности высшей нервной системы,

  • отсутствие познавательных интересов и низкая мотивация на обучение,

  • пробелы в знаниях,

  • не развиты навыки учебного труда,

  • отрицательное влияние внешней среды (семьи, сверстников),

  • пропуски занятий.

Что скрывать, иногда преподавателям приходится работать с учащимися с замедленным умственным развитием. Такие учащиеся возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются. Многие учащиеся не желают работать на уроке потому, что у них со школы сложилось твердое убеждение в собственном бессилии, в невозможности усвоить новый материал. Иногда даже легкие задания они не хотят выполнять, не выходят к доске, не поднимают руки, говорят: «У меня всё равно ничего не получится». В этом случае должна работать система мер по ликвидации пробелов в знаниях и умениях.

При изучении математики я использую следующие меры:

* доступность содержания учебного материала,

* уменьшение объёма материала,

*индивидуальный подход к слабоуспевающим учащимся на этапе закрепления,

*для ликвидации пробелов в знаниях учащихся по математике использую карточки обучающего и дифференцированного характера

* создание благоприятной морально-психологической атмосферы со стороны преподавателя и товарищей по группе,

* работа над ошибками - одна из важнейших форм преодоления пробелов в знаниях и умениях.

Известно, что знание особенностей личности учащегося позволяет педагогу развивать и совершенствовать возможности учащегося, способствует лучшему их проявлению. В связи с этим, работу с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учёбе, я начинаю с изучения учебных возможностей учащихся и выяснения причин отставании по предмету. Внимательно изучая своих учащихся, я вижу, что у одних - неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие - стремятся к механическому запоминанию правил и выводов, третьи - медлительны в работе. У одних учащихся более развита зрительная память, у других – слуховая, у третьих - моторная. Есть учащиеся, которые не владеют дисциплиной умственного труда. Это проявляется во время изложения или повторения материала и ещё в большей степени в процессе самостоятельной работы. Моя задача - оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным материалом.  Работа с отстающими предполагает обязательный индивидуальный подход к учащимся. Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики.

Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Я внимательно слежу за учащимися, помогаю им на уроке, отмечаю их малейшие успехи. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, побуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала. Консультации и дополнительные задания по математике я провожу с небольшими группами учащихся (по 4-5 человека в каждой). Консультации, как правило, носят обучающий характер. Я стараюсь максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).

Основное место в арсенале средств по предупреждению неуспеваемости учащихся занимает дидактический материал, в частности, дифференцированные карточки, карточки с образцами решения, карточки – программы обучающего характера, с алгоритмом решения, с выбором ответа, с началом решения, с указаниями и др. Несомненно, в ходе обучения необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Для своевременного выявления пробелов в знаниях учащихся; а так же для того, чтобы наметить пути ликвидации в основу учебного процесса должен быть положен систематический индивидуальный учет знаний учащихся. Для учета знаний я веду тематический учет. Такой учет дает возможность всесторонне изучить каждого обучающегося, всегда у меня под рукой сведения о его успехах и недоработках, что крайне необходимо при подготовке к уроку, в беседе с мастером п/о или родителями.
Работу со слабоуспевающими учащимися следует проводить систематически, стараться работать с ними не по факту, а на предупреждение неуспеваемости. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная воспитательная работа. Педагогам необходимо выяснять причины отставания в учебе и искать пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте - учащийся, мастер п/о, преподаватель, родители.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!