СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с нарушением слуха средством коррекционно-развивающей среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит материалы по организации предметно-развивающей среды при работе со слабослышащими дошкольнгиками.

Просмотр содержимого документа
«Преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с нарушением слуха средством коррекционно-развивающей среды»

ПРЕОДОЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВОМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Попова Г.М.

В Федеральной программе развития образования в РФ отмечается, что сегодня одним из главных условий развития дошкольного образования выступает формирование развивающей среды, что способствует наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей.

Организация жизнедеятельности детей с нарушением слуха также во многом зависит от того, насколько целесообразно создано развивающее пространство, т.к. оно является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии. Плаксина Л.И. и  Л.С. Сековец  в своей работе  «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида» определили ряд принципов организации предметно-развивающего пространства как средства коррекционной работы:

- превентивная направленность всех его средств решает вопросы предупреждения  отклонений в психофизическом развитии ребенка за счёт  обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;

- пропедевтическая направленность коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребенку постепенное введение его в информационное поле, в котором организовано безбарьерное пространство, подобрано и рационально размещено  специальное оборудование;

- преобразующее влияние пространства на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных возможностей на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти;

- информационное поле предметно-развивающего пространства учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику контактов и способов получения и переработки информации.

При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать:

- структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;

- специфику организации свободного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;

- соответствие коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;

- обеспечение в среде обучающих и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;

- организацию постепенного введения ребенка в коррекционно-развивающую среду с опорой на «зону его актуального развития» и учёта его «зоны ближайшего развития»;

- доступность, целесообразность среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций;

Цели и задачи обучения и воспитания детей с нарушением слуха, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой - глубоко специфичные. Создание коррекционной среды позволяет решать такие проблемы, как наглядность, доступность, создание доброжелательной атмосферы и, что очень важно, развитие коммуникативных навыков.

К основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относятся:
- природное окружение и его объекты;

- оборудование и атрибутика;

- физкультурно-развивающие модули и оборудование;

- системные блоки оздоровительных комплектов;

- игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;

- коррекционно - развивающие и коррекционно-компенсаторные дидактические игры и тренинги;

- игры-драматизации;

- театрально-музыкальные салоны и блоки;

- дидактические пособия, развивающие эстетические и гедонистические способности восприятия красоты;
- коррекционно-развивающая среда специальных и общеобразовательных занятий.

Предметно-развивающая среда детского сада не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для речевого развития каждого ребенка, организации увлекательной и содержательной жизни. Организуя коррекционно-развивающую среду для слабослышащих дошкольников, необходимо помнить, что среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес. В ее организации педагогу необходимо учитывать “зону ближайшего развития” каждого малыша.

При организации предметной среды учитываются коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Разговаривая с ребенком, нужно следить за своей речью: четко выговаривать сложные слова, правильно и развернуто строить фразы.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задачей совместной игровой деятельности.

Нельзя забывать о праве каждого малыша на речевое развитие в собственном темпе, на свободу выбора предметов и игрушек.

Очень важно, на мой взгляд, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно-развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Безопасность предметно – развивающей среды это не только качественно сделанные игрушки из безопасных для ребенка материалов, но и понимание и принятие личности малыша, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность среды.

Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно-развивающей среды.

В предметно-развивающую среду наши педагоги включают развивающие игры, модели, игрушки с магнитами, настольно-печатные игры, предметы для опытно-поисковой деятельности, материалы по сенсорному развитию, образы героев для пальчикового, кукольного театра, карточки для определения эмоций и чувств человека, озвученные игрушки.

В нашем дошкольном отделении все помещения оснащены комплектом учебного, игрового и бытового оборудования в соответствии с существующим перечнем игрушек и оборудования для детских садов. Но мы обязательно учитываем специфику развития детей с нарушением слуха. Например, их привлекают специально созданные ситуации: лежащая на полу коробка с прорезями и вокруг нее, кубики, шарики и другие предметы, которые побуждают ребенка собрать всё в коробку, просунуть в окошко тот или иной предмет. При этом, действуя путем «проб и ошибок», ребенок с нарушением слуха в результате предметно-практического действия достигает правильного решения задачи. Для формирования навыков общения со взрослыми используются специальные сооружения (горки, каталки, кукольный театр и др.). Такие формы общения с окружающими людьми и сверстниками занимательны и интересны детям. Нашим воспитанникам необходимо обеспечивать условия для овладения предметно-практическими правилами поведения при умывании, раздевании, одевании. Создание интерьера помещений, где осуществляются эти функции, носит специфический характер. Для этого используются игровые ситуации бытового содержания с набором игр и игрушек типа «Готовим пищу для кукол», «Сервируем стол для обеда», «Кормим куклу», «Купаем куклу», «Кукла причесывается». Игры перед зеркалом с набором атрибутов по уходу за волосами, комплектом одежды для переодевания, бижутерия и детская косметика учат детей предметно-практическим действиям, а также способствуют развитию общения.

Для стимулирования различных способов взаимодействия с окружающим миром и людьми педагоги применяют не только игровые, но и реальные ситуации. Дети упражняются на кукле, а затем эти действия переносят на себя, своих сверстников, или окружающих взрослых. Игры с переодеванием перед зеркалом, на карнавале, игры в гости любимы всеми детьми.

С помощью кукол би-ба-бо мы с детьми рассказываем сказки. Персонажи кукольного театра являются наглядной и осязательной опорой для составления рассказа, сказки. Игрушка вызывает положительные эмоциональные реакции у ребенка. У него возникает возможность для молниеносной смены ролей. Такие игры чрезвычайно полезны для развития малыша: он примеряет на себе различные ролевые поведения, учится разрешать конфликтные ситуации.

В сюжетно-ролевой игре ребенок учится ориентироваться в мире людей, изображает их взаимоотношения, варианты начала и завершения разговора. В этих играх используются различные игровые средства, которые выступают в качестве заместителей других предметов. Такие игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на развитие культуры речи.

Очень важно, на мой взгляд, предоставить ребенку возможность выбрать одного персонажа сделанного из различных материалов (мишка – резиновый, плюшевый, би-ба-бо, большой и маленький, бурый и белый). Все это позволяет нам стимулировать речевое развитие.

Комментирование педагогом действий ребёнка с предметами необходимо для развития речи. Игровое взаимодействие часто строиться на основе обладания той или иной игрушкой. Интересно проходят игры с использованием ширмы: кто спрятался, чьи это ушки, кто может так говорить и т.д. Помимо этого ширмы позволяют детям отгородиться от внешней среды, дают возможность побыть в одиночестве, почувствовать себя в безопасности при повышенной тревожности. Для стимулирования речевой деятельности детей можно показывать фотографии детей и их близких, задавать им вопросы: “Кто это на фотографии? Как зовут папу, маму и т.д.?”. Многие дети начинают с удовольствием рассказывать о своих близких.

В старшем возрасте у ребят значительно обогащается среда, усложняются отношения внутри группы. В игре дети могут просить у своих сверстников недостающие предметы – накапливается опыт коммуникативного общения. В группе для развития речи полезно иметь игрушечные телефоны, чтобы ребята могли переговариваться друг с другом, учиться строить разнообразные речевые обороты. Интересны задания по рассматриванию иллюстраций книг, сюжетных картин. Просим детей: “Найди и расскажи, а все остальные заметили – промолчи” – формируем навыки активного слушания друг друга, развития произвольности.

Таким образом, организация насыщенной, разнообразной предметно-развивающей среды в коррекционном дошкольном учреждении является одним из необходимых компонентов для формирования и развития коммуникативной сферы каждого участника педагогического процесса.

Литература:

  1. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ\ под ред. Н.В. Микляевой – М.: ТЦ Сфера, 2012.

  2. Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс Возрастно – психологический подход в консультировании детей и подростков – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.

  3. А.В. Семенович В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии. – М.: Генезис, 2010.

  4. Л.А. Венгер, А.Л. Венгер Домашняя школа мышления – М.: Дрофа, 2010.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!