Просмотр содержимого документа
«Преобразование элементов массива»
План-конспект урока в 9 классе
Тема урока: Преобразование элементов массива
Цели урока:
формирование умений выполнять преобразования элементов массива;
развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления, самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: арифметические действия, используемые для преобразования элементов числовых массивов.
Учащиеся должны уметь: выполнять простейшие преобразования элементов массива.
Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика. 9 класс», система программирования PascalABC, раздаточный материал, электронное средство обучение «Программируем с увлечением».
Методические рекомендации к уроку
Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока, учащиеся решают задачу 1 с последующим фронтальным обсуждением.
Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала
(объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Перед объяснением нового материала предложите учащимся привести примеры преобразований, которые приходится выполнять над множеством однотипных данных: преобразовывать единицы измерения, масштабы и координаты, температуры, градусные и радианные меры углов, валюты разных стран и т. п. Поставьте перед ними проблему: как упростить решение подобных задач.
Подведите учащихся к выводу, что эту проблему можно решить путём хранения данных в массивах и преобразования значений их элементов.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).
Изучение нового материала постройте на рассмотрении примеров, которые иллюстрируют простейшие преобразования элементов массивов.
Подробно рассмотрите алгоритм выполнения примера 1: объявление переменных, формирование массива, вычисления, вывод результатов. Особое внимание обратите на использование циклов. Можно провести пошаговый анализ.
Заметим, что циклы преобразования и вывода значений элементов можно объединить в один цикл.
В зависимости от уровня подготовки учащихся кратко рассмотрите алгоритм выполнения примера 2 или предложите разобрать его самостоятельно.
Закрепление нового материала (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Задание 1. Составьте программу, которая заполняет массив a [1..10] случайными целыми числами в диапазоне от 1 до 10, затем преобразовывает его, увеличивая все элементы с четными значениями на 1. Если элементы с четными значениями отсутствуют, оставить массив без изменений.
Задание 2. Составьте программу, которая заполняет массив a [1..10] случайными целыми числами в диапазоне от 1 до 10, затем преобразовывает его, увеличивая все элементы с нечетными значениями в три раза, а элементы с четными значениями заменяя на 0.
Задание 3. Составьте программу, которая заполняет массив a [1..10] случайными целыми числами в диапазоне от 1 до 10, затем преобразовывает его, возводя в квадрат все элементы с четными индексами.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учащиеся отвечают на следующие воспосы:
Какую задачу решали?
Что надо было сделать?
Что делали?
Как выполняли задание?
Что не получилось и почему?
Что следует делать в дальнейшем?
Что может помочь в дальнейшей работе?
Изучить материал § 8 (с. 38—41), выполнить упражнение 1 (одно задание на выбор учащихся). Сильные учащиеся могут дополнительно выполнить несколько заданий из упражнения 1.