СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы занимательности на уроках физики в 7 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы занимательности на уроках физики в 7 классе»

Методическая разработка








«Приемы занимательности на уроках физики в 7 классе»









Составил учитель

физики

МБОУ«СОШ№54»

Романова Н.Я










Чебоксары 2023

План методической разработки



1.Введение__________________________________________________ 3


Цели и задачи разработки____________________________________ 4


Приемы занимательности на уроках физики в 7 классе____________5


2.Основной раздел:


Роль историзма и пути его использования в обучении физике______6-7


Информационные технологии как средство активизации__________ 8-9

познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

Занимательные материалы по физике как средство мотивации учебной деятельности учащихся ______________________________________ 10-13

3.Заключение________________________________________________14


4. Приложение_______________________________________________15-20


5.Список использованной литературы___________________________ 21























Введение



На современном этапе развития общества одной из главных задач в обучении физики стоит повышение качества образования.

Каждый учитель стремиться к достижению этой цели разными способами и приемами, учитывая возрастные особенности детей.

На начальном этапе обучения физики надо попробовать все возможные приемы, чтобы заинтересовать детей в этой сложной, но интересной науке, вызвать у них познавательный интерес.

Учителю в современном обществе надо быть гибким, не стоять на месте, постоянно совершенствоваться.

Ключевые моменты для методического совершенствования следующие:

1.Интерес ребят к предмету будет неизменным, если на материале физики обеспечить им любимые виды деятельности: играть, думать, действовать.


2.Уметь сосредоточить мысль и чувство ребят на главном. Главное в физике - физический смысл, т е. разъяснение, что именно составляет предмет физики, как изучаются физические явления, законы и их применение к решению задач.

Определяя содержание физики, следует уделить больше внимания на объект физики, где это применяется.


3.В основу преподавания нужно положить личный бытовой опыт учащихся. Указанный опыт велик у любого человека (особенно в области механики, термодинамики, оптики и звука). Опыт такого рода не является научным, у него другая целевая установка.


4.Рассказ учителя - непременная часть урока. С его помощью передаются знания, которые являются совершенно новыми для ученика.


5.Тщательно планировать уроки.












Цели и задачи разработки



  • Вызвать интерес учащихся в обучении физики и далее поддерживать его.


  • Научить учащихся применять свои полученные знания для объяснения физических явлений в окружающей нас природе.


  • Вовлечь ребят в активную самостоятельную деятельность по добыванию новых знаний, подготовке презентаций по интересующим их темам; выполнению докладов, физических газет, решению сложных задач.






























Приемы занимательности на уроках физики в 7 классе:


1.Уроки, посвященные рассказам про ученых - физиков.


2.Использование материала электронных учебников.


3.Создание мультимедийных презентаций.


4.Решение занимательных задач по физике.


5.Решение количественных задач, кто быстрее и правильно сделает.


6.Проведение интеллектуальных игр.


7.Проведение в конце учебного года урока – праздника знаний.
















Основной раздел


  1. Роль историзма и пути его использования в обучении физике


Учителя обращаются к истории физики, когда хотят «оживить» урок, сделать его интересным. Однако подчас интересность» истории физики видят в исторических курьезах и легендах, в забавных и любопытных сведениях об отдельных ученых и внешне эффектных исторических эпизодах. Спору нет, включение в урок такого рода сведений может быть и полезным. Ученики, например, с интересом слушают известную легенду об архимедовой « Эврике!» или о том, какую роль в рождении классической механики сыграло яблоко, упавшее в саду на Ньютона. Однако такого рода сведения «бьют на внешний эффект» и, как любые сенсации, способны вызвать лишь мимолетный интерес. Чтобы пробудить устойчивый интерес у школьников к физике – науке, надо раскрывать эволюцию физических идей, причины, побудившие принять ту или иную идею механизм научного поиска, атмосферу творческого процесса. Это следует делать не от случая к случаю, а по возможности систематически.

В содержании исторических сведений главное внимание должно быть обращено не столько на то, кто, что, когда открыл, сколько на то, почему и как возникла у ученого та или иная идея, каков ход его мысли при обосновании идеи, каков его метод исследования, Не случайно Д.К. Максвелл говорил: «Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий».

Рассказывая о рождении новых идей и их эволюции, не следует пренебрегать деталями, некоторыми «мелочами», любопытными эпизодами. Они могут оживить рассказ, но стойкий интерес рождают не они, а сам процесс поиска истины с его внутренней логикой, с его неизбежными зигзагами даже поворотами вспять и с неизбежным обретением истины.

Таким образом, историзм в преподавании физики - одно из важных средств развития у школьников интереса к науке; и в этом прежде всего состоит его роль.

То, к чему пробужден интерес, усваивается лучше, чем то, что изучается лишь в силу внешних побуждений, поэтому историзм способствует и лучшему понимаю физики. Знакомство с историей науки не только показывает, как надо мыслить, чтобы понять природу но и предостерегает нас от неверных представлений. Сопоставляя взгляды Аристотеля и Галилея, мы предостерегаем учеников от возможных ошибочных представлений о том, что тяжелые тела падают быстрее, что причина движения – сила. А все это обеспечивает правильное понимание явлений природы.

Таким образом, историзм в преподавании физики способствует повышению качества знаний. Такова его вторая функция.

Глубокое усвоение научных знаний лежит в основе формирования научного мировоззрения, и историзм тем самым – одно из средств создания его.

Мировоззрение включает в себя научное понимание процесса познания мира. Исторические обзоры. в которых раскрывается эволюция идей, позволяют показать, что научные знания – это не застывшие догмы, что научные знания непрерывно развиваются. В ходе процесса познания мы получаем достоверные сведения о мире, т.е. постигаем объективную истину.

Знакомя школьников с историей науки, мы показываем, как создаются физические теории, какова роль гипотез в развитии физики, в чем особенности научного эксперимента.

Мировоззрение включает в себя не только знания, но и убеждения. Знания же становятся убеждениями, когда они самостоятельно осмыслены, а не взяты на веру в готовом виде, когда они – плод напряженной работы мысли. В этом случае мышление уже не является полуинтуитивным и поверхностным, а отличается качествами, присущими научному диалектическому стилю постижения действительности. И именно материалы истории науки позволяют хоть в некоторой мере сформировать отдельные элементы научного мышления, такие, например, как уважение к фактам, здоровый скептизм, всесторонность рассмотрения явления, умение усомниться в «очевидном» и т.д.

Таким образом, историзм есть одно из средств формирования научного мировоззрения учащихся в процессе преподавания физики; такова его третья функция.

Наконец, ознакомление школьников с жизнью, деятельностью и взглядами выдающихся ученых как отечественных, так и зарубежных, позволяет поставить на уроке ряд важнейших этических политических проблем: добра и зла, гуманизма и смысла жизни, патриотизма и национальной гордости, социальной ответственности ученых.

Обучение должно быть воспитывающим, а биографии ученых дают материал огромной воспитательной ценности, следует считать необходимы и ознакомление школьников с научной деятельностью, взглядами, духовным миром выдающихся представителей науки. Поэтому нельзя оставлять без внимания и средства для достижения этих результатов в процессе обучения, в частности такое средство, как рассказы о лучших людях страны.

Таким образом, история науки есть одно из средств нравственного и общественно-политического воспитания учащихся. Такова четвертая функция историзма.







2.Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении физике. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе и от уровня самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой учителем. Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом.

В современном кабинете физики (как, впрочем, и в любом другом кабинете естественно-научной специализации) должны использоваться не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором или демонстрационным экраном. К сожалению, не в каждой школе имеется такая возможность, тем не менее, компьютеризация школ ускоряется, пополняется парк компьютеров, и. видимо, в ближайшее время оснащение кабинетов персональными компьютерами станет вполне реальным.

Что касается новых информационных технологий, в первую очередь, Интернет - технологий, то здесь появились и проблемы, связанные с широко применяемой реферативной работой учащихся. Чтобы избежать “скачивания” материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата формулируются так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

Но Интернет - технологии не столь важны для работы на уроке. Скорее, они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер целесообразно использовать, как уже указывалось, для активизации познавательной деятельности учащихся. Конечно, если каждый из учащихся будет иметь возможность во время урока пользоваться персональным компьютером и, к тому же, иметь доступ к ресурсам Всемирной сети, то потребуются и новые приемы и методы работы на уроке. Но на современном этапе далеко не все школы могут “похвастаться” наличием хотя бы одного компьютера и видеомагнитофона в кабинете физики (химии, биологии и т.п.)

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для творчества.



3.Занимательные материалы по физике как средство мотивации учебной деятельности учащихся.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Применительно к процессу обучения наиболее важным является познавательный интерес.

Мотивацией учебной деятельности и её воспитанием у школьников занимались такие известные психологи, как А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман.

Такие педагоги и деятели, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, М.А. Данилов, Г.И. Щукина, отводили ведущее место в учебном процессе именно мотивам учения. В наше время проблемой формирования познавательных интересов и активизацией познавательной деятельности школьников занимались такие учёные, как В.Н. Липник, В.А. Филипова, А.С. Роботова, И.Я. Ланина.

Разработкой нетрадиционных, оригинальных уроков занимались: С.А. Тихомирова, В.И. Елькин, И.Я. Ланина и другие.

Наиболее известные авторы физики, как Я.И. Перельман, М.И.Блудов, Л.Я. Гальперштейн, предлагают использовать замысловатый материал книг для самостоятельного изучения, для самообразования школьников.

Анализ дидактической и психолого-педагогической литературы показал, что разработок, позволяющих мотивировать учебную деятельность учащихся и развивать их интерес посредствам занимательных материалов, крайне мало. Проблема заинтересованности учеников в изучении физики была и остаётся актуальной в современной школе. Даже если и встречается такого рода материал, то он не систематизирован.

Новизной исследования является использование различных занимательных материалов по физике как педагогических средств мотивации учебной деятельности школьников в процессе изучения темы, а также разработка и создание интересных игр, ребусов, сказок, кроссвордов, задач по теме, не встречающихся в другой литературе.

Привлечение отрывков из произведений художественной литературы будет интересным приёмом при опросе. Эти отрывки могут играть роль качественных задач или контрольных вопросов отвечающему. Так, например, при повторении темы можно предложить учащимся отрывок стихотворения:

Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то!

Тогда почему же огромнейший лось,

Так просто бежит по болоту?

В интересной форме закрепить знания учащихся по решению качественных и количественных задач позволяют сказки с физическими вопросами и заданиями. Одна из подобных сказок может быть придумана учителем. Ученики отвечают на вопросы и решают задачи ,сформулированные учителем в ходе чтения сказки. Например: Почему мыльные пузыри имеют форму шара? Или рассчитайте давление воды на наибольшей глубине Азовского моря?

Ребята переживают за колобка, помогают ему спастись из лап лесных зверей и искренне радуются его победе. Задачи к сказке подобраны исходя из материала учебника по физике 7 класса А.В. Перышкина, Н.А. Родиной.

Чтобы вызвать эмоциональный подъём, можно перед чтением выставить на стол картинку-заставку и на доске повесить схему движения героя по лесу (продемонстрировать).

Ребусы и кроссворды можно порешать на факультативных занятиях, а также на уроке при объяснении нового материала, при повторении и работе со слабыми учащимися, в конце занятия, чтобы снять усталость. Хорошо это сопроводить беседой о происхождении того или иного физического явления, величины, о том, где они используются, о приборах и инструментах, показать эти приборы и инструменты. Составление ребусов и кроссвордов, посвященных конкретным разделам и темам физики, можно давать учащимся в качестве домашнего задания.

Например, после изучения темы, в начале урока ученикам можно предложить ребус, в котором зашифровано понятие барометр. После его разгадывания далее задается вопрос. И предлагается учащимся рассказать все, что они о нем знают (продемонстрировать).

Некоторые люди считают кроссворды и ребусы скучными и однообразными. Но эти известные средства мотивации учебной деятельности учащихся бывают самые различные.

Для развития памяти и внимания разработаны обобщающие кроссворды по теме - венгерский, сокращенно венворд: в сетке, имеющей форму квадрата, написаны буквы. Ученики должны найти спрятанные там слова и охарактеризовать каждое из них.

Приведу примеры некоторых игр.

  1. Игра "Веришь - не веришь" (Быстрая проверка готовности класса к восприятию нового материала). У каждого ученика по две карточки: красная и зелёная. Учитель произносит правильные и неправильные с физической точки зрения утверждения. Ученики поднимают соответствующие карточки.

  2. Игра "Зашифрованное слово". На доске или листе в столбик записываются физические величины, справа записать приборы, которыми измеряют эти величины. Можно в качестве ключевого слова зашифровать физический термин, тогда задание усложняется рассказом об этом слове. Например,
    7 класс. Тема "Механическое движение".
    Вопросы:

    • любой предмет в физике

    • отрезок, имеющий направление

    • древнегреческий учёный, открывший условия равновесия рычага

    • прибор для измерения силы

    • мера действия одного тела на другое

    • сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле давит на опору или растягивает подвес

Такие задания можно сделать по вариантам, их составление гораздо проще, чем составление кроссвордов. К этой работе можно привлечь самих ребят.

  1. Ещё один пример: игра на эрудицию, она способствует вовлечению учащихся в работу с дополнительной литературой, справочными материалами. Игру можно назвать "Физический алфавит"
    Задаётся ряд вопросов:

    • учёный (Максвелл);

    • физическое тело (маятник);

    • вещество (медь);

    • природное явление (молния);

    • прибор (метроном);

    • раздел физики (механика);

    • единица измерения (метр);

    • профессия, имеющая отношение к физике (музыкант).


Все ответы надо дать на одну букву, например "М" (кто быстрее). Эту игру легко использовать на любых уроках, ставя вопросы по своему предмету.

  1. "Физическое лото" так же развивает эрудицию, её целесообразно проводить на уроках повторения и обобщения материала. Игра проводится по предметно-именному указанию, имеющемуся в конце каждого учебника

    • ученик вытаскивает 2 кубика (один из одной коробки-буквы, другой из другой - цифры)

    • находит выпавший термин

    • без подготовки рассказывает всё, что знает о термине.

Если не ответил на вопрос выбывает из игры, ответившему вручают карточку с заработанными баллами. Дополнительные баллы за сообщение дополнительной информации, не содержащейся в учебнике. Победителя определяют по сумме баллов.

В качестве одной из форм проведения незапланированного урока, когда у учащихся отсутствуют учебники и тетради для записей, можно использовать игру "Вопросы для соседа". Эта игра позволяет наиболее объективно оценить реальные знания учащихся, формальность или не формальность их усвоения. Игра заключается в следующем: каждому раздают чистый лист бумаги; сверху записывают свою фамилию; составляют 8-15 вопросов по текущей теме (примерно половину урока); затем обмениваются листами; отвечают на вопросы (оставшуюся часть урока); внизу листа записывают фамилию. У учителя есть возможность каждому ученику поставить две оценки. После завершения изучения соответствующей темы необходимо повторить и обобщить полученные знания. Это можно сделать, используя такую форму работы, как деловая игра.

В заключении хотелось бы отметить, что все эти материалы помогут учителю сделать уроки физики полезными, яркими и любимыми.












Заключение


Известно изречение древних: лошадь можно подвести к воде, но нельзя заставить ее пить. Эта истина применима к процессу обучения. Никакая пылкая фантазия относительно формы проведения урока не сможет восполнить главного – устремленности школьника к овладению знаниями. И ее нужно будить! Все приемы для достижения этой цели хороши.

Интерес к науке – физике вызывают рассказы про ученых: обзор их жизни; взгляды на науку, общество; открытия ученых и применение их на практике.

Ребята готовят доклады про ученых – физиков, получая за это положительные оценки.

Современная электронная техника помогает так же поддержать интерес. Существующие электронные учебники предлагают моделирование физических процессов, разнообразные интерактивные упражнения с возможностью проверки ответов и работы над ошибками; видеофрагменты и анимации с демонстрацией экспериментов; высококачественные фотографии и иллюстрации; мультимедийные презентации.

Ребята так же с удовольствием готовят свои небольшие мультимедийные презентации по изучаемым темам, тем самым закрепляя пройденный материал, и самостоятельно более углубленно подходят к данной проблеме.

Изучение физики невозможно без решения задач. В 7 классе, когда ребята еще небольшие и любят играть, можно давать им задачи – шутки из сборника задач Г. Остера «Занимательные задачи».

В своей работе практикую решение количественных задач на уроке, кто быстрее и правильно, те ученики получают пятерки.

Большим успехом пользуются у ребят интеллектуальные игры, как на целый урок, так и фрагментально на несколько минут, например: решить ребус, отгадать физическую загадку и т.д.

Привожу в своей работе сценарий игры: «Звездный час», которая проводится как внеклассное мероприятие, команды готовятся заранее к ней.

Итогом завершения учебного года является проведение урока – праздника «Знаний». На этот урок ребята готовят по группам дело по желанию. Это может быть сообщение на пройденную тему, постановка опыта, изготовление модели, рассказ о научном открытии, интересная задача с решением и т. д.



Несмотря на все поставленные важные цели, главным остается воспитание гармоничной личности, нравственной, готовой прийти на помощь людям в трудной ситуации.

Приложение Сценарий игры по физике "Звездный час" в 7 классе

Цель игры: заинтересовать ребят историей физики; продолжить формирование интереса к предмету; показать связь физических явлений с жизнью через пословицы и поговорки; вспомнить основные формулы и правила, изученные в течение года.

Правила игры: в игре участвуют шесть пар игроков: шесть участников стоят каждый за своим столиком, на котором лежат шесть табличек с номерами от 1 до 6. Шестеро их помощников также сидят за своими столиками и перед ними также шесть табличек с номерами. Если игрок ответил правильно, ему засчитывается 1 балл, но если и помощник ответил правильно, 2 балла. Дополнительно дается Звезда, если правильно ответил на дополнительный вопрос.

Оборудование: портреты ученых: Архимед, Гагарин, Циолковский, Ломоносов, Ньютон, Паскаль; приборы - мензурка, часы, термометр, динамометр, весы, линейка; плакаты с формулами; плакаты; кубик с буквами.

Сценарий игры "Звездный час"

Учитель:

На нашем "Звездном часе"

Все физиками стали,

Серьезные вопросы

Должна я вам задать.

Кто знает - тот ответит,

Кто догадался - скажет,

Хоть физика коварна,

Не унывайте, вы.

Пусть победят всезнайки,

Пытливые ребята,

Кто учится серьезно,

Стремится много знать!

Итак, начинаем игру "Звездный час".

(Звучит музыка. Входят участники игры).

1 тур "Великие физики"

Первый ведущий:

Представьте себе Сиракузы, III век до н.э.

Вот по дороге мощеной

В раздумье шагает ученый.

К царю Сиракуз направляется он.

Навстречу спешит из дворца Гиерон:

- Нужен твой совет, ученый,

Мастер сделал мне корону.

Погляди-ка на нее, золотая или нет?

С виду золотом сверкает,

Но, ты знаешь, все бывает …

Говорят, что мастер прыткий

Отпилил кусок от слитка,

Остальную часть расплавил,

Серебра туда добавил.

А потом принес, хитрец,

Мне подделку во дворец!

Золото иль позолота?

Разгадать твоя забота!

Учитель: О ком идет речь в этих стихах? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.) Звезду получит тот, кто сформулирует закон Архимеда.

Второй ведущий:

Мы были узники на шаре скромном,

И сколько раз в бессчетной смене лет

Упорный взор Земли в просторе темном

Следил с тоской движение планет.

Этот великий человек теоретически обосновал возможность полетов в космос при помощи ракет, дал первые схематические чертежи космических кораблей, выполнил расчеты движения ракет и впервые указал на необходимость создания на орбитах вокруг Земли промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы. А еще он написал очень интересные книги "Вне Земли" и "На Луне".

Учитель: Кто этот великий человек? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)

Первый ведущий:

Я первым взлетел,

ну а вы полетели за мною.

Я подарен навсегда

как дитя человечества небу Землею.

В том апреле лица звезд,

замерзавших без ласки,

замшелых и ржавых,

Потеплели от взошедших на небе

Смоленских веснушек рыжавых.

Учитель: Кому посвятил это стихотворение Евгений Евтушенко? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)

Второй ведущий:

Он был ученый и поэт.

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучил и цвет.

Он создал университет.

Своей рискуя головою,

Заряд измерил грозовой.

Был в красноречии силен.

Астроном он. Географ он.

И как сказал о нем поэт:

"Он сам был - университет!"

Учитель: О ком идет речь в этом стихотворении? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)

Первый ведущий:

Он под яблоней сидел.

Вот - вот должна прийти идея.

А плод над ним уже созрел,

К Земле всей массой тяготея.

Умолкли птицы, тишина.

Зажглись далекие светила,

И спелым облаком Луна

Повисла в небе и светила.

Он мыслил, а Луна кружась

С Землею, Солнце огибала.

Вещей невидимая связь

В ту ночь проступала.

Вот он взглянул на небосвод…

Но ветка дрогнула - и вот

На Землю яблоко упало…

Учитель: Кто герой этих стихотворных строчек? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)

2 тур. "Физические приборы и устройства"

На столе пронумерованы весы, динамометр, мензурка, линейка, термометр, часы.

Второй ведущий: Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача - связать их с выставленными на столе приборами и устройствами.

1.Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ: весы)

2.На спине язык, что скажет - люди верят. (Ответ: динамометр)

Звезду получит тот, кто назовет цену деления прибора и пределы измерения.

3.Стоят - молчат, пойдут - запоют. (Ответ: часы)

4.Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: мензурка)

Звезда вручается тому, кто правильно определит объем жидкости в мензурке.

5.Я под мышкой посижу и что делать укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Ответ: термометр)

3 тур. "Знакомые буквы"

Первый ведущий: на доске написаны буквы - обозначения физических величин: плотность, давление, сила, скорость, масса, длина. Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствии одну из этих величин.

1.Пеший конному не товарищ; поспешишь - людей насмешишь; тише едешь - дальше будешь. О какой физической величине идет речь? (Ответ: скорость)

2.С какой физической величиной можно связать эти пословицы: не все на свой аршин меряй; семь раз отмерь - один раз отрешь; без меры и лаптя не сплетешь? (Ответ: длина)

3.Плохи дела, где сила без ума; без уменья и сила не при чем; через силу и конь не тянет. (Ответ: сила)

Звезда достанется тому, кто правильно прочитает правила сложения сил.

4.Мал золотник да дорог; своя ноша не тянет; тяжело понесешь - домой не донесешь. (Ответ: масса)

Звезду получит тот, кто напишет две формулы нахождения массы тела.

Отсев первого участника

4 тур. "Кубики с буквами"

Ведущий выбрасывает кубик с буквами на гранях. На выпавшую букву нужно подобрать физические термины, которые с нее начинаются. Тот, кто больше набирает этих слов, получает звезду.

5 тур. "Четвертый лишний"

Ведущий: из данных четырех слов одно лишнее. Нужно найти его и показать номер лишнего слова.

1.литр, секунда, метр, килограмм (литр)

2.метр, локоть, сажень, пядь (метр)

3.масса, килограмм, плотность, давление (давление)

Отсев второго участника

6 тур. "Подбери пару правильно"

Ведущий: необходимо подобрать подходящее слово из правого столбца к слову из левого столбца, чтобы получилось устойчивое словосочетание.

А)

1. Азбука

1. Акваланг

2. Мензурка

2. Морзе

3. Закон

3. Молекула

4. Прибор

4. Тело

Б)

1. Закон

1. Морзе

2. Мензурка

2. Вещество

3. Явление

3. Паскаль

4. Дыра

4. Атом

Звезду получит тот, кто правильно сформулирует закон Паскаля.

Отсев третьего участника.

7 тур. "Найди ошибку"

Ведущий: необходимо найти ошибки в формулах. Поднимаем табличку с неправильной формулой и объясняем ее.

1.m=F/g

p=ρgh

2. s=t/v

p=Fs

3. F=gV

p=mV

Отсев четвертого участника.

Заключительный тур

Ведущий: Составьте как можно больше слов из слова "динамометр".

Отсев пятого участника.

Подводится итог игры. Победители награждаются памятными подарками и дипломами, и пятерками в журнал.




































Список использованной литературы



1.Разумовский В.Г. Творческий поиск учителей: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 288.

2.Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе: библиотека учителя физики. М. Просвещение, 1981. С. 203.

3.Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике: учебное пособие для учащихся. М. Просвещение, 1986. С. 207.

4.Остер Г. Задачник по физике: книга для учащихся. М. Астрель, 1999. С. 126. 

5.Применение информационных технологий в обучении // Педагогический журнал «Учитель»: www.ychitel.com/inet_obr/obr5.htm.

6.Можно ли угодить всем // Журнал «Технологии творчества».2001.№1

www.trizminsk.org/r/tt/000101.htm.

7.Использование информационных технологий в общеобразовательной школе //Журнал «Физика в школе»: www/schoolpress.ru/fizika/main.html.

8.Повышение интереса учащихся при обучении физике //Журнал «Методист»: www/physics.uni-altai.ru./Metodist/issue.

9.Занимательность на уроках физики // Газета « Первое сентября».2008 №13

www.fiz/1september.ru.

10.Перельман Я.И. Занимательная физика: учебное пособие в 2-х книгах М. : Наука,1979.

32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!