СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы целепологания в работе преподавателя истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы целепологания в работе преподавателя истории

Просмотр содержимого документа
«Приемы целепологания в работе преподавателя истории»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Димитровградский технический колледж»


ФРОЛОВА ИРИНА НИКОЛАЕВна,

преподаватель истории


Приемы целепологания в работе преподавателя истории


Тема-вопрос

Тема урока или тема исследования формулируется в виде вопроса. Я предлагаю учащимся построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководство процессом отбора могу взять на себя, или делегировать выбранному ученику, а я в этом случае могу лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока «Крещение Руси?» построили план действий:

  1. Повторить что такое язычество . 2. Определить, какие минусы языческих верований затрудняли развитие государства. 3. Сравнить несколько религий . 4. Определить закономерность принятия христианства, сделать вывод.

Это помогает сформулировать конкретные учебные цели. Или определять проблемы исследования.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока. Работа с понятием важнейший аспект моей работы. Я делилась с коллегами своими приемами работы со словом и в рамках МО, проводила мастер-класс по этой теме, делилась в рамках ВКС

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например: Прослушайте и запомните ряд слов. Что общего во всех словах? 
 Что  лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание

Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Повторим…Изучим…Узнаем…Проверим

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например,  на уроках можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Отсроченная отгадка

«На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  историческому герою; сочинить письмо одного современника к другому; представить, что встретились с героями; рассказать от лица кого-то.

«На понимание и применение»:

Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить понятийные знания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!