СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы технологии критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание приемов технологии критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Приемы технологии критического мышления»

Приёмы технологии критического мышления,

используемые на стадии «Вызов»


  • «Верные и неверные утверждения» - Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию.

  • «Корзина идей» - в корзину «складываются» все мысли и предположения на заданную тему. Ученик записывает всё, что знает по изучаемому вопросу, затем эти мысли обсуждаются. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают обучающиеся по данной теме.

  • «Дерево предсказаний» Ствол дерева – тема. Ветви – предположения. Предположения по двум направлениям: «возможно» «вероятно».

Количество ветвей не ограничено.

Листья - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

  • «Кластер» - способ систематизации информации. В центре находится ключевое понятие. Обучающиеся логически связывают последующие ассоциации с ключевым понятием. Кластер можно заполнять на любом этапе работы. В итоге получается опорный конспект по изучаемой теме.

  • «Ключевые слова» - Учитель выбирает 4–5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску. По ключевым словам, можно составить рассказ или расставить их в определённой последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. Прием развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.

  • «Сбор ассоциаций» - учитель предлагает ученикам за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным ключевым понятием.

1 этап – ученики работают индивидуально

2 этап – обсуждение в группах. Группы выделяют наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.

3 этап – группы называют одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими.


Функции стадии Вызов:


  • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);

  • информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);

  • коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).





Приёмы технологии критического мышления,

используемые на стадии «Осмысление»


  • «Инсерт» или «Пометки на полях» - помогает добывать важную информацию и вырабатывать собственную позицию относительно нее. Во время чтения делаются пометки: v - знал

+ - узнал

- - думал иначе

? – хочу узнать больше

  • «Взаимовопрос» - ученики читают текст, останавливаясь после каждого абзаца и задают друг другу вопросы по сути излагаемого материала. Прием способствует развитию коммуникативных навыков.

  • «Чтение с остановками» - текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека.

  • «Ромашка Блума» - состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса:

1. Простые вопросы – нужно назвать факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Начинаются со слов: "Если я правильно понял, то …?".

3. Интерпретационные вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.

4. Творческие вопросы. Чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Этот прием можно использовать также для отыскания сведений о каком-либо событии, задавая 7 ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Как? Когда? Это помогает рассмотреть текст с разных позиций и сформировать цельное впечатление.

  • Толстые и тонкие вопросы” - может быть использован на любой стадии урока. Тонкие?: Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Толстые?: Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?

Функции стадии осмысление:

  • информационная (получение новой информации);

  • систематизационная (классификация, ранжирование информации).

Приёмы технологии критического мышления,

используемые на стадии «Рефлексия»



  • «Кластер» - способ систематизации информации. Можно заполнять на любом этапе работы.

  • «Синквейн» - написание стихотворения из пяти строк по алгоритму:

На первой строчке одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. 

  • «Эссе» - свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, оригинальность решения проблемы, аргументации. Позволяет подвести итог занятия. Предлагается ответить на вопросы: - Что узнал и чему научился на уроке? - Что хотел бы узнать?

Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5-6 минут.


Функции стадии рефлексия”:

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

  • Информационная (приобретение новых знаний);

  • Оценочная (выработка собственной позиции).



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!