СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы развития критического мышления

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы развития критического мышления на уроках химии позволяют раскрыть творческий потенциал ученика, усвоить материал

Просмотр содержимого документа
«Приемы развития критического мышления»

Методы и приемы развития критического мышления на уроках химии

1.Таксонимия блума – разноуровневые вопросы

Категории учебных целей в когнитивной области: • Знание • Понимание • Применение • Анализ • Синтез • Оценка Уровень знания. Это самый нижний, начальный уровень. Все цели, относящиеся к этому уровню, формулируются в терминах воспроизведения.

Например: «Назвать все теории обучения», «Перечислить характеристики талантливых и одаренных учеников». Здесь достаточно познакомить обучающихся с соответствующей 8 информацией так, чтобы они смогли ее повторить.

Уровень понимания. Чтобы продемонстрировать достижение этого уровня, обучающиеся должны изложить изучаемый материал своими словами. Способность суммировать предложенную информацию, изложить ее своими словами подтверждает, что обучающиеся ее усвоили (произошло запечатление информации и её переработка).

Уровень применения. На этом уровне цели формулируются в терминах применения полученных знаний в изученной и новой (частично измененной или новой) ситуации. Уровень анализа.

Цели данного уровня предполагают, что обучающиеся в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие, могут описать его внутреннюю организацию.

Уровень синтеза. Достигнув целей этого уровня, обучающиеся могут эффективно комбинировать усвоенные знания, формировать из них новые конструкции. Например, способность интегрировать идеи семи модулей Программы в серию последовательных уроков.

Уровень оценки. Это самый высокий, шестой уровень, на котором обучающиеся демонстрируют отношения, делают содержательные оценочные суждения об изученном материале, о новых данных, относящихся к изученной области (Рисунок 3).

Таксономия Блума Таксономия Блума – это не просто схема классификации. Это попытка организовать различные мыслительные процессы как иерархию – тонкие и толстые вопросы, ромашка блума, разноуровневые вопросы.

Дерево предсказаний.

Кейс метод – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций . Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.

Можно рассмотреть и другие классификации кейсов[4].

Кейс – изложение содержит рассказ, о каких–либо ситуациях, проблемах, путях их решения, выводы.

Кейс – иллюстрация содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения.

Кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объем информации в цифровом виде или в виде эксперимента.

Кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста.

Педагогическая деятельность при работе с кейсами строится следующим образом[5]:

1. Учитель выдает ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

2. В определенных условиях будет сам давать ответ;

3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.

Работа по этой технологии предполагает два этапа: подготовительный и непосредственно проведения

Первый этап - это этап подготовки кейса, осуществляется формулирование заданий, записывается учебная или реальная, при условии того, что осуществляется ее упрощение,(с учетом возраста обучающихся). Далее определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ[2].

Второй этап - работа учащихся с кейсом на уроке[2].

Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1.Ознакомление с сюжетом. (3-5 минут)

2.Проблематизация - обнаружение в ходе групповой дискуссии противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность». (3-4 минуты)

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией). (3-4 минуты)

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп) 3-4минуты.

5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа). До 15 минут. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники.

В некоторых случаях от учителя может потребоваться подготовка распечатки с необходимой для решения кейса информацией, отсутствующей в доступных для учащихся учебниках и справочниках.

Однако, объем такой распечатки не должен превышать 1-2 страниц текста.

6.Презентация решения. Не более 3 минут на группу.

7.Рефлексия хода решения кейса. (3-4 минуты).

Использование кейсов в процессе обучения требует подготовленности обучающихся, наличия у них навыков самостоятельной работы, умения работать с текстом, коммуникативного взаимодействия, навыков решения проблемных вопросов. Неподготовленность обучающихся, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. 

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!