Просмотр содержимого документа
««Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка»»
Тема мастер-класса:
«Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка»
- Цель мастер-класса: внедрение приемов развития ФГ на уроках, что должно привести к повышению результативности.
- Функциональная грамотность (по определению А.А.Леонтьева) – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Приемы развития функциональной грамотности.
«Отсроченная отгадка»
«Проблемная ситуация»
«Кластер»
«Лови ошибку»
«Своя опора»
«Шаг за шагом»
«Яркое пятно»
«Удивляй»
«Денотатный граф»
Прием «Удивляй!», или С чего начинается знание
Источники удивления на уроке:
- удивление фактом
- удивление методом
- удивление обучающей средой
- удивление собственными силами
Прием «Яркое пятно»
Прием "Отсроченная отгадка".
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
- Формирует:
- умение анализировать и сопоставлять факты;
- умение определять противоречие;
- умение находить решение имеющимися ресурсами.
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Прием «Проблемная ситуация»
- Проблемная ситуация в обучении спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Прием «Мозговой штурм»
- Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов, когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи,
Приём «Корзина» идей, понятий…
- Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием «Лови ошибку»
- Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
- Формирует:
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
- Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Приём “Шаг за шагом”
- Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
- Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
- Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаются задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
- Технология приема:
- Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
- Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
- Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях.
Прием «Денотатный граф»
- Правила составления денотатного графа:
- 1 этап — выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.
- 2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:
- глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;
- глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;
- глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;
- глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.
- 3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство?
Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. (161 слово)
Искусство
создает
выявляет
является
ощущает
единое целое
свой образ
величайшим открытием
трагедийное
Смешное