СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса: внедрение приемов развития ФГ на уроках, что должно привести к повышению результативности.

Просмотр содержимого документа
««Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка»»

Тема мастер-класса:  «Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка»

Тема мастер-класса:

«Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка»

Цель мастер-класса: внедрение приемов развития ФГ на уроках, что должно привести к повышению результативности.
  • Цель мастер-класса: внедрение приемов развития ФГ на уроках, что должно привести к повышению результативности.

Функциональная грамотность (по определению А.А.Леонтьева) – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
  • Функциональная грамотность (по определению А.А.Леонтьева) – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Приемы развития функциональной грамотности.  «Отсроченная отгадка» «Проблемная ситуация» «Кластер» «Лови ошибку» «Своя опора» «Шаг за шагом» «Яркое пятно» «Удивляй» «Денотатный граф»         

Приемы развития функциональной грамотности.

«Отсроченная отгадка»

«Проблемная ситуация»

«Кластер»

«Лови ошибку»

«Своя опора»

«Шаг за шагом»

«Яркое пятно»

«Удивляй»

«Денотатный граф»

   

  

 

 Прием «Удивляй!», или С чего начинается знание   Источники удивления на уроке:  удивление фактом удивление методом удивление обучающей средой удивление собственными силами

Прием «Удивляй!», или С чего начинается знание

Источники удивления на уроке:

  • удивление фактом
  • удивление методом
  • удивление обучающей средой
  • удивление собственными силами

Прием «Яркое пятно»

Прием «Яркое пятно»

Прием

Прием "Отсроченная отгадка".

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

  • Формирует:
  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

 Прием «Проблемная ситуация»   Проблемная ситуация в обучении спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Прием «Проблемная ситуация»

  • Проблемная ситуация в обучении спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Прием «Мозговой штурм» Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов, когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи,

Прием «Мозговой штурм»

  • Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов, когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи,

 Приём «Корзина» идей, понятий…   Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Приём «Корзина» идей, понятий…

  • Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

 Прием «Лови ошибку»   Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Прием «Лови ошибку»

  • Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
  • Формирует:
  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.
  • Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

 Приём “Шаг за шагом”   Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приём “Шаг за шагом”

  • Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
  • Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приём «Опорный конспект»  или «Конкурс шпаргалок» Для формирования  читательского умения находить и извлекать информацию из текста  предлагаются задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы. Технология приема:    Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. Принять участие в «конкурсе шпаргалок». Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях.

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

  • Для формирования  читательского умения находить и извлекать информацию из текста  предлагаются задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
  • Технология приема:   
  • Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
  • Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
  • Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях.

 Прием «Денотатный граф»   Правила составления денотатного графа: 1 этап  — выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф. 2 этап  – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов: глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия. 3 этап  – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Прием «Денотатный граф»

  • Правила составления денотатного графа:
  • 1 этап  — выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.
  • 2 этап  – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:
  • глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;
  • глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;
  • глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;
  • глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.
  • 3 этап  – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство?

Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. (161 слово)

Искусство создает выявляет является ощущает единое целое свой образ величайшим открытием трагедийное Смешное

Искусство

создает

выявляет

является

ощущает

единое целое

свой образ

величайшим открытием

трагедийное

Смешное


Скачать

© 2022, 1126 63

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!