СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с рубриками учебного пособия «Русский родной язык» 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит приёмы работы с рубриками учебного пособия "Русский родной язык" 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с рубриками учебного пособия «Русский родной язык» 5 класс»

  Приемы работы с рубриками учебного пособия  «Русский родной язык» Лямина Т.А.

Приемы работы с рубриками учебного пособия «Русский родной язык»

Лямина Т.А.

Рубрики учебника родного русского языка О.М. Александрова 5 класс: 1) лингвистические заметки; 2)моя Россия; 3)круг чтения; 4) толковый словарь; 5)из истории языка; 6)диалог культур.

Рубрики учебника родного русского языка О.М. Александрова 5 класс:

1) лингвистические заметки;

2)моя Россия;

3)круг чтения;

4) толковый словарь;

5)из истории языка;

6)диалог культур.

Рубрика  «Лингвистические заметки»  5 класс Параграф 1 « Наш родной русский язык» Лингвистические заметки Родной язык — это язык того народа, к которому относит себя человек. Государственный язык — это язык, который выполняет объединяющую роль в политической, социальной, экономической и культурной жизни данного государства и выступает в качестве его символа. Государственный язык (русский) используется в работе центральных учреждений нашей страны, при официальном общении между субъектами Российской Федерации, а также в армии, на нём издаются центральные российские газеты и журналы. Языком межнационального общения называют язык, с помощью которого преодолевается языковой барьер между представителями разных народов внутри одного государства, а также в общении между народами разных государств.

Рубрика «Лингвистические заметки» 5 класс

Параграф 1 « Наш родной русский язык»

Лингвистические заметки

Родной язык — это язык того народа, к которому относит себя человек.

Государственный язык — это язык, который выполняет объединяющую роль в политической, социальной, экономической и культурной жизни данного государства и выступает в качестве его символа. Государственный язык (русский) используется в работе центральных учреждений нашей страны, при официальном общении между субъектами Российской Федерации, а также в армии, на нём издаются центральные российские газеты и журналы.

Языком межнационального общения называют язык, с помощью которого преодолевается языковой барьер между представителями разных народов внутри одного государства, а также в общении между народами разных государств.

ЗАДАНИЕ к рубрике  «Лингвистические заметки» Параграф 1 « Наш родной русский язык» ЦЕЛЬ: формирование представления о значимости русского языка Ознакомьтесь с содержанием рубрики.  Используя материал рубрики и дополнительный материал - материал ответьте на вопросы: 1. Какой язык является государственным языком на территории РФ? 2. Кому принадлежит русский язык? 3.Какой язык называется языком межнационального общения? 4. Объясните роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека;

ЗАДАНИЕ к рубрике «Лингвистические заметки»

Параграф 1 « Наш родной русский язык»

  • ЦЕЛЬ: формирование представления о значимости русского языка
  • Ознакомьтесь с содержанием рубрики.
  • Используя материал рубрики и дополнительный материал - материал ответьте на вопросы:

1. Какой язык является государственным языком

на территории РФ?

2. Кому принадлежит русский язык?

3.Какой язык называется языком межнационального общения?

4. Объясните роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека;

ЗАДАНИЕ К РУБРИКЕ «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ» § 9. О чём могут рассказать имена людей и названия городов ЦЕЛЬ:  Расширить круг знаний учащихся о топонимике родного края(района),воспитывать любовь к малой родине .  Прочитайте содержание рубрики. Групповые задания: I группа : Обратясь к статье «Топонимика Елоцкого стана», найдите толкование географических названий Мышкинского района: Матвейково, Фёдорково, Васильково. II группа : найдите толкование географических названий Мышкинского района: Подольцы, Плоски, Заручье. III группа: найдите толкование географических названий Мышкинского района: Богородское, Николаевка, Вознесенское. Подготовьте выступление « Это интересно. Знакомство с топонимами Елоцкого стана»

ЗАДАНИЕ К РУБРИКЕ «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ»

§ 9. О чём могут рассказать имена людей и названия городов

ЦЕЛЬ: Расширить круг знаний учащихся о топонимике родного края(района),воспитывать любовь к малой родине .

  • Прочитайте содержание рубрики.
  • Групповые задания:

I группа : Обратясь к статье «Топонимика Елоцкого стана», найдите толкование географических названий Мышкинского района: Матвейково, Фёдорково, Васильково.

II группа : найдите толкование географических названий Мышкинского района: Подольцы, Плоски, Заручье.

III группа: найдите толкование географических названий Мышкинского района: Богородское, Николаевка, Вознесенское.

Подготовьте выступление « Это интересно. Знакомство с топонимами Елоцкого стана»

РУБРИКА «МОЯ Россия»  5класс Параграф 1 « Наш родной русский язык» Моя Россия Исаак Ильич Левитан (1860—1900) — выдающийся русский художник, создавший на своих полотнах поэтический образ русской природы. «Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с её неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа. Он понимал тайную прелесть русской природы, тайный её смысл, понимал только это, зато так, как никто», — писал о творчестве художника.  А. Н. Бенуа.

РУБРИКА «МОЯ Россия» 5класс

Параграф 1 « Наш родной русский язык»

Моя Россия

Исаак Ильич Левитан (1860—1900) — выдающийся русский художник, создавший на своих полотнах поэтический образ русской природы. «Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с её неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа. Он понимал тайную прелесть русской природы, тайный её смысл, понимал только это, зато так, как никто», — писал о творчестве художника.

А. Н. Бенуа.

Задание к рубрике «Моя Россия» 1. Прочитайте содержание рубрики «Моя Россия» на с.9 2. Внимательно прочитайте слова художника Александра Николаевича Бенуа о творчестве Исаака Ильича Левитана. Объясните, как вы их поняли. 3. Работа с репродукцией картины  И. Левитана «Золотая осень» (стр.8): Сформулируйте мысль о том, какую «тайную прелесть русской природы, тайный её смысл» художник Левитан понимал «как никто».

Задание к рубрике «Моя Россия»

1. Прочитайте содержание рубрики «Моя Россия» на с.9

2. Внимательно прочитайте слова художника Александра Николаевича Бенуа о творчестве Исаака Ильича Левитана. Объясните, как вы их поняли.

3. Работа с репродукцией картины

И. Левитана «Золотая осень» (стр.8):

Сформулируйте мысль о том,

какую «тайную прелесть русской

природы, тайный её смысл»

художник Левитан понимал «как никто».

РУБРИКА «Круг чтения»   § 9. О чём могут рассказать имена людей и названия городов

РУБРИКА «Круг чтения»

§ 9. О чём могут рассказать имена людей и названия городов

Задания к рубрике «Круг чтения» § 9. О чём могут рассказать имена людей и названия городов Ознакомьтесь с кратким словариком наиболее часто встречающихся календарных имен.  Найдите своё имя и объяснение первоначального значения имени, точнее — значения того слова, из которого оно было образовано у себя на родине. Опираясь на материалы книги Г. Успенского «Ты и твоё имя», подготовьте сообщение о своём имени (значение, происхождение, славянские варианты, слова, которые родственны личному имени, происходят от одних корней с ними).

Задания к рубрике «Круг чтения»

§ 9. О чём могут рассказать имена людей и названия городов

  • Ознакомьтесь с кратким словариком наиболее часто встречающихся календарных имен.
  • Найдите своё имя и объяснение первоначального значения имени, точнее — значения того слова, из которого оно было образовано у себя на родине.
  • Опираясь на материалы книги Г. Успенского «Ты и твоё имя», подготовьте сообщение о своём имени (значение, происхождение, славянские варианты, слова, которые родственны личному имени, происходят от одних корней с ними).
Рубрика  «Толковый словарь»   § 2. Из истории русской письменности Толковый словарь Посольство , -а, ср. Здесь: депутация, группа лиц, посланных кем-либо с какой-либо целью. Миссионéр, -а, м. Духовное лицо, посылаемое церковью для распространения своей религии среди иноверцев. Проповéдник, -а, м. Здесь: распространитель какого-либо вероучения. Патри́рх, -а, м. Здесь: титул главы православной церкви, а также лицо, носящее этот титул. Кн́ижник, -а, м. Здесь: толкователь Священного Писания, читающий и объясняющий его верующим.

Рубрика «Толковый словарь»

§ 2. Из истории русской письменности

Толковый словарь Посольство , -а, ср. Здесь: депутация, группа лиц, посланных кем-либо с какой-либо целью. Миссионéр, -а, м. Духовное лицо, посылаемое церковью для распространения своей религии среди иноверцев. Проповéдник, -а, м. Здесь: распространитель какого-либо вероучения. Патри́рх, -а, м. Здесь: титул главы православной церкви, а также лицо, носящее этот титул. Кн́ижник, -а, м. Здесь: толкователь Священного Писания, читающий и объясняющий его верующим.

цели для работы с толковым словарём: 1. ввести ребёнка в культуру языка и речи через словесные формы, которые выражают наиболее существенные понятия в мыслительной деятельности носителей языка, раскрывают особенности русской народной философии и психологии, быта; 2. познакомить с лексическим значением слов, с многозначностью слова, что приведёт к значительному увеличению лексического запаса школьника, повышению точности употребления слов, расширению сферы их употребления; 3. приобщить школьников к литературе справочного типа по родному языку, научить их работать с толковым словарём Главная задача толкового словаря – истолковать значение слов и их применение в речи, отграничить правильное от неправильного, показать связь слов со стилями языка, дать читателю сведения об особенностях падежных, родовых, залоговых, видовых и иных грамматических форм слова; попутно указывается, как слова пишутся и произносятся.
  • цели для работы с толковым словарём:
  • 1. ввести ребёнка в культуру языка и речи через словесные формы, которые выражают наиболее существенные понятия в мыслительной деятельности носителей языка, раскрывают особенности русской народной философии и психологии, быта;
  • 2. познакомить с лексическим значением слов, с многозначностью слова, что приведёт к значительному увеличению лексического запаса школьника, повышению точности употребления слов, расширению сферы их употребления;
  • 3. приобщить школьников к литературе справочного типа по родному языку, научить их работать с толковым словарём
  • Главная задача толкового словаря – истолковать значение слов и их применение в речи, отграничить правильное от неправильного, показать связь слов со стилями языка, дать читателю сведения об особенностях падежных, родовых, залоговых, видовых и иных грамматических форм слова; попутно указывается, как слова пишутся и произносятся.

9. 1 ) Бегло прочитайте текст, в котором пропущены некоторые фрагменты. О чём он? О какой старинной русской азбуке говорится в тексте? «Аз»  — название первой буквы А  старинной русской азбуки. О человеке малознающем, несведущем в старину говорили: «Он аза в глаза не видел» или «Аза не знает», то есть не знает ничего. А вот о тех, кто хоть немного приобщён к знаниям, говорили полушутя-полусерьёзно: «Знает лишь аз да буки», то есть знает (…). Словом азы называли вообще буквы, грамоту. Писать азы в старину означало «писать буквы, учиться грамоте». Отсюда появилось переносное употребление слова азы. Азы — это «основы, начала чего-либо». Сидеть на азах буквально значило «учить буквы», а переносно  — «начинать осваивать какую-нибудь науку или ремесло». Усвоить азы чего-нибудь — значит (…). Что касается выражения начать (или начинать) с азов, то оно значило (…). В  таком обобщённом значении выражение начинать с азов употреблялось ещё в конце XIX века. В  современном русском языке выражение начинать с азов имеет несколько иное значение, связанное с первоначальным объёмом сведений в той или иной области знаний, с зачатками мастерства. Материал для справок: получить первоначальные сведения о чём-нибудь; немного, чуть-чуть, буквально  — лишь Толковый словарь П́сьменность, -и, ж. Здесь: система графических знаков, употребляемых для писания. 12 азбуку, начало чего-нибудь; начать с самого начала, с самых основ, закладывая фундамент на пустом, голом месте. 2) Перечитайте текст ещё раз. Попробуйте догадаться, что могли означать выражения, толкования значений которых пропущены. 3) Опираясь на текст, объясните, в каком значении употреблялось выражение начинать с азов в прошлом и в каком может использоваться в современной речи. Есть ли разница? Какая?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!