СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы на уроках истории для развития монологической речи учащихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Я – учитель истории. И еще руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла.В этой статье описала часть приемов по развитию речи учащихся, что помогает качественно подготовить учеников к итоговому собеседованию.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы на уроках истории для развития монологической речи учащихся»

Я – учитель истории. И еще руководитель объединения учителей гуманитарного цикла. В ходе работы по подготовке к итоговому собеседованию на методическом совете выявили основные проблемы: низкое качество монологической речи; малый объем запоминаемой информации; проблемы с постановкой верного ударения в произношении фамилий известных людей, названий литературных, музыкальных произведений, мест битв и тд. Решили: задействовать потенциал всех предметов для подготовки учащихся.

Расскажу, как я работаю над решением этой проблемы на уроках истории.

1.Развитие монологической речи. Не секрет, что текст в современных учебниках построен так, что пересказать его очень сложно. Поэтому первое время просто учимся выделять главное. Задание: прочитайте абзац ( потом пункт) и выделите самое основное. Учимся отвечать полным ответом, следим за правильным построением предложения, верными ударениями. Выслушиваем все варианты ответа, обсуждая, выбираем лучший. Этот вариант повторяем несколько раз, особенно уделяя внимание слабым ученикам.

На втором этапе (иногда проходят месяцы до перехода к нему), дается такое же задание, но на время. Разрешается выписать несколько ключевых слов или фраз. Время постепенно уменьшаем. Сначала спрашиваем сильных учеников, затем слабых, так получается, что им дается больше времени на усвоение материала, и они увереннее отвечают, не стесняются, активно работают. Постепенно учащиеся перестают считать такую работу сложной, легко выделяют главное, запоминают фамилии, даты, названия. Их речь становится уверенной, верно выстраиваются предложения. Ребята учатся сразу видеть проблемные ( в смысле запоминания и произношения слова) и успевают обдумать, как верно их употребить в речи.



2.Для работы с постановкой ударения, чаще всего использую старый, верный прием: словарный диктант. В качестве домашнего задания, постоянно задаю термины, имена, названия. Как индивидуальное задание , на каждом уроке даю карточки с названиями битв, фамилиями ученых полководцев, названиями географических объектов. Несмотря на то, что преподаю историю, у меня есть банк заданий для подготовки к итоговому собеседованию, который постоянно пополняется. Оттуда беру новые фамилии, названия.

3.На уроках часто использую такой прием: выдается карточка с опорными словами и за 2-3 минуты, прошу представить устный ответ, используя все из данных слов. Время зависит от ученика, слабым детям первоначально дается больше времени, постепенно оно уменьшается.

4. Для решения задач, связанных с развитием речи учащихся очень эффективны, оказались «Сингапурские методики». Постоянно использую ТИК – ТЭК – ТОУ – «крестики – нолики» - задание, выполняя которое участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Прием КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД «опроси-опроси-обменяйся карточками» - когда ученики проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Делимся своими наработками с коллегами. Такая работа в системе дает положительные результаты. И еще раз подтверждает, что все предметы взаимосвязаны и, объединив усилия можно добиваться хороших результатов в обучении детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!