СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приемы преодоления экзаменационного стресса" (Занятие с выпускниками)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие содержит игры и упражнения, обучающие приемам снижения стресса.

Просмотр содержимого документа
«"Приемы преодоления экзаменационного стресса" (Занятие с выпускниками)»

Педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей №9 им. А.С. Пушкина ЗМР РТ»

О.В. Хмельницкая


«Приемы преодоления экзаменационного стресса»

Фрагмент занятия в 11 классе


Цель: снизить уровень экзаменационного стресса у выпускников.

Задачи:

- выявить основные факторы стресса,

- познакомить обучающихся с когнитивными и телесными приемами снижения стресса,

- обучить практическим приемам снижения уровня стресса в различных ситуациях.

Оборудование:

Проектор для презентации, магнитная доска с магнитами для демонстрации задания №4, листочки по числу участников по 2 шт. (для индивидуальной работы с заданиями №1, №2, №3), ручки, наборы для микрогрупп (листы с заглавными буквами Э, К, З, А, М, Е, Н, маркеры), памятки по числу участников.


Ход занятия:

  1. Начало беседы.

– Отгадайте загадку (слайд 2): Какую сказочную старушку, живущую в лесу, мы боялись в детстве? (Баба-Яга, слайд 3). Детская страшилка трансформировалась, и теперь ею пугают выпускников. Кто это? (Баба-ЕГЭ, слайд 4).

  1. Долго не раздумывая, продолжи фразы (на первых листочках для индивидуальной работы):

а) «Честно говоря, когда я думаю об экзамене…» (слайд 5),

б) «Самое трудное на экзамене – это…» (слайд 6).

  1. Оцените по 10-балльной шкале (записать в столбик):

– насколько вы уверены в своих силах прямо сейчас,

– уровень стресса прямо сейчас,

– уровень своих знаний прямо сейчас,

– серьезность в подготовке,

(листочки перевернуть и убрать на край стола).

  1. Знакомство со статистикой и обсуждение.

– Я ежегодно провожу такой опрос среди выпускников 9 и 11 классов, и картина примерно одинаковая (слайды 7, 8).

– Поднимите, пожалуйста, руку, у кого есть совпадения хотя бы в некоторых ответах? (как правило, все поднимают руки). Значит, вы тоже испытываете подобные переживания.

– Что нужно для того, чтобы успешно сдать экзамены? (ответы школьников). Всё верно, для того, чтобы успешно сдать экзамены, необходимо знание материала, психологическая готовность, а это способность справиться с волнением, сконцентрироваться и правильно распределить силы и время, о чем мы сегодня и поговорим, а также Госпожа Удача – ведь не зря в любых испытаниях желают удачи, успеха! (слайд 9).

– На самом деле, всё может оказаться не так страшно. Вспомните Бабу-Ягу: ведь она дОбра молодца в баньке попарила, накормила, напоила, спать уложила, и верную дорогу указала! (слайд 10). Вот и мы сейчас поиграем, превращая страшилку в ресурс.

  1. Игра-упражнение «Аббревиатура» (выполняется на вторых листочках для индивидуальной работы).

– Как расшифровывается аббревиатура ЕГЭ? (единый государственный экзамен). У кого-то только эти 3 буквы уже вызывают стресс. Чтобы мозг отпустил напряжение при их виде, сделаем следующее упражнение: напишите разные способы расшифровки аббревиатуры ЕГЭ, не используя слова единый, государственный и экзамен, например, ЕГЭ – «естественно-геологическая экспедиция», «ежедневное гламурное эскимо», … (слайд 11).

После выполнения ученики по желанию зачитывают самые понравившиеся расшифровки.

  1. Упражнение «Наделение положительным смыслом» (работа в группах).

– На каждую букву слова Э-К-З-А-М-Е-Н надо написать слово, несущее положительный смысл. Например, Н – Надежда (слайд 12).

После выполнения задания представители от каждой группы выходят к доске, прикрепляют листы магнитами и зачитывают свои варианты.

Подытоживая работу, ведущий может так же предложить свои варианты (слайд 13): Энергия, Красота, Заинтересованность, Активность, Мудрость, Единство, Надежда на будущее.

  1. Упражнение «Дыхание со счетом» (слайд 14, можно фоном включить музыку для релаксации).

Техника проведения: сесть с прямой спиной, ноги стоят на полу устойчиво, не скрещиваем конечности. Глаза прикрыты, лицо и все тело расслаблено. Вдох на счет 1-2-3, задержка на вдохе на счет 1-2-3, выдох 1-2-3, задержка на выдохе 1-2-3. Счет начинает ведущий, затем участники наблюдают за своим дыханием и считают «про себя» (1,5-2 мин). Постепенно счет можно увеличивать до 4… до 5…

– Эту технику можно применять не только на экзаменах, но в любых жизненных ситуациях, вызывающих стресс.

Предлагаем участникам практиковаться дома по 4-5 минут.

- Оцените по 10-балльной шкале уровень стресса прямо сейчас (сравнить с предыдущим результатом, на первом листочке это второе число).

  1. Домашнее задание.

– Еще один эффективный прием снижения стресса – это поиск вариантов. Если человек упирается в единственную цель, он начинает испытывать стресс, т.к. мозг понимает «У меня нет выхода. Или пан, или пропал!» Вспомните, в сказках добрый молодец всегда оказывается у развилки дорог и может выбрать любую из них (слайд 15). Выпускники уже решили, куда им надо поступить и часто боятся не набрать проходной балл и т.п. Но ведь на этом жизнь не заканчивается! Наверняка есть запасные или обходные пути, а может быть… это вообще не ваш путь! Напишите как можно больше вариантов, что вы будете делать, куда вы еще могли бы пойти, если по итогам экзаменов ситуация сложится не так, как вам бы хотелось. Пусть это будут даже абсурдные варианты: «Я буду работать дворником и готовиться к пересдаче». Мозг «отпустит поводья» и позволит вам снизить страх.

  1. В конце занятия выпускники получают Памятки (слайд 16).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!