СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы работы над словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показаны приемы и методы работы по продуктивному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«мастер класс»

Приёмы работы при изучении словарных слов начальной школе



Слайд 1. Представление учителей

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

-Мы очень рада видеть вас,

Даем сегодня мастер-класс.

И познакомить вас хотим

С продуктивным опытом своим,

Чтоб дети грамотно писали,

И слова запоминали.

Детство - лучшая пора в жизни человека. В глубине души каждый из нас остается ребенком и подсознательно хочет оставаться им как можно дольше. Поэтому, мы часто в памяти прокручиваем события раннего детства, которые на удивление помним очень ясно и отчетливо. Почему так происходит?

Ответ прост: эмоционально-положительные моменты помнятся дольше, ярче, так как у детей лучше развита образная память.

И наша с вами, педагогов задача, сделать так, чтобы трансформировать эту особенность детского восприятия на учебный процесс. Сделать так, чтобы процесс запоминания стал прочным, легким и доступным для всех учащихся.

КОРАБЛИК- капитан, корабль, якорь, моряк

Слайд 2. Актуальность опыта

Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А так же формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если  данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.



Слайд 3. Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным – задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы, поэтому известный советский учёный-методист А.В. Текучев отмечал, что словарная работа должна быть систематической, хорошо организованной, педагогически целесообразно построенной работой, связанной со всеми разделами русского языка.

Слайд 4. Актуальность данного опыта в том, что он содержит систему изучения слов с непроверяемыми написаниями, которая помогает успешно решить основные противоречия: 

-между стремлением учителя развивать в каждом ученике познавательную активность, мыслительные способности, развивать и обогащать активный словарный запас детей;

-между потребностями учащихся в самореализации информационной базы, практических навыков.

Планомерная и систематически организованная словарная работа на уроках русского языка на протяжении всех лет обучения в начальной школе способствует решению важной педагогической проблемы – повышение орфографической грамотности учащихся.



Слайд 5 Ведущая педагогическая идея опыта:

 Показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.

Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.

Слайд 6. Введение словарного слова через исследовательскую деятельность.

1.Из загадки: Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.

Далее работа ведётся над так называемым «слуховым» образом слова. Слово проговаривают хором орфоэпически правильно, затем определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими учащимися ставится орфографическая задача. До того, как учащиеся записали слово, они определяют ударный и безударный слоги, пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву.

Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь применяю различные виды знакомства с новым словом: -сама записываю новое слово на доске, выделяя цветным мелком орфограмму;

-показываю карточку; ознакомление со словом в учебнике на соответствующей странице;

-предоставляю возможность познакомить детей с новым словом ученику, получившему творческое задание.

Вставив нужную букву, учащиеся записывают слово, проговорив его орфографически. Важнейшим условием является правильное первичное восприятие изучаемых слов. Так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу бессмысленной.

Необходимо, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями, прежде всего, научились обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

     Во время работы над зрительным образом слова можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос о нужной букве, обратившись к орфографическому словарю или к словарю учебника. Это способствует накоплению опыта работы со словарями и формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно.



Слайд 7. Работа в группах

Каждая группа получает лист, памятку, словарь.

1гр. «Морфология»: Какая часть речи, на какие вопроы отвечает, что обозначает, одуш-неодуш, нариц-собств, род, число.

2гр. «Фонетика». Делают звуко - буквенный разбор слова.

3гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов (морфемы).

4гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.

Проверка работы групп



Вывод: Перед нами слово с непроверяемым написанием, словарное, его нужно запомнить. Как поступим дальше? (нарисуем свой способ запоминания).

Слайд 8.

Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа, если он помогает объяснить написание слова.

. Дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

Итак, открывается принцип понятности, доступности, достижения результата, творческой самостоятельности. Думается, что одним из ключевых элементов в современном образовании становится элемент «само»…Нужными оказываются задания на самопроверку и взаимопроверку, которые, скажем, формируют умение сомневаться, значит – развиваться.



Слайд 9. Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка.

“Эйдос” по-гречески образ. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Образы у человека создаются при воздействии на органы чувств – след от воздействия остается в образной памяти (это основы психологии)

Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.

Слайд 10. Например, при обращении к словарному слову пассажир, дети сразу видят легко выделяемое слово жир. Возникает проблемная ситуация, что именно в этом слове надо запомнить. И мы с детьми приходим к выводу что здесь не опасное место, а вот -асса- надо запомнить.

Слайд 11. Метод звуковых ассоциаций

Затем постепенно мы приходим к составлению мини сказки о том, как пассажир перед посадкой берёт билет в кассе. Получается ребус

К

пассажир (касса)

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. 



Слайд 12. Пассажир – пассажир берет билет в кассе.



Слайд 13. В слове спряталось другое слово
Горизонт – гори, зонт! Соловей – соловей поет соло.



Слайд 14. Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).

Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”.

Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

Слайд 15. К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

Например , при изучении слова «хозяйство» дети предлагают изобразить гласную «о», которую нужно запомнить , в форме копен сена, поросят, тарелок, которые есть в каждом хозяйстве.

А буква «о» в слове «вокруг» ассоциируется с кругом, солнышком и часами, стрелки которых движутся по кругу.

В слове «колесо» буква «о» так и просит изобразить её в виде самого колеса, руля автомобиля или дорожного знака, которые по очертанию похожи на нее.

Слайд 16. Фонетические ассоциации

Следующий прием работы с использованием мнемотехники: фонетические ассоциации.

Слайд 17.Практическое задание

Слайд 18. Варианты ответов

Слайд 19. А также можно использовать, как называют дети, «мини-кроссворды». Алгоритмически крестообразная схема позволяет запоминать и быстро воспроизводить семантические модели этих слов.

Слайд 20. Прием «создания свободных ассоциаций» – процесс творческий. Его ценность- это наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа. Слова одинаковы грамматически, общая заданная орфограмма, общее семантическое поле.

Вот примеры словарных слов и ассоциативных образов: С УЧИТЕЛЯМИ

кОнцерт – нОта, хОр, гАзета-бумАга, вОрота- гОл.

Слайд 21.“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо - можно связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.

А слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.

Слайд 22. Приём “Чепушина”.

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

Г - горох

О - огурец

Р - ребята

О - огород

Д – девочка

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

Слайд 23.Я вам предлагаю слово орфография

(овес, ребята, фамилия,огород, герой, русский, автомобиль, фойе, интересный, якорь)

- Чем эффективен и интересен этот приём, с Вашей точки зрения?

(Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым, развиваем кругозор и словарный запас. Идёт развитие творческих способностей.)

На уроке возникают ситуации, когда значения каких-то слов непонятны. В этом случае обращаемся к толковому словарю. В орфографическом словаре можем узнать однокоренные слова.

Слайд 24. Игровой тренинг «Кто больше запомнит»

Цель тренинга: развитие слуховой и артикуляционной памяти.

Правило тренинга: первый ученик называет слово по теме «Одежда», например, пальто. Следующий повторяет названное слово и произносит любое своё на эту тему, например, платок и т.д., при одном условии, что произносить слова надо орфографически. На своём опыте мы убедились, что если тренинг регулярно применять в течении нескольких месяцев, чётко фиксируются следующие его достоинства:

-повышается орфографическая грамотность

-совершенствуется речевая память

-увеличивается скорость письма, повышается интерес к учению

25. Слайд 25. Шифровка

Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий. Готовы?

е

с

о

д

р

о

г

и

ю

ж

к

я

а

в

з

- Буквы гласных, указывающих на мягкость предшествующего согласного, обведите в кружок;

- Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, зачеркните.

-У кого осталось 6 букв, поднимите руки. Назовите их.

- Сложите из оставшихся букв слово. Запишите его .

Слайд 26. Рифмовки

Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Рифмовки коротки и непритязательны, придают упражнениям привлекательный для детей характер.

Прежде чем начинать работать с рифмовками, необходимо добиться от учащихся умения орфографически проговаривать слова. Хочется подробнее остановиться на работе с рифмовками «Словарные слова». Прежде всего – ритм, на котором построены данные упражнения. Понятие ритма универсально, межпредметно.

Словарные слова (1-2 класс)

Ворона, сорока, петух, воробей,

корова, собака, медведь, соловей,

дежурный, тетрадь, карандаш, ученик,

язык, телефон, телевизор, дневник,

квартира, компьютер, ребята, отец,

капуста, картофель, морковь, огурец,

пальто, понедельник, четверг, магазин,

обед, хорошо, молоко, апельсин,

родина, улица, город, суббота,

комната, ягода, завтрак, работа,

погода, сирень, воскресенье, мороз,

осина, берёза, деревня, овёс,

ракета, малина, победа, картина,

яблоня, ужин, одежда, машина,

лисица, горох, огород, помидор,

арбуз, молоток, газета, топор,

герой, сапоги, автобус, пенал,

однажды, Россия, заяц, вокзал.



Словарные слова (3 класс)

Тарелка, кастрюля, дорога, аптека,

директор, аквариум, библиотека,

песок, килограмм, чемодан, эскалатор,

аллея, болото, солдат, экскаватор.

пловец, километр, бассейн, микрофон,

троллейбус, трамвай, полотенце, балкон,

реклама, кровать, миллион, капитан,

термометр, валенки, лагерь, банан,

салат, майонез, винегрет, викторина,

лестница, пятница, жёлтый, рябина,

учитель, волшебник, сентябрь, октябрь,

конверт, орфограмма, ноябрь, декабрь,

литература, мужчина, лимон,

сахар, карман, макароны, вагон,

чёрный, чеснок, миллиметр, билет,

ссора, костёр, заповедник, привет,

автомобиль, абрикос, календарь,

иней, перчатка, месяц, февраль,

велосипед, пассажир, целлофан,

комбинезон, виноград, барабан,

кросс, математика, остров, батон,

матч, сантиметр, колонна, газон,

минута, секунда, салют, муравей,

растение, скатерть, кетчуп, хоккей.

Схема работы с рифмовками

Работа с рифмовками ведётся по следующей схеме:

Берём для работы по 2 строчки, на каждом уроке прибавляем ещё 2.

1)Учитель орфографически читает рифмовку, дети хлопают в ладоши в том случае, если услышат незнакомое для себя слово. Необходимо заранее подготовить материал по объяснению значений тех слов, которые могут вызвать затруднение.

2)Дети читают орфографически, учитель внимательно слушает, чтобы проговаривание было правильным.

3) Работа с презентацией. На одном слайде – картинки с изображением слов одной строчки рифмовки. Дети проговаривают слова, пользуясь только картинками.

4) Слайд показывается в течение нескольких секунд, затем закрывается, и дети на память орфографически проговаривают данные слова.

5)Без рифмовок и картинок - учитель называет два слова из строчки, а дети проговаривают следующие два.

6) Выполнение заданий со словами каждой строчки или группы строчек:

-составить и записать предложение;

-найти лишнее слово;

- из слов двух данных строчек составить и записать рассказ;

- найти и выписать слова с определенным грамматическим признаком или на определенную тему;

- составить цепочку из данных слов.

7) Работа с напечатанными данными словами с пропущенными буквами;

8)Письменный диктант данных слов – по 1 слову в произвольном порядке, а также по целой строчке.

9) Самодиктант словарных слов.

Результаты такой работы мы видим при проведении проверочных работ по русскому языку. Даже слабые ученики пишут словарные слова без ошибок.

Примерные задания к рифмовкам

Задания к рифмовке «Словарные слова» (1-2 класс)

- выписать двусложные слова;

- выписать трёхсложные слова;

- выписать слова, в которых букв больше, чем звуков;

- выписать слова, в которых количество букв и звуков одинаково;

- выписать слова с ударением на втором слоге;

- выписать слова с ударением на последнем слоге;

- выписать слова, в которых нет мягких согласных;

- выписать слова, в которых все согласные звонкие;

- выписать слова, которых все согласные глухие;

- выписать одушевлённые существительные;

- выписать неодушевлённые существительные;

- выписать существительные мужского рода;

- выписать существительные женского рода;

- выписать слова на тему «Животные»;

- выписать слова на тему «Растения»;

- выписать слова на тему «Школа».



Задания к рифмовке «Словарные слова» (3 класс)

- выписать слова, в которых букв больше, чем звуков;

- выписать слова, в которых нет мягких согласных;

- выписать существительные мужского рода;

- выписать существительные женского рода;

- выписать существительные первого склонения;

- выписать существительные второго склонения;

- выписать слова с нулевым окончанием;

- выписать слова на тему «Транспорт»;

- выписать слова на тему «Природа»;

- выписать слова на тему «Еда»;

- выписать слова на тему «Математика».



Задания к рифмовке «Словарные слова» (4 класс)

- выписать существительные первого склонения;

- выписать существительные второго склонения;

- выписать числительные;

- выписать наречия;

- выписать слова, состоящие только из корня;

- выписать слова, к которым подойдёт слово «чистый»;

- выписать слова, к которым подойдёт слово «новая»;

- выписать слова на тему «Спорт»;

- выписать слова на тему «Литература»;

- выписать слова на тему «Искусство».



Задания к рифмовке «Словарные слова»

-образовать однокоренные слова с суффиксами - к-,-н -;

-поставить данные существительные в нужном падеже;

- выписать слова с шипящими согласными;

- подобрать синонимы или антонимы к данным словам;

- отгадать слово по его лексическому значению.



Задания к рифмовкам «Парные согласные» (1-2 класс)

- выписать прилагательные;

- выписать одушевлённые существительные мужского рода;

- выписать неодушевлённые существительные женского рода;

- выписать слова, в которых есть суффиксы;

- выписать слова с приставками;

- выписать слова, которые нельзя изменить по числам;

- выписать слова с нулевым окончанием;

- выписать слова, в которых не нужно ставить знак ударения;

- выписать словарные слова.



Задания к рифмовкам «Непроизносимые согласные» :

- выписать имена существительные;

- выписать слова, в которых букв больше, чем звуков;

- выписать слова, в которых ударение падает на корень;

- выписать слова, к которым подойдёт слово «человек»

- выписать слова, к которым подойдёт слово «ответ»;

- выписать слова, в которых нет глухих согласных.

Слайд 27. Моделирование.

Я предлагаю вам задание: составить рифмовку из данных слов для 4 класса. Работаем в группах. Время работы- 5 мин ,затем - обсуждение.

Абзац, акварель, агроном, аккуратно, аппетит, аппликация, аромат, автограф, баллон, баскетбол, беседка, биография, богатство, бутерброд, варежки, ветеран, волейбол, восток, галерея, гербарий, горизонт, двенадцать, диалог, дирижёр, долина, до свидания, искусство, железо, жонглёр, забава, забор, запад, застёжка, здравствуйте, земляника, изложение, кабинет, калитка, карикатура, картон, катушка, квартал, кенгуру, коллектив, колено, колея, колодец, командир, конституция, коридор, корреспондент, костюм, кроссворд, ладонь, легенда, макушка, медаль, мимоза, монолог, мотылёк, одиннадцать, однажды, озорник, орнамент, отчизна, парик, пейзаж, пингвин, пожалуйста, президент, профессия, путешествие, равнина, рюкзак, сарафан, сверкать, свитер, север, сегодня, сейчас, секрет, слева, солома, сочинение, справа, сувенир, таблетка, телеграмма, хозяин, фамилия, фиолетовый, финиш, фойе, футбол, шестнадцать, шоссе, экипаж, экскурсия, электричество.

Например:

Слайд 27. (Ассоциативный мультфильм)

Хочется с вами поделиться с очень интересным заданием, которое не только помогает в работе над правописанием словарных слов, но также развивает логическое мышление, речь и творческие способности.

Это ассоциативный мультфильм. В чем суть задания?

Дана «цепочка» словарных слов, необходимо составить связный рассказ, сюжет которого бы разворачивался последовательно от слова к слову. Например, предложены слова: учитель, класс, ученики, альбом, пенал, карандаши, хорошо.

Получился бы примерно такой рассказ: «Учитель вошел в класс. Ученики открыли альбомы. Достали из пенала карандаши. Хорошо ребята рисовали на уроке».

Дети охотно защищают свои рассказы, оформляют их и собираем наши мультфильмы в отдельную папку.

Словарные слова мелькают снова и снова , интересно и непроизвольно запоминаются. Запоминание идет с опорой на зрительную, слуховую память и мыслительную деятельность.

Слайд 28 С чем сравнивают облака герои м/фильма? Почему?

В работе обращаемся к смешным и полюбившимся ребятам мультфильмам.

Давайте вспомним один из них. С чем сравнивают облака герои? Как вы думаете, почему?

Слайд 29 ОБЛАКО

ОБЛАКО Какая гласная под сомнением в этом слове?

Чтобы легче было запомнить эту гласную букву, представим эту букву в виде лошадки, как в мультфильме.

Слайд 30 Сказочные герои

Назовите сказочных героев этого мультфильма.

Слайд 31 Работа со словом Медведь

Поработаем со словарным словом МЕДВЕДЬ и постараемся его запомнить.

Подумаем, почему медведя так назвали. Слово медведь означает медоед, тот кто ведает , где мёд.

Помогает ли нам запомнить опасную букву знание значения этого слова?

Запомним: Медведь и медвежонок ведают, где мёд.

Также предлагаем восстановить пословицу.

Два медведя в одной берлоге не живут.

Ну и работа с фразеологизмом: Когда так говорят «Медвежья услуга»?

Слайд 32 Цветы в м/фильме

Какие цветы в мультфильме считали медвежонок и ежик?

Какой рисунок образ можно представить на месте опасной буквы?

Слайд 33 Заключение.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Мастер-класс мы хотим закончить словами «Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске». (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу.

Слайд 34.Спасибо за внимание

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

















































Просмотр содержимого презентации
«приёмы работы при изучении словарных слов»

ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МАСТЕР-КЛАСС Фролова В.В.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МАСТЕР-КЛАСС

Фролова В.В.

Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та , которая словами, Как людьми, населена.   Правит ими государь  По прозванию Словарь  И относится он к ним  Словно к подданным своим.  Утверждать ему не ново, Как писать какое слово, Как писать и как читать, Как с другими сочетать.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та , которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь

И относится он к ним

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» А.В. Текучев

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка»

А.В. Текучев

Актуальность опыта

Актуальность опыта

  • Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
  • Развивается в каждом ученике познавательная активность, мыслительные способности, обогащается активный словарный запас
  • Повышается орфографическая грамотность учащихся
Цель : поделиться с коллегами педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарём. Задачи : сформировать приёмы отработки написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.

Цель : поделиться с коллегами педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарём.

Задачи : сформировать приёмы отработки написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.

б…реза Введение словарного слова через исследовательскую деятельность Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане.

б…реза

Введение словарного слова через исследовательскую деятельность

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

РАБОТА В ГРУППАХ (по цвету)

РАБОТА В ГРУППАХ (по цвету)

  • 1гр. «Морфология»: Какая часть речи, на какие вопросы отвечает, что обозначает, одуш.-неодуш., нариц.- собств, род, число.
  • 2гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор слова.
  • 3гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).
  • 4гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  с опорой на этимологию слов  1. Отгадайте загадки:  Она весну встречает, сережки надевает. По платьицу в полоску ты узнаешь… БЕРЕЗКУ  2. Б Е РЁЗА  Как вы думаете, почему дерево так назвали?  Это слово восходит к корню, обозначающему белый цвет. Кора берёзы носит название, связанное с тем же корнем: береста.  3. Подберем однокоренные слова к слову БЕРЁЗА.  Берёзовый, берёзонька, берёзка, подберёзовик, березняк.  4. Восстановим пословицу:  И у … слезки текут, когда с нее … дерут.  5. Найдем ассоциативный образ к слову береза:  Бе реза – бе лая береза  БЕРЁЗКИ КОРУ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ с опорой на этимологию слов

1. Отгадайте загадки:

Она весну встречает, сережки надевает. По платьицу в полоску ты узнаешь… БЕРЕЗКУ

2. Б Е РЁЗА

Как вы думаете, почему дерево так назвали?

Это слово восходит к корню, обозначающему белый цвет. Кора берёзы носит название, связанное с тем же корнем: береста.

3. Подберем однокоренные слова к слову БЕРЁЗА.

Берёзовый, берёзонька, берёзка, подберёзовик, березняк.

4. Восстановим пословицу:

И у … слезки текут, когда с нее … дерут.

5. Найдем ассоциативный образ к слову береза:

Бе реза – бе лая береза

БЕРЁЗКИ

КОРУ

Приемы эйдетики «Эйдос» по-гречески образ «Оживление» буквы Создание её «образа»

Приемы эйдетики

«Эйдос» по-гречески образ

«Оживление» буквы

Создание её «образа»

п асса жир

п асса жир

к п асса жир (касса)

к

п асса жир (касса)

Метод звуковых ассоциаций Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). П асса жир – пассажир берет билет в кассе.

Метод звуковых ассоциаций

Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).

П асса жир – пассажир берет билет в кассе.

Метод звуковых ассоциаций В слове спряталось другое слово Горизонт – гори , зонт ! Соловей – соло вей поет соло .

Метод звуковых ассоциаций

В слове спряталось другое слово

Горизонт – гори , зонт !

Соловей – соло вей поет соло .

Графические ассоциации – мнемотехника Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания) Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета.

Графические ассоциации – мнемотехника

Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания)

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета.

Х ЗЯЙСТВ В КРУГ К ЛЕСО

Х ЗЯЙСТВ

В КРУГ

К ЛЕСО

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»

  • Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении:
  • КОС тя пришел в КОС тюме.
  • ПА па носит ПА льто.
  • Меб ЕЛ ь из ЕЛ и.
  • Я вышел на у ЛИЦ у и увидел много ЛИЦ .
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

  • Придумайте фонетическую ассоциацию к словам:
  • зд о ровье
  • уч е ник
  • в а с и лёк
  • м а шина
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

  • ЗД О РОВЬЕ - ЭТО ЗД Ó РОВО.
  • УЧ Е НИК – УЧ É НИЕ
  • В А СИЛЁК СОРВАЛИ В Á СЯ И ВАС И ЛИЙ.
  • У М Á ШИ ЕСТЬ М А ШИНА.
«Маленькие кроссворды»- использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму. П Р Х З А Н Е Т А Р О МАТ Х Л О Д М О РОЗ Х В С Т С О БАКА

«Маленькие кроссворды»- использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму.

П

Р

Х

З

А

Н

Е

Т

А Р О МАТ

Х

Л

О

Д

М О РОЗ

Х

В

С

Т

С О БАКА

Что за ли? Что за мон? В звуках нету смысла… Но едва шепну: «л и мон» - Сразу станет к и сло. К   С  Л  ЫЙ   Л И МОН Запомни: Л И МОН – К И СЛЫЙ  пишем через И

Что за ли? Что за мон?

В звуках нету смысла…

Но едва шепну: «л и мон» -

Сразу станет к и сло.

К С Л ЫЙ

Л И МОН

Запомни: Л И МОН – К И СЛЫЙ

пишем через И

Ассоциативные зацепки впереди, сзади, налево, направо

Ассоциативные зацепки

впереди, сзади, налево, направо

«Чепушина» Г - горох О - огурец Р - ребята О - огород Д - девочка

«Чепушина»

Г - горох

О - огурец

Р - ребята

О - огород

Д - девочка

Орфография

Орфография

Игровой тренинг «Кто больше запомнит» Пальто Платок Сапоги

Игровой тренинг «Кто больше запомнит»

Пальто

Платок

Сапоги

Шифровка е с о к о г д я и ю р а в ж з

Шифровка

е

с

о

к

о

г

д

я

и

ю

р

а

в

ж

з

Рифмовки ворона, сорока, петух, воробей корова, собака, медведь, соловей дежурный, тетрадь, карандаш, ученик язык, телефон, телевизор, дневник

Рифмовки

ворона, сорока, петух, воробей

корова, собака, медведь, соловей

дежурный, тетрадь, карандаш, ученик

язык, телефон, телевизор, дневник

«АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ» Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей. ЗАДАНИЕ:  Дана цепочка слов:  УЧИТЕЛЬ  КЛАСС  УЧЕНИКИ  АЛЬБОМ   ПЕНАЛ  КАРАНДАШ  ХОРОШО  РЕБЯТА   РИСОВАТЬ

«АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ»

  • Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей.
  • ЗАДАНИЕ:

Дана цепочка слов:

УЧИТЕЛЬ КЛАСС УЧЕНИКИ АЛЬБОМ

ПЕНАЛ КАРАНДАШ ХОРОШО РЕБЯТА

РИСОВАТЬ

  • Необходимо составить связный рассказ, сюжет которого разворачивается от слова к слову, можно с использованием рисунков и аппликаций.
  • Дети на уроке выступают в роли учителя. «Учитель» предлагает озвучить его мультфильм, записать на доске словарные слова, которые встречаются в рассказе, выделяя опасные буквы. Выслушав ученика, «учитель» читает свой вариант.
С чем сравнивают облака герои мультфильма? Как вы думаете, почему?

С чем сравнивают облака герои мультфильма?

Как вы думаете, почему?

ОБЛАКО Какая гласная под сомнением в этом слове? ÓБЛ А КО Чтобы легче было запомнить эту «опасную» букву, представим эту букву в виде лошадки, как в мультфильме. ОБЛ КО

ОБЛАКО

Какая гласная под сомнением в этом слове?

ÓБЛ А КО

Чтобы легче было запомнить эту «опасную» букву, представим эту букву в виде лошадки, как в мультфильме.

ОБЛ КО

Назовите героев мультфильма. Постараемся запомнить правописание  словарного слова  М Е ДВЕДЬ  М Е ДВ Е ЖОНОК Подумаем, почему медведя так назвали. Слово медведь означает « медоед », “ тот, кто ведает, где  мёд ”.  Помогает ли нам запомнить опасную букву знание значения слова?  Запомним: М е дведь и м е дв е жонок ведают, где мёд.  Восстановим пословицу:  «Два … в одной … не живут». Когда так говорят: «медвежья услуга»?
  • Назовите героев мультфильма.
  • Постараемся запомнить правописание

словарного слова М Е ДВЕДЬ

М Е ДВ Е ЖОНОК

  • Подумаем, почему медведя так назвали.

Слово медведь означает « медоед »,

тот, кто ведает, где мёд ”.

  • Помогает ли нам запомнить опасную букву знание значения слова?

Запомним: М е дведь и м е дв е жонок ведают, где мёд.

  • Восстановим пословицу:

«Два … в одной … не живут».

  • Когда так говорят: «медвежья услуга»?

МЕДВЕДЯ

БЕРЛОГЕ

Какие цветы в мультфильме считали медвежонок и ёжик? Р О МАШКИ Какой рисунок-образ можем представить на месте опасной буквы? РРР  МАШКИ

Какие цветы в мультфильме считали медвежонок и ёжик?

Р О МАШКИ

Какой рисунок-образ можем представить на месте опасной буквы?

РРР МАШКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Поделившись с Вами некоторыми приемами работы с так называемыми словарными словами, мы не ставим точку на этой проблеме, а ставим многоточие…
  • В рамках поисково-исследовательской деятельности можно организовать групповые и индивидуальные виды работ. Например, к определенной тематической группе слов подбирать загадки, пословицы, стихи, песни, этимологические ссылки, составлять ребусы, подбирать картинки, а также сочинять мини-рассказы. И по накопленному опыту можно издать коллективную работу: «Словарик-справочник».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!