СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы формирования читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные приемы помогут на уроках и во внеурочной деятельности сформироавть у младших школьников читательскую грамотность

Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы формирования читательской грамотности»

Приёмы и методы формирования читательской грамотности

(Слайд 2)

Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе. Поэтому формирование читательской грамотности именно в начальной школе придается большое значение.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов формирования читательской грамотности.

Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума. (Слайд 3)

Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:

Знание – простые вопросы;

Понимание – уточняющие;

Применение – практические;

Анализ – интерпретационные;

Синтез – творческие;

Оценка – оценочные.

Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.

Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:

когнитивная («знаю»);

психомоторная («творю»);

аффективная («умею»).

Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.

ШЕСТЬ ЛЕПЕСТКОВ – ШЕСТЬ ВОПРОСОВ

Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.(Слай 4)

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ


Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.


Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».


УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ

С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.


Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:


«Вы имели ввиду, что …?»;

«То есть ты говоришь, что …?»;

«Можно ли считать, что …?».

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ (ОБЪЯСНЯЮЩИЕ) ВОПРОСЫ

Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».

Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.


Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.


ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:


«Что могло бы измениться …?»;

«Придумай, что случится, если …?»;

«Какие события произойдут в рассказе после …?».

Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования

Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:


«Предложи, что можно сделать из …?»;

«Где еще можно использовать …?»;

«Где в жизни можно наблюдать такое явление?».

Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.


ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».


«Поделись, как ты относишься к …?»;

«Почему это хорошо, а не плохо?»;

«Как определить, каким образом лучше поступить?».

Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.


В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей.

Рассмотрим этот приём при изучении рассказа Л. «Прыжок» в 3 классе по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др.

Учащимися были составлены такие вопросы:

Простые вопросы: Как подшутила обезьяна над сыном капитана? Что крикнул капитан, когда увидел сына на мачте? Кто же спас мальчика? Уточняющие вопросы : Правильно ли я понял, что мальчик полез за обезьяной на мачту, потому что ему было жалко шляпу? Правда ли, что мальчику было десять лет? Правильно ли я понял, что мальчик прыгнул в воду?

Объясняющие вопросы : Почему мальчик не отставал от обезьяны? Как вы думаете, почему капитан заплакал? Как вы считаете, по какой причине мальчик совершил прыжок?

Творческие вопросы : Чтобы произошло, если бы мальчик не прыгнул в воду? Подумайте, что изменилось бы, если матросы не посмеялись бы над сыном капитана? Чтобы произошло, если в тот момент капитан не вышел бы из каюты?

Практические вопросы : Как бы вы поступили на месте капитана? Как бы вы поступили на месте мальчика? Какие вопросы вы бы задали капитану, если бы встретились с ним?

Оценочные вопросы : Поделитесь, как вы относитесь к мальчику? Какие чувства испытывал капитан, когда увидел сына на перекладине? Как вы оцениваете поступок капитана?(Слайд5)

На уроке русского языка по теме «Имя прилагательное» можно также составить ромашку Блума. (Слайд 6) На уроке окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений .


Практическое применение этого приема: учитель может выбрать самые интересные вопросы и включить их в тесты при обобщении раздела.

Рассмотрев подробно используемый в своей работе приём, хочется отметить, что он способствует лучшему запоминанию изученного материала, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке. Младшие школьники учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять. Наблюдая за учащимися во время чтения, вижу, как горят их глаза желанием дочитать, понять, решить вопросы, возникшие после чтения, отстоять свою точку зрения и послушать иную точку зрения соседа по парте. Все это, по моему мнению, и является основными признаками качественного вдумчивого чтения.

КОГДА ВОПРОСЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКТУАЛЬНЫ?

Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.


Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.


Ученики с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой, можно задать такую ромашку детям на дом.

Прием Ромашка Блума эффективно решает все задачи: ребенок находит выход из проблемных ситуаций, опираясь на свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации помогают проверить уровень развития мышления у каждого ученика.(Слайд7)


Хочу рассказать о приеме «Кластер». Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди».
Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью.
Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Кластер может применяться как на фазе вызова, так и на фазе осмысления или в качестве стратегии урока. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Системы органов человека» дети уже на фазе вызова могут на основе имеющихся знаний составить кластер. В центре будет «Человек» ( это главное в теме), вокруг – системы органов (пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, …), причем, каждая система состоит из своих органов, которые выполняют определенные функции (некоторые из них дети уже могут знать), а что-то предположить. И так «гроздь» разрастается.

(Слайд8) урок русского языка, обобщение темы «Имя существительное».

Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся:
умение ставить вопросы;
умение выделить главное;
умение делать сравнение;
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил:
не бояться записывать все, что приходит на ум;
дать волю воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей.

При использовании на уроках указанных приёмов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая в первую очередь организатором учебной деятельности, быть ещё и заинтересованным участником обучения.(Слайд9)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!