СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы, формирующие читатеоьскую грамотность мл.школьника на уроках окр.мира.

Просмотр содержимого документа
««Приемы формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира»»



МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»





«Приемы формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира»

























Учитель начальных классов: Эрпес Т.О.

2021-2022 уч.год.



     


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования к читательской грамотности отражены в  планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.                                                        


   Для начала выясним, что же такое читательская грамотность? 

      Читательская  грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Из определения следует, что читательская грамотность - основная, ведущая не только при обучении в школе, но и в жизни, Читательскую грамотность следует рассматривать как основу всех функциональных грамотностей.

Основы, азы читательской грамотности формируются в начальной школе.

Какие это умения?

 Это совокупность умений и навыков, отражающих:

потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

 готовность к смысловому  чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;  

способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;

 ориентироваться в жизненных ситуациях на основе или с помощью различной текстовой информации                                  

При высоком уровне  сформированности  читательской грамотности школьники владеют  умением  выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях - т.е.  овладевают метапредметным  умением – функциональной читательской грамотностью. 

Результаты не всегда соответствуют этому уровню. Одной из причин низкой читательской грамотности является неумение детей находить и вычитывать информацию из текстов разного вида.

В начальной школе,  кроме уроков литературного чтения, ученики получают информацию, читая текст, на уроках окружающего мира.  Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными (учебными) текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй мы  начинаем формировать в начальной школе.

Работу с научно-познавательным  текстом на уроке окружающего мира строю по  методике смыслового  чтения .   Она обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, его активную читательскую позицию по отношению к тексту, способствует формированию функциональной грамотности.            

С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом.

1 этап - подготовительный (до начала  чтения), предтекстовая деятельность.

Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом, создать интригу.

 Приемы работы:

1. «Облако понятий»-  глоссарий.

2. Предварительный просмотр иллюстраций.

3. Использование загадок по теме текста.

4. Составление пазлов. 

5. Анонс предстоящей работы 

6. Проблемный вопрос.

4. Составление пазлов  (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем или о ком они узнают из текста, нужно собрать картинку)

 Пример: Тема «Разнообразие растений» «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением растений, животных) и т.п.

5. Анонс предстоящей работы –«Батарея вопросов» ( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)

Пример:  Тема «Грибы» (Какой гриб самый ядовитый? Какой гриб носит название лесного хищного зверя? Тема «Петр Великий» (Почему этого правителя называют Великим? Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически?)

6. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений,  а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)

Пример:  Тема «Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным? Как мы можем сохранять своё здоровье?) Тема «Твои одноклассники» ( Как надо себя вести, чтобы было много друзей?) Тема «Дорожные знаки» (Чем отличаются предупреждающие знаки от запрещающих»


 2 этап – основной (в процессе чтения), текстовая деятельность

Цель: вовлечь читателей в текстовую деятельность,  достичь понимания и осмысления текста  детьми .

Приемы работы:  

1. Словарная работа.

2. Работа с тестом. (задания, предполагающие множественный выбор)

3. Восстановление деформированного текста (задания на дополнение информации)

4. Заполнение таблиц и схем.  (задания на перенос информации)

5. Выборочное чтение. (задания на соотнесение)

6. Чтение с остановками.

1. Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)

Пример:  Тема «Экологическая катастрофа» (работа с терминами: танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз). Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор, меридианы, параллели, масштаб)

2. Работа с тестом  (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)

 Пример:  Тест по статье “У Чёрного моря”

 1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря? ___________________________________________________

 2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________

Какая зима в субтропической зоне? _____________________

3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни. И т.п. по тексту.

3. Восстановление деформированного текста. (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна  парная  работа)

Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России»

 1.Найди на физической карте России Уральские горы.

Допиши предложение:  

“С запада от Уральских гор лежит ____________________________ равнина,

 к востоку от Уральских гор лежит _______________________________ равнина”.

 2. Восточно-Европейскую равнину называют____________________

3.. Уральские горы считают границей между ___________________ .

Самые высокие горы России _______________________________ .

Высочайшая гора в России _____________________ .

4. Горы, расположенные на юге Сибири: ________________.

5. Пользуясь картой, ответь на следующие вопросы:

А) Полезные ископаемые, которые добывают на Западно-Сибирской равнине____________

Б) Полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе__________

В) Полезные ископаемые, которые добывают в Уральских горах_________

4. Заполнение таблиц и схем. (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме.  Работа может проходить  в парах  или фронтально под руководством учителя)

Пример:  Тема «Какими бывают растения»,   «Полезные ископаемые», «Дорожные знаки», «Золотое кольцо России» .

 5. Выборочное чтение (дети учатся выискивать  в учебном  тексте необходимый материал по заданию учителя.  Возможен  вариант групповой работы.)

Пример: Тема «Природные зоны России» (1группа «Географы» находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны, 2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» - животный мир. 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.)

3 этап - заключительный (после чтения), послетекстовая  деятельность

Цель: проверить понимание и усвоение информации из учебного текста.

Приемы работы:

1. Работа с пословицами.

2. Дополнение текста.

3. Игра «Плюс или минус». (установление истинности/ложности информации)

 4. «Ярмарка» вопросов (тонкие и толстые )

Или Ромашка Блума    (на лепестках начало вопросов):

Почему? Объясни, Назови, Предложи, Придумай, Поделись…

5. Составление памяток, инструкций.

6.Проигрывание жизненных ситуаций.

 1. Работа с пословицами. (Детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)

Пример:    Тема «Здоровое питание»  («Завтрак  съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»  Тема «Твои одноклассники» («Не имей сто рублей,  а имей сто друзей»), «Дорожные знаки» («Тише едешь -дальше будешь») «Грибы» («Каждый грибок знает свой срок», «Плоха поганка, да, знать, нужна»).

3. Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны - знак - )

5. Составление памяток, инструкций.

Пример:  «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника», «Правила поведения при ЧС» «Огонь-друг или враг»


        На последнем этапе урока ученики создают кластер.

           Кластер предполагает способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему урока. А продуктом такой деятельности является моделирование – информация, выстроенная в определённой последовательности.

Овладение данной информацией и есть достижение планируемых результатов.

          Таким образом, в конце урока ученики получили продукт своей деятельности, а после оценили свою деятельность.


           Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности.

Можно выделить следующие отличия творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника:

а) Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;

б)Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности;

в) Тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.

Данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития  является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы.

Так, например, в 4 классе, изучая тему «Мир глазами астронома», детям предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. Изучая тему «Мир глазами географа», предлагается рассказать о мире с точки зрения географа. В 3 классе «Экологическая катастрофа» рассказать от лица эколога. «Всемирное наследие» от лица путешественника.

           

 Использование различных приёмов способствует формированию смыслового чтения, делает уроки окружающего мира  интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к научно-познавательным (учебным, информационным) текстам, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Дидактический материал - филворд - "Животный мир", «Растительный мир», «Города России» и т.д.. Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, а также на занятиях в летнем лагере.
Ученикам нужно вспомнить животных, растения, города и т.д. найти их в клеточках с буквами.С правой стороны находятся слова - подсказки.

Дополнение к работе: Чтение текстов для учащихся начальных классов можно сделать увлекательным и одновременно полезным делом. Для этого я использую в своей практике систему упражнений, которые способствуют повышению интереса к чтению, совершенствованию техники чтения, формируют устойчивость внимания, увеличивают словарный запас, развивают устную и письменную речь. Дети очень любят «читать, играя» и «играть, читая», и данные упражнения помогут устранить причины трудностей и совершенствовать техническую составляющую процесса чтения, а, следовательно, помогут школьнику в обучении в целом, научат понимать смысл прочитанного, выделять главное, делать выводы. Представляю тексты для тренировки чтения:



Чтение текста по половинкам букв.




































Чтение по спирали. Удивительным образом такие спиральки вдохновляют детей на чтение! Это — один их приёмов скорочтения, когда ребёнок тренирует навык предвосхищения текста и расширяет боковое зрение. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!