СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность позитивного шведского опыта в российской педагогической практике

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В плане преемственности позитивного шведского опыта образования взрослых для России представляются важными как теоретические, так и практические особенности развития системы.

Обратимся к выделенным нами теоретическим основаниям образования взрослых в Швеции, которые могут быть рассмотрены и использованы в нашей, российской системе, так как являются, на наш взгляд, чрезвычайно необходимыми в выстраивании данной системы в современном мире.  

Просмотр содержимого документа
«Преемственность позитивного шведского опыта в российской педагогической практике»

Преемственность позитивного шведского опыта

образования взрослых в российской педагогической практике


В ранее рассмотренных параграфах мы попытались доказать, что для российского образования взрослых представляется ценным позитивный опыт государств, которые сохраняют и развивают лучшие традиции образования взрослых. Швеция относится к числу стран, имеющих успешный опыт в этой области. По мнению профессора Института образования Лондонского университета Э.Грина, для северных стран в принципе характерны попытки максимального привлечения взрослых к продолжению обучения, поэтому эти страны находятся намного дальше других стран в продвижении идеи обучения на протяжении всей жизни (Грин Э. Многоликость обучения на протяжении всей жизни: новейшие тенденции европейской образовательной политики. С.61). Заметим, что в Норвегии еще в 1976 году был принят Акт об образовании взрослых, в Германии также действуют соответствующие законы. Из постсоветских государств первой подобный закон приняла Эстония (Рыбалко В.П. Итоги работы секции «Правовая база образования взрослых». СПб., 2004. С.79-84). Шведская модель образования взрослых признается учеными уникальной: «бурный расцвет сегодня и рост в будущем» (Николенко Л. Скандинавская модель. С.48).

В плане преемственности позитивного шведского опыта образования взрослых для России представляются важными как теоретические, так и практические особенности развития системы.

Обратимся к выделенным нами теоретическим основаниям образования взрослых в Швеции, которые могут быть рассмотрены и использованы в нашей, российской системе, так как являются, на наш взгляд, чрезвычайно необходимыми в выстраивании данной системы в современном мире.

Система образования взрослых открыта для всех желающих в Швеции получить дополнительное образование, поменять профессию, научиться чему-то новому, усовершенствовать свои профессиональные знания, найти подходящую для себя работу, продвинуться по служебной лестнице, адаптироваться в шведском обществе и др. Полагаем, что, предоставляя гражданам и эмигрантам спектр различных образовательных возможностей, шведское государство, тем самым, повышает качество жизни людей и развивается в сторону демократии.

Современный рынок труда Швеции ориентируется на Лиссабонскую стратегию (Lisbon Strategy), согласно которой правительства европейских государств должны строить самую динамичную и конкурентоспособную экономику в мире, основанную на знаниях (Job Mobility in the European Union: Optimising its Social and Economic Benefits. Final report. Policy and Business Analysis. April 2008. 158. S.1). Отсутствие современных знаний рассматривается как серьезное препятствие в условиях рынка. Основным инструментом такой политики эксперты считают повышение уровня образования в течение всей жизни (Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. М. 2009 // URL: http://www/cvets.ru).

По расходам на душу населения в сфере образования Швеция занимает ведущее место в мире. На эту сферу государство ежегодно предоставляет субсидии в размере приблизительно 3 миллиардов шведских крон, что соответствует стоимости примерно 100 тысяч учебных мест для взрослых в год. Более 10% расходов на образование в государстве идет на образование взрослых, еще 10% расходов на образование тратится на пособия по переподготовке на рынке труда. С одной стороны, в Швеции - социально-ориентированная экономика, с другой стороны, население ориентировано на продолжение своего обучения на протяжении всей жизни. Всего в образовательных учреждениях для взрослых в начале ХХI века обучаются около 2,5 миллионов шведов.

Шведское государство не вмешивается в производственную деятельность концернов, предприятий, фирм, но проводит такую социальную политику, которая минимизирует их затраты на эту сферу. Вследствие этого возросла роль государства в потреблении, распределении и перераспределении национального дохода через государственные расходы и налоги, благодаря чему и стала возможной реализация широкомасштабных программ и проектов по развитию образования взрослых.

Согласно постановлению «О правительственных субсидиях на негосударственное открытое образование взрослых», каждый гражданин Швеции имеет право на повышение уровня знаний по своей специальности или на получение новой профессии. Рабочее время, пропущенное в пользу занятий, компенсируется государственными субсидиями. Важные целевые группы людей на получение таких субсидий - это безработные, люди с ограниченными умственными или физическими возможностями и эмигранты. Субсидии по заработной плате государство выплачивает при трудоустройстве инвалида на постоянную работу (в течение первого года работы инвалида государство выплачивает предпринимателю 90% трудовых издержек, следующие три года – 50%). Все формы образования для взрослых в Швеции имеют государственную материальную поддержку. Таким образом, государство содействует деятельности, позволяющей шведам успешно выстраивать свою жизнь, принимать активное заинтересованное участие в жизни общества.

Итак, в плане преемственности теоретических основ представляется очень важным использование в российской системе основополагающих принципов такого образования, сложившихся в Швеции:

-открытость системы (на обучение имеют право все граждане без исключения и эмигранты), ее доступность (обучение бесплатно для обучающегося) и гарантированность (само государство выступает гарантом получения такого образования);

-массовость системы, в основе которой - стремление шведов на продолжение своего обучения на протяжении всей жизни. Система образования взрослых является приоритетным направлением государственной образовательной политики Швеции, в которой строится «экономика, основанная на знаниях» (согласно Лиссабонской стратегии). В современном быстроменяющемся мире знания устаревают, поэтому все шведы, получившие образование, постоянно стремятся его усовершенствовать, чтобы соответствовать своей должности, специальности. Кроме того, человек может не только постоянно повышать свой образовательный уровень, но и имеет право на получение новой профессии. Государство поощряет, поддерживает образовательные стремления людей в виде различных субсидий, грантов и др. Так, существует государственная поддержка шведских инвалидов (работодателю предоставляются субсидии по заработной плате инвалида: 90% трудовых издержек за 1-й год и 50% - в последующие 3 года).

Следующим позитивным шагом в плане заимствования позитивного шведского опыта могло бы стать создание многокомпонентной строго организованной системы образования взрослых в России. Рассмотрим такую систему в Швеции.

Шведская система образования взрослых состоит из следующих компонентов:

1.Государственная сфера представлена муниципальным образованием взрослых, образованием для людей с ограниченными умственными возможностями и шведского языка для эмигрантов.

2.Образование для персонала включает обширные образовательные программы для рабочих всех категорий на их рабочих местах.

3.Обучение для рынка труда является профессиональным обучением или переобучением безработных.

4.Folkbildning – неформальная система образования взрослых, охватывающая все слои населения.

Перейдем к рассмотрению данных компонентов.

1.Государственная сфера (Grundvux) является базисной и представлена государственным муниципальным образованием для взрослых. Данный вид обучения предназначен для следующих категорий людей: плохо учившихся в школе и оставшихся безграмотными, малообразованных или безграмотных эмигрантов и заключенных шведских тюрем.

Учебная программа включает около 15 часов в неделю с неполным учебным днем (т.е. вечером), предусмотрены и индивидуальные занятия. Те же курсы предлагаются заключенным шведских тюрем, если образовательный уровень заключенного остался низким. Делающие в учебе успехи заключенные могут изучить полный курс средней школы и даже поступить в университет, находясь в местах лишения свободы.

Муниципалитеты несут ответственность за базисное обучение эмигрантов шведскому языку. Курсы для эмигрантов углубленные: составляют около 700 часов.

2.Образование для персонала, организуемое предприятиями, является распространенным в Швеции, т.к. качество работы напрямую зависит от знаний людей. Заметим, что служащим государственного сектора предлагается больше совершенствовать свои знания, чем работающим в частном секторе. Образование для персонала особенно популярно среди работников сферы услуг, далее - производства и промышленности (особенно среди служащих крупных концернов и предприятий).

Важным представляется сотрудничество в этой сфере государственной власти, предприятий, компаний с департаментами образования. Как следствие, благодаря этому сотрудничеству появился новый рынок образования.

Заметим, что в Швеции профориентация и профобучение начинаются в средней школе, когда обучающиеся проходят специальные курсы профессиональной подготовки для разных специальностей с обязательной профессиональной практикой. Далее выпускники продлевают свое обучение на 2, 3, 4 –летних курсах или в вузах.

3.Обучение для рынка труда предназначено для безработных, желающих получить работу. В данной сфере реализуется любая программа профессионального образования, на которую Национальный совет рынка труда выделяет учебное пособие, представляющее денежную сумму. Для получения такого пособия необходимо соответствовать следующим критериям: 1)иметь статус безработного или находиться в группе риска по потере работы, 2)возраст более 20 лет, 3)состоять на учете в общественной службе занятости, не имея возможности самому трудоустроиться. Приоритетом пользуются люди необразованные или малообразованные, а также те, чье образование устарело и не соответствует требованиям времени.

Данная система работает весьма эффективно и ощутимо содействует безработным людям в поиске нового места в профессиональной деятельности. По статистическим данным, которые приводит Т.П.Зотова, в течение нескольких последних лет в этой сфере обучились и прошли переподготовку более 100 тысяч человек, а количество людей, нашедших работу по специальности, достигло 80% (Зотова Т.П. Использование шведского опыта образования взрослых в отечественной педагогической теории и практике. Ульяновск, 2006. С.109). Людям с устаревшим образованием предлагаются специальные курсы по его усовершенствованию.

Безработные, желающие организовать собственный бизнес, в Швеции могут получить финансовую помощь государства. До получения этого пособия безработные должны пройти специальную подготовку и знать, как начать дело, получить знания о маркетинге, финансовых вопросах будущего бизнеса.

4.Folkbildning (народное неформальное образование для взрослых) занимает особое место в системе образования для взрослых. После окончания гимназии, муниципальной школы или университета каждый швед считает необходимым периодически обращаться к неформальной системе образования взрослых Folkbildning (см. таблицу №5), философия которой заключается в том, что все граждане независимы, свободны, имеют равные права в участии во всех сферах жизни шведского общества, на что нацелена вся система образования взрослых.

Folkbildning в системе шведского образования

Таблица №5.

Обязательное образование (9 лет)

Средняя школа старшей ступени, гимназия (3 года)

Folkbildning _________________________

⁄ ⁄ ↓ ↓

Университет

Муниципальные гимназии (школы) для взрослых (Komvux)

Высшие народные школы (Folkhogskola)

Учебные кружки

(Сircles)


Из таблицы следует, что система Folkbildning открыта для всех: она обращена к людям, имеющим недостаточное образование, безработным, людям с ограниченными умственными и физическими возможностями, инвалидам, эмигрантам. В последнее время появились образовательные программы даже для людей, не проявляющих интереса к образованию и профессиональному обучению. Успешность шведской модели образования для взрослых признается во всем мире. Шведы понимают необходимость обучения на протяжении всей жизни. Справедливость этого утверждения доказывают существующие там разнообразные формы образования для взрослых.

Высшие народные школы. Учредителями высших народных школ (Folkhogskola) являются общественные объединения, народные движения, профессиональные союзы, региональные советы, церковь, некоммерческие организации. Каждая Folkhogskola имеет право утвердить свой учебный план, согласно Кодексу о высших народных школах. Уровни обучения в высших народных школах отражены в таблице №6.

Основные уровни обучения в высших народных школах

Таблица №6.

Уровень

Для кого?

Для чего?

1.

приравнивается к уровню образования в 3-летней гимназии;

готовит к поступлению в университет (слушателям выдается справка Intyg для поступления в университет);

2.

для людей, получивших когда-то образование (колледж или университет);

для желающих совершенствовать свои знания (слушателям выдается справка Utbildningsbevis для дальнейшего трудоустройства).


Таким образом, обучение разбито на два уровня. Около 15% учебной программы школы составляет так называемый «Общий курс», т.е. общеобразовательные предметы, поэтому выпускники первого уровня обычно продолжают обучение в университете. Приблизительно 85% от общего объема времени строится с учетом планирования студента. На «Общем курсе» ежегодно обучаются около 18 тысяч студентов.

Желающие совершенствовать свои знания или получить дополнительную специальность поступают на второй уровень, где предлагаются специализированные курсы, на которых большая часть времени уделяется специальным предметам (музыка, искусства и ремесла, языки, СМИ и др.). По окончании этих курсов обучающиеся могут приобрести профессии журналиста, руководителя хора, организатора досуга, преподавателя драматического искусства.

В последние годы возрастает количество различных кратковременных курсов продолжительностью от 2 до 15 дней. Курсы от 15 дней до 30 недель считаются долгосрочными. Особой популярностью в Швеции стали пользоваться курсы, которые организуются в сотрудничестве с народными движениями, профсоюзами или добровольческими организациями по образованию. Позитивным является тот факт, что администрация школы и руководители курсов активно участвуют в трудоустройстве своих выпускников и стараются примерно в течение года после окончания школы и трудоустройства поддерживать с ними контакт.

Заметим, что в большинстве высших народных школ практикуется совместное проживание учителей и учащихся, по типу интерната. Такая тактика направлена на тесный постоянный контакт педагога и студента, а также на жизнь и обучение в коллективе. Это один из принципов высших народных школ.

Высшие народные школы помогают шведам адаптироваться в быстроменяющемся современном мире, сокращают количество безработных, обновляют устаревшие знания населения, способствуя укреплению демократии в государстве. Успешная система образования взрослых помогает шведам не только лучше адаптироваться, но и делает их в получении знаний мобильнее граждан других стран. На курсах, обучавших иностранцев русскому языку в Чувашском государственном университете, принимали участие шведы, вынужденные передвигаться в инвалидных колясках (Зотова Т.П. Там же. С.119).

Вернемся к учебным кружкам. Их учредителями являются местные филиалы шведских образовательных ассоциаций. Последние (ABF – Рабочая образовательная ассоциация и др.) занимаются финансированием и субсидированием большей части всех учебных кружков Швеции. Приоритетным правом в системе дополнительных государственных субсидий пользуются кружки по правоведению, шведскому языку, математике, а также кружки для инвалидов и курсы для эмигрантов.

Учебная группа самостоятельно планирует и организует свою работу: обычно в течение месяца проводится 5 занятий кружка. Несмотря на свободную форму его организации, примерно 70% от общего количества учебного времени используется для занятий по правоведению и искусству. Один из участников кружка – лидер - координирует и направляет деятельность кружка, к нему не предъявляется каких-либо формальных требований.

Исследователь С.Бьеркакер отмечает несколько обязательных условий для успешной деятельности учебного кружка:

-он может проводиться как с руководителем, так и без него;

-занятия включают элементы лекций;

-обучение построено по заранее составленному плану;

-имеют место комбинированные кружки, когда сочетаются очная и заочная формы обучения;

-функционируют мультимедийные кружки (используются средства массовой информации);

-наличествуют «электронные кружки» (общение происходит через сеть Интернет) (Бьеркакер С. Учебный кружок – инструмент для демократии. URL: http://adukatar.net).

Кроме этих существуют и другие формы учебных кружков, трансформированные в учебные и дискуссионные группы по месту работы и в другой среде людей, имеющих общие интересы.

Выше мы писали о комвуксах - муниципальных гимназиях (школах) для взрослых. В Швеции насчитывается 284 муниципалитета, и в каждом из них есть комвукс. Муниципальные гимназии для взрослых работают по тем же образовательным стандартам, что и в системе школьного образования, но их учебные планы разработаны специально для взрослых и с учетом их потребностей.

Учебные планы для комвуксов модернизируются примерно через два года. К числу предметов, которые можно изучить в комвуксе, относятся следующие: английский язык (среди других европейский языков - французский, испанский, немецкий, итальянский, русский), математика, география, биология, химия, экономика, психология, психиатрия, философия, история культуры, шведский как иностранный и др. Программа обучения в комвуксе насчитывает до 120 разных курсов. Предметы обучающиеся выбирают сами. Однако четыре предмета являются основными, без их изучения и удовлетворительной оценки невозможно получить аттестат об окончании комвукса. К числу таких предметов относятся шведский язык (или шведский как иностранный), английский язык, математика и обществоведение. Чтобы поступить в шведский университет, нужно предоставить документ о знании английского языка, эквивалентный шведскому курсу Engelska В, который изучают в старших классах школы или гимназии для молодежи.

Курс «Основы шведского языка и шведского общества» является обязательным для всех эмигрантов и беженцев старше 16 лет и гарантированно предоставляется им местными органами власти. Такой курс составляет около 525 часов. На курсе «Шведский для эмигрантов» представлено трехуровневое изучение шведского языка: 1)для людей без образования или с минимальным школьным образованием, 2)средний уровень, 3)для людей, ранее изучавших шведский язык и способных учиться самостоятельно.

Существующие в настоящее время курсы шведско-норвежского центра SWEDLANG предлагают изучение шведского языка с помощью программы скайп с индивидуальным преподавателем. Такое занятие обычно строится по следующей схеме: проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление вопроса из шведской грамматики, разговорная практика. Один календарный час такого занятия в 2013 году стоил примерно 1500 рублей. Шведско-норвежский центр SWEDLANG сотрудничает с Народным университетом (Folkuniversitetet), который следит за соблюдением стандартов, определенных Европейским советом. В 1991 году в Швеции был создан Национальный совет по образованию взрослых - орган, курирующий всю систему неформального образования в стране.

Обучение в комвуксах на 80-90% дистанционное (URL: http://ljrate.ru), поэтому возможно сочетать работу с учебой. Срок обучения может варьироваться от года до трех лет в зависимости от базовой подготовки и успеваемости в процессе обучения в комвуксе. Занятия обычно проводятся два раза в неделю. Одно занятие длится 1,5-2 астрономических часа, по желанию студента занятия по факультативным предметам могут проходить как днем, так и вечером. Согласно исследованию Э.Э.Исмаилова, из 30-35 обучающихся в группе в начале курса, комвукс обычно заканчивают 20-25 человек (Исмаилов Э.Э. Довузовская профессиональная подготовка в Швеции // URL: http://www.portalus.ru). Часто причиной пропуска занятий является занятость на работе. Отчисление часто наступает из-за непосещаемости занятий. На сегодняшний день в комвуксах обучаются около 35 тысяч человек.

Под дополнительным профессиональным образованием в Швеции понимается профессионально-техническое обучение, предлагаемое взрослым вместо изучения обычной программы в гимназии. В этой сфере действуют программы (см. таблицу №7), с помощью которых готовят специалистов в разных областях. Программы дополнительного профессионального образования в Швеции реализуются в следующих пяти центрах: Академии ДПО (Гётеборг), Фолькуниверситете (Упсала), Образовательном центре «Вилан», Северном Бизнес институте (Векше) и Образовательном центре в Йончопинге.

Программы дополнительного профессионального образования Швеции

Таблица №7.

Образовательный центр

Содержание программы

Академия ДПО (Гётеборг)

экономика, СМИ, технические программы, туризм, социальная работа

Фолькуниверситет (Упсала)

языки, эстетическое направление, культура, владение компьютером, экономика (международный маркетинг и продажи, продажи в розничной торговле, продажи в области передовых технологий) и юриспруденция, средства массовой информации, психология, здоровье, философия

Образовательный центр «Вилан»

программа «Садовник», программа «Арборист»

Северный Бизнес Институт (Векше)

логистика в дистрибьюции, закупка и управление поставками, искусство рассказа, драма

Образовательный центр (Йончопинг)

менеджмент гостиницы и ресторана, лидер в области спорта и организации массовых мероприятий, индустрия приема и организации событий, лидер группы в секторе организации питания.


Из данных, приведенных в таблице, следует, что система дополнительного образования в Швеции реализуется пятью образовательными центрами, которые предлагают весьма широкий спектр образовательных программ.

Следующим актуальным вопросом остается подготовка специалистов в области образования взрослых.

В Швеции специалист, работающий в образовании взрослых, является профессионалом, андрагогом, в нашей стране это - человек, не имеющий профессиональной андрагогической подготовки. Немного облегчали ситуацию дипломированные специалисты по специальности «Социальная работа», но программы их подготовки были лишь приближены к андрагогике и не соответствовали потребностям и ожиданиям пожилых людей.

В 1992 году в Институте общего образования Минобразования Российской Федерации С.И.Змеёвым была создана Лаборатория андрагогики, в которой до сих пор разрабатываются проблемы теории и практики образования взрослых, научно-методические основы подготовки андрагогов. Сотрудниками лаборатории был разработан предметный блок андрагогических дисциплин Госстандарта высшего профессионального образования по специальности «Андрагогика» (1995 год), были оформлены государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации «Андрагог» (2001 год), были составлены профессионально-образовательные программы одногодичной и двухлетней подготовки андрагогов на базе высшего профессионального образования, бакалавра образования по направлению «педагогика» и в рамках дополнительной профессии, была разработана Концепция развития образования взрослых в России (2001 год) (URL: http://szmeyov.narod.ru). Позитивной тенденцией в развитии андрагогики в России являются прочные деловые научные связи Лаборатории андрагогики С.И.Змеёва с международными организациями, отечественными и зарубежными научными и учебными центрами образования взрослых.

В составе Российской академии образования (РАО) был создан Институт образования взрослых, преобразованный Институт культурологии образования Российской академии образования, а в 1994 году специальность «андрагогика» была утверждена приказом Государственного комитета России по высшему образованию. Все это отражает объективную потребность в андрагогах, специалистах по работе со взрослым населением.

Cозданный в России Институт педагогического образования и образования взрослых (ИПОиОВ) с 2011 года является членом Европейской ассоциации образования взрослых (ЕАЕА, центральный офис расположен в г.Брюсселе), межнациональной некоммерческой организацией, цель которой состоит в установлении связей и объединении европейских организаций по образованию взрослых (URL: http://iporao.org.ru/news/1693).

В Швеции центр образования взрослых при университете Линчёпинга выступает своеобразным координатором по подготовке преподавателей для образовательных учреждений в этой сфере. С 1970 года по настоящее время в университете проводится популярный в Швеции специальный курс для преподавателей народных высших школ (Теасher training program in the Center for Adult Education at the University of Linköping). Основная цель данного курса – развитие педагогических компетенций и стимулирование личностного роста обучающихся для подготовки к педагогической деятельности в сфере свободного образования взрослых.

Компетенции, необходимые шведскому преподавателю в системе образования взрослых, определены Постановлением о Высшем образовании: 1)знание целей свободного образования взрослых, которые установлены обществом с участием представителей народных высших школ и других организаций, связанных с образованием взрослых, 2)целостное представление о путях развития личности, понимание задач образования взрослых, 3)способность быть в группе лидером и обучать, подходя к работе творчески, 4)способность к сотрудничеству и работе в команде, хорошие коммуникативные навыки, 5)умение работать с IT-технологиями и критически подходить к источникам информации, 6)знакомство с соответствующими научными теориями и способность к их применению в ходе профессиональной деятельности (Постановление о Высшем образовании. 1996 год, раздел 2 пункт 13).

Учебная программа курса строится в соответствии с четырьмя блоками:

1)неформальное образование как социальное явление и местная действительность;

2)знание, обучение и образование;

3)учение взрослых;

4)преподаватель народной высшей школы как профессионал.

Методы изучения материала разнообразны: лекции, исследовательская деятельность, работа с литературой, наблюдения, групповая работа, использование опыта из педагогической практики и др. Наряду с получением теоретических и практических знаний и навыков, студенты получают также одну из выбранных специализаций: 1)языки, 2)природа, 3)общество и человек, 4)культура, коммуникация и СМИ. После завершения обучения проводится специализация.

Анализ развития шведской системы образования взрослых и исследование российских традиций в этой области позволили сделать вывод, что в России система образования взрослых должна быть также многокомпонентной, чтобы отвечать на образовательные потребности всего населения: людей разного возраста и материального достатка, разных национальностей, культурного уровня, не имеющих образования, малообразованных или имеющих среднее и высшее образование. Образование и его постоянное совершенствование должны стать потребностью для жизни и успешной работы человека в современном мире. Для этого и необходимо создание многокомпонентной структуры системы образования взрослых с разветвленной сетью образовательных учреждений и представленных образовательных курсов для взрослых.

Так схематично может выглядеть структура всей системы образования взрослых в России:

Структура системы образования взрослых в России (проект)

Таблица №8.


Орган, контролирующий всю систему и отвечающий за нее

↓ ↓ ↓

подготовка специалистов для работы в системе образования взрослых

образовательные учреждения для взрослых

координация внутрироссийского взаимодействия в этой сфере и сотрудничества между отечественными и зарубежными центрами и образовательными учреждениями для взрослых



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!