СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предупреждение дислексии у младших школьников с ОВЗ.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Одной из самых распространённых и сложных проблем в обучении  детей с ОВЗ является проблема преодоления трудностей овладения процессом чтения.

Коррекционная работа при нарушениях чтения направлена на устранение технических ошибок чтения, автоматизацию навыков слогослияния, навыка чтения слов различной слоговой структуры, развитие зрительного внимания.

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение дислексии у младших школьников с ОВЗ.»

Предупреждение дислексии у младших школьников с ОВЗ

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей обучении. Однако, к сожалению, мы наблюдаем, что каждым годом в школу приходят всё больше детей, не готовых к освоению общеобразовательных программ. В общеобразовательной школе это в основном дети с ОВЗ. Как правило, одной из самых распространённых и сложных проблем в обучении этих детей является проблема преодоления трудностей овладения процессом чтения.

Обследование первоклассников, проведённое в начале учебного года, показывает, что около 20% первоклассников не готовы к обучению чтению. В связи с недостаточной сформированностью звукового и слогового синтеза 14% из них не только не умеют сливать буквы в слоги, а слоги в слова, но знают всего лишь несколько букв. Большинство детей перед школой обучали чтению. Тем не менее лишь небольшое количество детей овладели правильной техникой чтения и пониманием прочитанного. Чаще всего чтение заключается в бессмысленном перебирании букв либо в чтении разрозненных слогов, не объединённых в слова. При логопедическом обследовании у таких детей, как правило, выявляется общее недоразвитие речи (несформированность всех сторон речи).

Причиной несостоятельности попыток научиться читать является не отсутствие обучения, а несформированность высших психических функций, недостаточность общего и речевого развития детей. При отсутствии профилактики у младшего школьников развивается дислексия - частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребёнка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность, или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм.[6]

Диагностика нарушений чтения.

Проводимая в начале учебного года диагностика позволяет выявить нарушения каждого из компонентов навыка чтения:

- способа чтения,

- правильности чтения,

- понимания прочитанного,

- выразительности чтения

и этап, на котором у ученика наблюдаются трудности. Это позволит своевременно начать коррекционную работу, предупредить появление дислексии. Для контроля за эффективностью работы проводится промежуточная (в середине учебного года) и итоговая диагностика (конец учебного года).

Причины трудностей чтения

Психофизиологической основой трудностей чтения у детей с ОВЗ являются

  • замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения,

  • низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации,

  • слабость самоконтроля.

Преодолеть указанные трудности в овладении навыками чтения невозможно без специально организованного коррекционно-развивающего обучения и применения специальных приемов коррекционной работы.

подробно описана Корневым А.Н., Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В.

Этапы формирования навыков чтения

Чтение - это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает в себя

  • технические навыки;

  • процесс понимания смысла читаемого.

Как и у нормально развивающихся сверстников, процесс формирования навыков чтения у учащихся с ОВЗ проходит следующие этапы:

1.Овладение звуко-буквенными обозначениями;
2. Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;
3. Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;
4. Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

Работа по предупреждению и коррекции дислексии у детей с ОВЗ и ЗПР

Коррекционная работа при нарушениях чтения направлена на устранение - технических ошибок чтения,

- автоматизацию навыков слогослияния,

- навыка чтения слов различной слоговой структуры,

- развитие зрительного внимания.

Овладевая технической стороной чтения, ученик последовательно переходит от одного этапа к другому: от чтения элементарных единиц (буквы, слоги) к более комплексным (слова, словосочетания).

В первом классе работа по предупреждению дислексии проводится в основном над предупреждением одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированностью техники чтения. Понимание прочитанного – цель процесса чтения. Но быстрое и точное пони­манию смысла происходит только при развитой технике чтения.

Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений (Т. Г. Егоров). В работе над развитием техники чтения использую технологии А.Н. Корнева, Г.Г. Мисаренко, И.Л. Калининой. Использование этих технологий в коррекции нарушений чтения в ежедневной практике доказывает их эффективность.

Процесс формирования навыков чтения у детей с ОВЗ и ОНР не должен быть скучным и нудным. Это особенно важно при работе с детьми данной категории. Необходимо наполнить его увлекательными играми, облечь в эмоциональную форму. Этому способствует применение игровых технологий, ИКТ. Использование игр повысит эффективность занятий по профилактике дислексии, будет способствовать умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться.

Пользуюсь на занятиях интерактивными играми, разработанными порталом «Мерсибо». Данные игры отвечают всем требованиям ФГОС для детей с ОВЗ, носят сюжетный характер и в интересной занимательной форме помогают детям на каждом из этапов формирования навыков чтениям, создают устойчивую мотивацию к занятиям. Включаю интерактивные игры как в индивидуальные, так и во фронтальные занятия с детьми с ОВЗ и ЗПР.

1 этап. Овладение звуко-буквенными обозначениями

Процесс овладения чтением детьми с ограниченными возможностями здоровья протекает замедленно. Уже на первом этапе дети с ограниченными возможностями здоровья встречаются с трудностями, которые выражаются в:

  1. неусвоении букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20-25 букв.

  2. неузнавании букв и невозможности соотнести графическое изображение букв с соответствующим звуком и связанное с этим неправильное считывание.

  3. замене при чтении графем на сходные по звучанию, артикуляции или изображению.

На начальной стадии обучения навыкам чтения пользуюсь методикой обучения чтению, разработанной И.Л. Калининой и её букварём под названием «Игробуквотека». Как известно, наглядный материал дети с ЗПР запоминают лучше, чем словесный.  Букварь оснащён интересными красочными картинками, дети с разным уровнем развития с большим удовольствием занимаются по нему. Но не это главное. Преимущество данной методики заключается в том, что она учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста и сводят до минимума трудности с усвоением материала. Ведь не секрет, что именно дети с ОВЗ особенно испытывают трудности при запоминании зрительного образа буквы.

Примеры упражнений на закрепление графического образа букв:

- Подчеркни такую же букву, как внизу.

- Найди и раскрась букву.

- Обведи в кружок все буквы А.

- Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

- Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось

- Буква сломалась. Допиши букву.

Мысленное представление недостающих элементов букв - это очень хороший вид тренировки, способствующий умственному развитию детей. Упражнения помогают ребенку хорошо запомнить графический облик букв, развивают произвольное внимание, зрительное восприятие, воображение. 

- Упражнения «Буквы спрятались», «Дорисуй вторую половинку буквы»

- Упражнения «Стилизованные буквы»

Эти упражнения выполняются на 1-м этапе обучения чтению. Они помогут ребенку хорошо запомнить буквы, научат ребёнка отличать в облике буквы существенные черты – независимо от размера, цвета и второстепенных графических деталей, т.е. сформируют навык быстрого узнавания буквы. Такая тренировка нужна еще и для того, чтобы в будущем ребенок легко мог прочитать любой текст, независимо от того, какой шрифт при этом использовался. 

- Упражнение: Буквы «спрятались» за забором. Узнай их и напечатай в клеточках.

- Соедини с буквой А только те предметы, названия которых начинаются со звука [а].

2 этап. Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности

После того, как усвоены все буквы, у многих детей с ОВЗ и ОНР отмечается долгий период побуквенного способа чтения. Причиной этого является недостаточная сформированность звукового и слогового синтеза, составляющего одну из важных предпосылок успешного овладения навыком чтения.
Трудности заключаются в том, что даже узнав букву и соотнеся её с соответствующим звуком, дети не могут слить буквы в слог, называя буквы поочередно, либо сначала «про себя» называют буквы изолированно и только после этого произносят слог слитно.

Для них характерны многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру:

а) пропуски согласных при стечении (скамейка- намека);

б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз- парвоз);
в) добавление звуков(под дождём- поддождием);
г) перестановка звуков (лопата - лотапа);
д)пропуски, перестановки слогов(канава- кавана).
На этапе понимания прочитанного для школьников с ОВЗ и ОНР характерно большое количество аграмматизмов, проявляющихся в нарушении морфологической структуры слова, в заменах префиксов, суффиксов, окончаний, в нарушении их понимания и употребления в процессе чтения (захотел –«хотел», голубь - “голубка”).

Ребёнок должен научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, мост, блеск, строй, всплыл).

На этом этапе важно совмещение звукового значения буквы с ее названием: название буквы должно подсказывать ребенку, как она читается, т.е. какой звук обозначает, а ее возможная неоднозначность должна раскрываться постепенно.

Чтобы сделать этот процесс наиболее легким, вводятся подсказки для детей: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки): читая, ребенок одновременно проводит рукой по дугам и точкам. Дуги подсказывают ребенку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки); точки говорят о кратком прочтении названий букв. Подобный способ обучения избавляет ребёнка от так называемых «мук слияния».

На данном этапе можно использовать следующие игры и упражнения:

- Чтение слогов, напечатанных стилизованными буквами

Введение этих упражнений создаст атмосферу игры, непринужденности. 
Упражнение поможет усвоить правильное прочтение слогов, типа согласный +гласный а также быстро узнавать буквы в разном их обличье, будет способствовать их лучшему зрительному запоминанию, поможет преодолевать препятствия, возникающие при чтении слов, особенно слов повышенной степени трудности. 

- «Катаемся с горки». 
Логопед, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку», — медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки,» — быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву.

- «Магнитофон»:

Логопед поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
б) синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
ва-та, - за; ро-за, -та, -га.
- «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово: например, имя кого- то из присутствующих.
- «Помоги Незнайке».Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему поставить слоги на место, чтобы получилось слово.
- «Поймай звуки». ребенку произносят отдельные звуки (с,а).Какой слог должен получиться?
- «Слово рассыпалось» Составление слова из данных букв.
- Выделение первого прочитанного слога из названий предметных картинок

Работа со слоговыми таблицами и слоговыми цепочками

Слоговые таблицы способствуют преодолению трудностей слияния согласного с гласным, помогают быстро находить и узнавать буквы. 
способствуют развитию навыка чтения и письма

Виды упражнений со слоговыми таблицами:

  1. Быстрое чтение слогов по горизонтали и вертикали. 

  2. Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал взрослый. 

  3. Чтение слогов, которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы;

  4. Нахождение в таблице и чтение слогов, и в которых есть мягкий согласный;

  5. Чтение слогов, в которых есть заданная буква (например, буква а или и);

  6. Чтение заданной строчки или столбика;

  7. Нахождение в таблице и чтение заданного слога и придумывание с ним слов и т. д.

  8. Упр-е «Подскажи конец словечка». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок находит его в таблице, показывает и читает.

  • -ВА (бритва, клюква, корова, трава);

  • -ГА (бумага, телега, берлога, дорога);

  • -ДА (сковорода, погода, природа, свобода);

  • -КА (улыбка, мясорубка, морковка, разведка);

  • -НА (сметана, телятина, обезьяна, смородина);

  • -РА (детвора, макулатура, культура, сестра);

  • -МА (телеграмма, реклама,пижама, пальма);

  • -ЛА (страшила, кукла, акула, метла);

  • -СА (колбаса, актриса, полоса,роса);

  • -ТА (зарплата, внучата, капуста, ребята);

  • -КИ (башмаки, денежки, варежки, салазки, спички);

  • -ЛИ (гантели, родители, грабли, туфли

И.Л.Калинина предложила интересный вид упражнения, так называемые «марсианские» стихи.Это очень эффективный вид работы. Он избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Дети не смогут запомнить набор слогов,поэтому их прочитывание может стать многократным. 
Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата, вырабатывается навык безошибочного чтения слов со сложной слоговой структурой.

3 этап. Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;

На данном этапе каждый слог читаемого слова отклады­вается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл. Однако из-за недостаточной сформированности звукового и слогового синтеза, составляющего одну из важных предпосылок успешного овладения навыком чтения, происходит длительное «застревание» на слоговом способе чтения. Р.И.Лалаева отмечает, что слово, прочитанное по слогам, это искусственно разделённое на части слово. Оно отличается от привычно звучащего, слитно произнесённого словаустной речи в единое слово, не узнаёт слова. Поэтому ребёнок с недоразвитием звукослогового синтеза не всегда может синтезировать, объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги.

Если на втором этапе мы научим ребенка прочитывать слоги разной структуры без затруднений, то и при чтении слов дети не будут испытывать затруднений. А правильно, без ошибок прочитанное слово легче понять и осознать его смысл.

Пониманию прочитанных слов будут способствовать упражнения с использованием предметных картинок. На первых порах мы учим детей правильно прочитывать слова с опорой на предметную картинку (предметы даны со всеми деталями и в словах-названиях напечатаны все буквы). Этот прием облегчает ребенку процесс соединения слогов в слова.

Например:

- Узнать контуры предметов, наложенных друг на друга, прочитать слова и сказать, к какому из слов нет соответствующего рисунка.

Упражнение многофункционально, так как позволяет не только развивать технику чтения и понимание прочитанного, но и зрительное внимание, звуковой и слоговой анализ.

- Прочитать и вставить пропущенные буквы в названия картинок.

- Подобрать к каждой картинке соответствующую подпись (даны силуэты предметов, подписи к ним не соответствуют порядку следования рисунков).

- Упражнения на отгадывание ребусов и составление слов из букв и слогов. Данное упражнение хорошо развивают навык чтения, а также эффективно развивают фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие и память.

- Чтение слов, которые отличаются одной буквой. (ток – тук –стук – стул)

- Чтение столбиков слов с одинаковыми концовками (уголёк, киселёк, тополёк, мотылёк, стебелёк).
4 этап. Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
Этот этап самый длительный. По мнению Т.Г.Егорова, процессы совершенствования навыка чтения будут идти по пути развития выразительности. Выразительное чтение, по его мнению, - самая высокая форма чтения, переходящая в искусство, и учиться этому дети будут очень и очень долго, вплоть до окончания школы.

Учёт психофизиологических особенностей и индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста с ОВЗ, своевременная диагностика и вовремя начатая коррекционная работа позволяют предупредить у младших школьников появление дислексии. Опыт работы показывает, что применение описанных приёмов и методов работы по предупреждению нарушений чтения даёт устойчивые положительные результаты, позволяет создать базу для формирования навыка сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами. А это является необходимым условием для успешного овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.

Литература.

  1. Калинина И.Л. Игробуквотека: букварь для дошкольников. – Тверь:ТО «Книжный клуб», 2010.

  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.

  3. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи.- М.:Айрис-пресс, 2006.

  4. Крупенчук О.А.. Учим буквы. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.

  5. Куликовская Т.А. Тренажёр по чтению. ООО«Стрекоза», Москва, 2015.

  6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

  7. Мисаренко Г.Г.. Дидактический материал для техники чтения в начальной школе. Учебное пособие. АНО «Институт инноваций в образовании им. Занкова Л.В», 2013.

  8. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок.- М.:АРКТИ, 2007.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!