Представление текста, изображения и звука в компьютере
10 класс
1970-е годы
ЭВМ III поколения
начали работать с текстовой и графической информацией.
2000-е годы
ЭВМ IV поколения
«освоили» работу со звуком.
С этого момента началось распространение технологии мультимедиа.
Периферийные устройства для ввода и вывода
Процессор и оперативная память по своим функциям изменились мало. Существенно возросло их быстродействие, объем памяти.
Корпорация Intel в 1971 году смогла создать первый во всем мире четырехразрядный микропроцессор 4004, который состоял из 2300 транзисторов, имел рабочую частоту 108 кГц — это 0,108 МГц или 0,000108 ГГц
Начиная с 1993 года, с момента появления первого процессора Intel Pentium. Сейчас в наших домашних персональных компьютерах уже стоят четырех- , шести- , восьми-ядерные процессоры тактовой частотой более 3 ГГц
Основным навыком процессора в обработке данных является умение выполнять вычисления с двоичными числами.
Обработка текста, графики и звука представляет собой тоже обработку числовых данных. Это обработка целых чисел .
Текст, графика и звук сводятся к целым числам
2 i = N
i — разрядность ячейки памяти (в битах),
N — количество различных целых положительных чисел, которые можно записать в эту ячейку.
Текстовая информация
Текстовая информация уже дискретна — состоит из отдельных знаков.
Байт №1
Байт №2
Байты пронумерованы.
Порядковый номер байта определяет его адрес в памяти компьютера.
Системы кодировки
Графическая информация
Дискретное представление изображения
Изображение на экране монитора дискретно. Оно составляется из отдельных точек, которые называются пикселями.
В зависимости от того, на какое графическое разрешение экрана настроена операционная система компьютера, на экране могут размещаться изображения, имеющие размер
Такая прямоугольная матрица пикселей на экране компьютера называется растром .
Существует параметр разрешения экрана. Этот параметр измеряется в точках на дюйм
Полиграфическая печать полноцветного изображения требует разрешения 200-300 dpi.
Стандартный фотоснимок размером 10 х 15 см должен содержать примерно 1000 х 1500 пикселей.
Дискретное представление цвета
Двоичный код цвета определяет, в каком соотношении находятся интенсивности трех базовых цветов.
к
1
к
0
к
1
з
0
1
з
0
1
0
1
з
0
с
1
1
с
0
1
с
0
1
0
0
Белый цвет
Черный цвет
Если размер кода цвета равен b битов, то количество цветов (размер палитры) вычисляется по формуле:
К = 2 b
величину b в компьютерной графике называют битовой глубиной цвета .
Битовая глубина цвета равна 24. Размер палитры будет равен:
К = 2 24 = 16 777 216.
Звуковая информация
Промежуток времени между двумя измерениями называется периодом измерений — τ с.
Обратная величина называется частотой дискретизации — 1/ τ (герц). Чем выше частота измерений, тем выше качество цифрового звука.
2 i = N
i — разрядность,
N — количество уровней измерения звука.
Практикум
Практическая работа № 1.4
«Представление текстов. Сжатие текстов»
Цель работы: практическое закрепление знаний о представлении в компьютере текстовых данных.
Практическая работа № 1.5 "Представление изображения и звука"
Цель работы: практическое закрепление знаний о представлении в компьютере графических данных и звука.