СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление обобщенного педагогического опыта в рамках проекта "Мультиурок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по уроку "Радуга". Можно провести мастер класс с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Представление обобщенного педагогического опыта в рамках проекта "Мультиурок"»

МАСТЕР- КЛАСС

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Котлярова Ксения Сергеевна.  Я учитель начальных классов. (Слайд 1)

Позвольте начать свой мастер класс со слов Василия Александровича Сухомлинского (Слайд 2) «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Работая в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. (Слайд 3) Почему? На слайде мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: люди запоминают только 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и увиденного, 70% сказанного или написанного, 90% сказанного или написанного по поводу их действия. Поэтому на своих уроках я широко использую исследовательскую и проектную деятельность, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Я надеюсь, что наша совместная деятельность поможет систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы на уроках.

  1. Сообщение темы, введение в неё.

Уважаемые коллеги, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Дождик с Солнцем смастерил

Мост высокий без перил.
От чудесного моста,
Всему миру красота.

Как вы думаете, о чем я говорила? (О радуге) (Слайд 4)
Для исследовательской работы я выбрала тему “Все секреты радуги”, так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание. Актуальностью данной темы является факт того, что не все знают, как именно образуется радуга?  Как и когда она появляется? Кто из ученых занимался изучением этого природного явления?

Природное явление радуги изучали такие знаменитые учёные:

(Слайд 5) Великий философ основатель логики Аристотель. Французский философ, физик и физиолог Рене Декарт. Английский математик, механик, астроном и физик Ньютон.

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

Слово радуга пришло к нам со своими пожеланиями. Давайте для начала, уважаемые коллеги, придумаем пожелания по первым буквам этого слова. Да мы можем пожелать и себе и друг другу быть всегда Р-радостными, А- активными, Д-добрыми, У-умными, Г-гуманными, А- аккуратными. (Слайд 6)

Для человека цвета – это эмоции, это способ общения, это возможность лучше понять друг друга. Недаром ведь есть понятие «цветовая коммуникация». Замечательно, когда в душе поют все цвета радуги! Только тогда цвета радуги способны повлиять на самочувствие и состояние людей, в создании хорошего настроения и позитивного отношения к жизни. (Слайд 7)

Красный цвет – цвет силы защищённости.

Оранжевый – активности, энергичности.

Желтый – источником радости и счастья.

Зеленый – спокойствия.

Голубой – бесстрашия.

Синий – цвет преданности и нежности.

Фиолетовый – упорства, настойчивости.

Многие поэты посвятили свои стихи этому замечательному явлению природы. Отрывки некоторых из них я хотела бы почитать вам и заодно

поиграть с вами в игру «Угадай-ка»


Ленты разноцветные

над Землёй парят.

Люди изумлённые

В небеса…(глядят)

Что ты, Радуга-дуга,
опустила вниз рога?
- Там внизу - водица...
Я хочу ….(напиться)

Солнце вешнее с дождем, 
Строят радугу вдвоем - 
Семицветный полукруг, 
Из семи широких …(дуг)

Нет у солнца и дождя, 
Ни единого гвоздя, 
А построили в два счета 
Поднебесные …(ворота)

Радуга раскинула 
Ровный полукруг,
Ореолом праздничным, 
Распахнулась…(вдруг)

Чудо разноцветное, 
Таинство Земли,
Диво безответное, 
В солнечной…(пыли)

Радуга умытая, 
Видится вдали.
Коромысло дивное,
На плечах…(Земли)

С этой работой вы хорошо справились.

Я также часто использую такой активный метод обучения, как кластер. (Кластер как подмножество результатов поиска, связанных единством темы)

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам составить кластер. Возьмите, пожалуйста, листочки, которые лежат у вас в конвертах. Там у вас уже записано ключевое слово «радуга» и ключевые слова, осталось из заданных картинок к каждому определению приклеить соответствующую (Слайд 8 двойная – получается, когда световой луч отражается от внутренней поверхности дождевых капель дважды; Слайд 9 лунная – наблюдается во время дождя, который идёт напротив луны, особенно хорошо видно это явление во время полнолуния; Слайд 10 перевёрнутая – она появляется при определённых условиях, когда на высоте 7-8 км тонкой завесой располагаются пёристые облака, состоящие из ледяных кристалликов; Слайд 11 округло-горизонтальная «огненная» - относительно редкий оптический эффект в атмосфере, выражающийся в возникновении горизонтальной радуги, локализованной на фоне лёгких высоко расположенных пёристых облаков; Слайд 12 зимняя - настоящей радуги зимой не бывает (из-за низкой температуры), а то, что иногда можно наблюдать – это ГАЛО - зимой солнечные лучи преломляются не в капельках воды (как в настоящей радуге в теплое время года), а в ледяных кристаллах. Чтобы появилось гало зимой, нужны три условия одновременно:

  • высокая влажность воздуха;

  • яркое солнце;

  • сильный мороз.

Гало - редкое явление, оно встречается перед переменой погоды, перед понижением температуры, сильной метелью, перед потеплением).

Слад 13 Все видели радугу, но, ни один человек на земле не может дотронуться до неё. А я хочу вам предложить именно сегодня стать этими людьми, которые смогли бы немного пофантазировать и превратить мечту в реальность, не только дотронуться до радуги, но и создать ее самим. Я надеюсь, что у нас получится интересный, яркий и захватывающий эксперимент.

Уважаемые коллеги, давайте разделимся на 3 группы. Каждой группе я приготовила конверт с заданием. Следуйте, пожалуйста, чётко инструкциям.

1 группа:

Все что вам потребуется, это сахар, 5 стаканов, пищевая краска разных цветов, столовая ложка.

Проведем эксперимент… Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4. Поставьте их по порядку, и запомните, сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в первый и второй стаканы по 1,5 в третий и четвёртый стаканы по 2 ст. ложки воды. Перемешайте.  Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте. В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух не полностью. Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.

Добавляем с помощью столовой ложки окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный.  Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

2 группа:

Радуга из мелков и соли.

1. Насыпать на картонку немного соли. 2. Взять мел определённого цвета и растереть им соль. 3. Аккуратно пересыпать получившуюся цветную соль в стаканчик. 4. Затем повторить эту процедуру с мелом другого цвета. И так каждый слой разного цвета соли высыпать в стакан.

3 группа:
Цветные вулканы.

Как сделать вулкан из соды? Вы со мной, наверное, согласитесь, если я скажу, что ребятишки больше любят бурные и красочные реакции. Для таких детишек предлагаю провести красочный эксперимент «Цветные вулканы». Для опыта Вам понадобятся: уксус, сода, красители, поднос, небольшие стаканчики. Расставляем баночки на подносе. Это вынужденная мера предосторожности, чтобы не залить все вокруг лавой от наших вулканов. Заполняем емкости уксусом наполовину. Добавляем красители. Насыпаем по чайной ложке соды в каждую баночку. Наши фонтаны извергаются! Дождавшись, когда извержение вулканов закончиться, можно все вылить в поднос и наслаждаться смешиванием всех цветов.

Техника безопасности: Вспомнить, как нужно обращаться с кислотами. Нельзя проливать кислоту на себя, так как уксусная кислота едкое вещество.

Сегодня вы сделали первые шаги к знакомству с удивительной наукой химией и физикой. Вам понравились яркие эмоции, восторги? Тогда будьте уверены, проводя такие опыты вас, согреют улыбки ваших детей. Вроде и простые фокусы, но приносят столько радости детям.

Рефлексия

Так как радуга чаще всего и ярче всего появляется у водопадов люди, увидев радугу, загадывают желания и повязывают ленточки на дереве желаний. Повязывая ленту, лоскутки, ниточки, человек желал здоровья и счастья, прежде всего, своим родственникам, близким, а уж после просил что-то для себя.

Я тоже сегодня принесла дерево под название мирт. Оно всегда приносит мир, добро и убирает негатив. У каждого человека есть свои желания, будь он малыш или человек преклонного возраста. Я приготовила для каждого из вас цветные радужные ленточки. Возьмите ленточку, загадайте своё желание и завяжите на этом дереве. Пусть все ваши желания сбудутся.

На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

И от учителя зависит,

Какими дети быть должны.



Спасибо за внимание! Слайд 14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!