Предпосылки петровских преобразований
Цели для учащихся:
- осветить особенности международного положения страны в 17-18 вв.
- объяснить причины соц-эконом. Отставания России от стран Европы
- показать предпосылки реформ
- развивать умение учащихся работать с картой, документами
Понятия: реформы - Преобразование в какой-либо области государственной, экономической и политической жизни,
Даты:
1667 – Новоторговый устав, 1676 – 1682 – Царствование Федора Алексеевича, 1682 – 1689 гг. – правление Софьи.
План
Россия на рубеже 17-18 вв.
Усиление западного влияния на Россию
Мнения передовых людей этого времени о программе преобразований в России
Приветствие
Орг. Момент
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ход урока
Переход к изучению новой темы.
Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".
Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"
На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.
- Дайте определение понятию реформа?
(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)
(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)
Работа учащихся с картой, рассказ учителя о положении страны.
- Изучите карту и опишите территории России к концу 17-нач. 18 вв. К каким морям Россия имела выход? Россия была обширным гос-вом, занимала большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока. Учащиеся делают вывод: (можно в тетрадь)
- На Юге Россия не имела выхода к Черному, Азовскому морям. Крым, Кубань были в составе Крымского ханства
- на северо-западе не было выхода к Балтике
- на севере – был выход к Белому морю и Ледовитому океану
Требовался выход к Балтийскому и Черному морям, что открыло бы простой путь по морю в Европейские страны.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
- вопрос: В чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту в 17 в.?
Усилилось иностранное влияние: торговые контакты, войны с Речью Посполитой (какие?), Швецией, Крымским ханством и Турцией. Поляки во время Смуты привнесли много нового. Приглашали военных специалистов, врачей, аптекарей. Жили в Немецкой слободе на окраине Москвы – порядка 1500 человек, много военных специалистов с семьями. Во время Смоленской войны с Польшей воевало 6 тыс. полков «Иноземного строя». Появились западноевропейские танцы (полонез, мазурка), одежда, иностранные языки.
После присоединения Украины (год?) процессы усилились. В Москве появились носители польской культуры.
Характеристика личности Симеона Полоцкого
Белорус, окончил Киево - Могилевскую Академию в 27 лет постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке. Был одержим идеей объединения украинского, белорусского и русского народов в рамках Российского государства. В Москве с 1664 г. Преподавал будущим служащим московских приказов при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице близ Кремля. Алексей Михайлович поручил ему воспитание и образование своих детей. Отчасти из-за этого царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и царевны Софьи отмечались целенаправленными попытками реформ по западному образцу.
Групповая работа по проектам преобразований в России
1 ряд – Реформы Ордина - Нащокина, вопрос: какие из них наиболее важные?
Возглавил Посольский приказ и выступил за расширение связей с Европой и Востоком. Предложил союз с Польшей против Турции, хотел обезопасить Южные рубежи страны. Внутри страны: переход к регулярной армии, элементы самоуправления – некоторые функции суда передал представителям посада. Отменил привилегии иностранцев, предоставил льготы русским купцам. (Новоторговый устав 1667 г.)
2 ряд – Реформаторские планы В. В. Голицына. , почему их не реализовали?
Открытие Славяно-греко-латинского училища, отменил смертную казнь за оскорбление власти словами, исправление нравов подданных. Предлагал освободить крестьян от власти помещиков и ввести «Поголовную подать» с крестьянских хозяйств». Неудачные походы на Крым убедили его в необходимости реформирования армии по западному образцу.
3 ряд – сравнить проекты реформ, сделайте вывод – нужны ли они были России и почему многие их них не воплотились в жизнь.
Работа с таблицей: занести результаты в следующую таблицу
Проекты реформ
А. Л. Ордин-Нащокин | В. В. Голицын |
Предложил союз с Польшей против Турции, хотел обезопасить Южные рубежи страны. Внутри страны: переход к регулярной армии, элементы самоуправления – некоторые функции суда передал представителям посада. Отменил привилегии иностранцев, предоставил льготы русским купцам. | Открытие Славяно-греко-латинского училища, отменил смертную казнь за оскорбление власти словами, исправление нравов подданных. Предлагал освободить крестьян от власти помещиков и ввести «Поголовную подать» с крестьянских хозяйств». Неудачные походы на Крым убедили его в необходимости реформирования армии по западному образцу. |
Выводы:
Можно говорить о «реформаторском настроении» (Ключевский) в России
Власти осознали необходимость реформ
Реформы шли медленно, непоследовательно
Домашнее задание: П.12, проработать документ на странице 109., ответить на вопрос 1(устно)