СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпосылки петровских преобразований

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Работа учащихся с картой, рассказ учителя о положении страны.

 - Изучите карту и опишите территории России к концу 17-нач. 18 вв. К каким морям Россия имела выход? Россия была обширным гос-вом, занимала большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока.

Просмотр содержимого документа
«Предпосылки петровских преобразований»

Предпосылки петровских преобразований

Цели для учащихся:

- осветить особенности международного положения страны в 17-18 вв.

- объяснить причины соц-эконом. Отставания России от стран Европы

- показать предпосылки реформ

- развивать умение учащихся работать с картой, документами

Понятия: реформы - Преобразование в какой-либо области государственной, экономической и политической жизни,

Даты:

1667 – Новоторговый устав, 1676 – 1682 – Царствование Федора Алексеевича, 1682 – 1689 гг. – правление Софьи.

План

  1. Россия на рубеже 17-18 вв.

  2. Усиление западного влияния на Россию

  3. Мнения передовых людей этого времени о программе преобразований в России

  1. Приветствие

  2. Орг. Момент

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Ход урока

Переход к изучению новой темы.

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

- Дайте определение понятию реформа?

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)



  1. Работа учащихся с картой, рассказ учителя о положении страны.

- Изучите карту и опишите территории России к концу 17-нач. 18 вв. К каким морям Россия имела выход? Россия была обширным гос-вом, занимала большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока. Учащиеся делают вывод: (можно в тетрадь)

- На Юге Россия не имела выхода к Черному, Азовскому морям. Крым, Кубань были в составе Крымского ханства

- на северо-западе не было выхода к Балтике

- на севере – был выход к Белому морю и Ледовитому океану

Требовался выход к Балтийскому и Черному морям, что открыло бы простой путь по морю в Европейские страны.

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

- вопрос: В чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту в 17 в.?

Усилилось иностранное влияние: торговые контакты, войны с Речью Посполитой (какие?), Швецией, Крымским ханством и Турцией. Поляки во время Смуты привнесли много нового. Приглашали военных специалистов, врачей, аптекарей. Жили в Немецкой слободе на окраине Москвы – порядка 1500 человек, много военных специалистов с семьями. Во время Смоленской войны с Польшей воевало 6 тыс. полков «Иноземного строя». Появились западноевропейские танцы (полонез, мазурка), одежда, иностранные языки.

После присоединения Украины (год?) процессы усилились. В Москве появились носители польской культуры.

  1. Характеристика личности Симеона Полоцкого

Белорус, окончил Киево - Могилевскую Академию в 27 лет постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке. Был одержим идеей объединения украинского, белорусского и русского народов в рамках Российского государства. В Москве с 1664 г. Преподавал будущим служащим московских приказов при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице близ Кремля. Алексей Михайлович поручил ему воспитание и образование своих детей. Отчасти из-за этого царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и царевны Софьи отмечались целенаправленными попытками реформ по западному образцу.

  1. Групповая работа по проектам преобразований в России

1 ряд – Реформы Ордина - Нащокина, вопрос: какие из них наиболее важные?

Возглавил Посольский приказ и выступил за расширение связей с Европой и Востоком. Предложил союз с Польшей против Турции, хотел обезопасить Южные рубежи страны. Внутри страны: переход к регулярной армии, элементы самоуправления – некоторые функции суда передал представителям посада. Отменил привилегии иностранцев, предоставил льготы русским купцам. (Новоторговый устав 1667 г.)

2 ряд – Реформаторские планы В. В. Голицына. , почему их не реализовали?

Открытие Славяно-греко-латинского училища, отменил смертную казнь за оскорбление власти словами, исправление нравов подданных. Предлагал освободить крестьян от власти помещиков и ввести «Поголовную подать» с крестьянских хозяйств». Неудачные походы на Крым убедили его в необходимости реформирования армии по западному образцу.

3 ряд – сравнить проекты реформ, сделайте вывод – нужны ли они были России и почему многие их них не воплотились в жизнь.

Работа с таблицей: занести результаты в следующую таблицу

Проекты реформ

А. Л. Ордин-Нащокин

В. В. Голицын

Предложил союз с Польшей против Турции, хотел обезопасить Южные рубежи страны. Внутри страны: переход к регулярной армии, элементы самоуправления – некоторые функции суда передал представителям посада. Отменил привилегии иностранцев, предоставил льготы русским купцам.


Открытие Славяно-греко-латинского училища, отменил смертную казнь за оскорбление власти словами, исправление нравов подданных. Предлагал освободить крестьян от власти помещиков и ввести «Поголовную подать» с крестьянских хозяйств». Неудачные походы на Крым убедили его в необходимости реформирования армии по западному образцу.




Выводы:

  1. Можно говорить о «реформаторском настроении» (Ключевский) в России

  2. Власти осознали необходимость реформ

  3. Реформы шли медленно, непоследовательно

  4. Домашнее задание: П.12, проработать документ на странице 109., ответить на вопрос 1(устно)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!