СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся» презентация

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто же на самом деле -неуспевающий ученик? По ФГОС. Неуспевающий ученик (синонимы:плохоуспевающий,слабоуспевающий) -уч-ся,чья учебная деятельность в течение достаточно длительного времени оценивается неэффективно.....

Просмотр содержимого документа
««Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся» презентация»

Педсовет «Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся» Учитель географии ОБОУ «Суджанская школа-интернат» Бельских Н.И.

Педсовет

«Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся»

Учитель географии

ОБОУ «Суджанская школа-интернат»

Бельских Н.И.

Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся

Если у ребенка низкие оценки в школе, значит, у него есть все шансы стать великим!

Многовековая история подтверждает: далеко не всегда плохие оценки становятся предвестниками неудачного будущего.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Неуспевающими были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Эйнштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Пушкин имел «0» по математике. Ведомость оценок у Гоголя по словесности неудовлетворительной.

А кто же он на самом деле — неуспевающий ученик? По ФГОС. Неуспевающий ученик (синонимы: плохоуспевающий,

слабоуспевающий) — учащийся, чья учебная деятельность в течение

достаточно длительного времени оценивается как неэффективная. При

этом затруднения в обучении не вызваны задержкой психического

развития, сенсорными дефектами.

Неуспевающий ученик — это ребенок, который не может

продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорости мышления

и выполнения мыслительных операций, который предусмотрен ь

государственным стандартом

РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.

  НЕУСПЕВАЮЩИЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ -

обучающийся, уровень знаний и умений которого

в определенные сроки не соответствует требованиям

образовательных стандартов.

 

Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся

Анализируя успеваемость по географии на протяжении нескольких лет, можно отметить, что почти ежегодно, более того, в каждой классе у меня есть учащиеся, которые имеют текущие неудовлетворительные оценк и (не четвертные и итоговые). Фамилии детей имеющих «2», всем известны по каждому классу. Двоечники, как правило, не успевают по многим предметам, «но ставим мы им «3» , а «2» в уме».

Для меня неуспеваемость это - отставание в учении, при котором ученик за отведенное время не выполняет государственный стандарт на удовлетворительном уровне, предлагаемый программой.

  • Я заметила, что неуспевающие очень медлительны, им не хватает времени, отведённого на выполнение любого задания.
  • Неуспевающий ученик зачастую наделён комплексом неполноценности, его вера в себя подорвана и учителями, и родителями, и одноклассниками, он не боец по своей натуре и легко сдаётся, ленив, не хочет работать.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущие педагоги делят на три типа неуспевающих учеников

1. Учащиеся с недостаточным развитием мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и другое), сочетается с положительным отношением к учению . (Кононова Таися, Чубка Анастасия, Ляхова Эльвира, Евтеева Мария, Козлова София )

2. Учащиеся с хорошим развитием мыслительной деятельности , но с отрицательным отношением к учению. (Орел Назар, Пресняков Роман, Петриченко Саша, )

3. Учащиеся с недостаточным развитием мыслительной деятельности, да еще и с отрицательным отношением к учебе (Валеева Светлана, Евглевский Андрей, Пронякин Владимир, Затула Николай , Топоркова Анастасия и многие другие, список которых можно продолжить превышает предыдущие)

Каковы причины неуспеваемости школьника? Рассмотрим две группы, учителей и родителей , для которых важна положительная оценка успеваемости школьника.

Родители причинами неуспеваемости детей считают:

  • большие учебные нагрузки - ( вина министерства ),
  • неумение найти подход к ребенку - (учитель),
  • неинтересное преподавание предмета - (учитель),
  • несправедливость учителей - (учитель),
  • недостаток внимания к ребенку со стороны учителя - (учитель),
  • лень ребенка - (ученик) .

Родители винят в неуспеваемости учителя, а не СЕБЯ.

И на последнем месте ставят личностные качества своего ребенка.

Учителя  считают главными причинами неуспеваемости:

  • невнимание родителей к детям - (родители) ,
  • педагогическую запущенность, большие пробелы в знаниях - (ученик + учитель) ,
  • сложность учебной программы - (министерство) ,
  • слабое владение навыками учебного труда - (ученик + учитель) ,
  • сильная утомляемость - (здоровье ученика) ,
  • отрицательное отношение к учебной деятельности - (ученик) .
  • недисциплинированность, низкий уровень воспитанности - (ученик)
  • низкую самооценку ученика - (ученик) .

Педагоги более правдиво отмечают причины неуспеваемости!

Главные причины неуспеваемости по географии  Считаю главными причинами неуспеваемости Нет интереса к процессу познания По привычке ничего не делать, лень, безразличие ко всему По непониманию, запущенности Не умеют преодолевать трудности Нет цели для чего надо знать, тот или иной материал, его применение на практике Не хватает умственных возможностей  Последняя причина практически не решаема, не зависит от возможности учителя, и только комиссия ПМПК и её решение определят траекторию обучения обучающегося.  Все причины, кроме последней, носят воспитательный характер, то есть воспитательную цель урока. На сегодняшний день, я думаю, все учителя по предметам, которых сдают экзамены, сосредоточены на натаскиванию тестов, где уж думать о формировании познавательного интереса к учению и положительных мотивов. Нет мы все ставим эту цель со словами «ВАМ Надо!», «Надо сдать экзамен !» Признаки неуспевающего : безынициативный, ленивый, рассеянный  Признаки успевающего : инициативный, трудолюбивый, собранный

Главные причины неуспеваемости по географии

Считаю главными причинами неуспеваемости

  • Нет интереса к процессу познания
  • По привычке ничего не делать, лень, безразличие ко всему
  • По непониманию, запущенности
  • Не умеют преодолевать трудности
  • Нет цели для чего надо знать, тот или иной материал, его применение на практике
  • Не хватает умственных возможностей

Последняя причина практически не решаема, не зависит от возможности учителя, и только комиссия ПМПК и её решение определят траекторию обучения обучающегося.

Все причины, кроме последней, носят воспитательный характер, то есть воспитательную цель урока. На сегодняшний день, я думаю, все учителя по предметам, которых сдают экзамены, сосредоточены на натаскиванию тестов, где уж думать о формировании познавательного интереса к учению и положительных мотивов. Нет мы все ставим эту цель со словами «ВАМ Надо!», «Надо сдать экзамен !»

Признаки неуспевающего : безынициативный, ленивый, рассеянный

Признаки успевающего : инициативный, трудолюбивый, собранный

Пути преодоления неуспеваемости учащихся

Закон сохранения энергии утверждает, что энергия тела никогда не исчезает и не появляется вновь, она может лишь превращаться из одного вида в другой. Этот закон универсален.

 

Учителям - предметникам предлагаю испытанные следующие меры для предупреждения неуспеваемости.

  • Повышать эффективность каждого урока.
  • Формировать познавательный интерес к учению и положительных мотивов.
  • Осуществлять дифференцированный (хотите, назовите индивидуальный, личностный) подход к учащимся на уроке.
  • Научить получать Успех маленький или большой
  • Научить трудиться, (сформировать учебные навыки … )
  • Ставить задачу преодолевать трудности
  • Ставить большую цель или маленькую

Аристипп Киренейский (древнегреческий философ) – писал

« детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут ».

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

- снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски, смотреть в тетрадь…

- дать примерный плана ответа

- стимулирование оценкой (не злоупотреблять), подбадриванием, похвалой

- привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при подготовке

- стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих (попробуй)

- тщательный контроль за деятельностью неуспевающих, тактичное указание на ошибки

- индивидуально разбираются наиболее типичные ошибки

- благоприятный психологический климат в классе

- наличие единых требований и их выполнение

- тактичность, благожелательность учителя по отношению к ученикам

 

Пути преодоления неуспеваемости учащихся В целом ставлю задачи для каждого выше перечисленного типа неуспевающего

1. Решаю проблему слабого развития волевой сферы у учащихся. Об этом писал еще К. Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть воле ученика, так как не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».

2. Ставлю задачу преодолевать трудности (посмотри уже ты смог, это не трудно, задания поэтапное…)

- Один ученик спросил своего наставника-учителя:

- Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

- Вставай! - А на следующий раз? - Снова вставай! - И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься? - Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь тот, кто упал и не поднялся, мертв

3. Учу верить в себя в свои силы (Ты можешь, у тебя получится, я буду помогать и др.) Однажды к Учителю пришел один старшеклассник и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него – не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать. Долго Учитель слушал его стенания. А потом взял его на руку и вывел в сад: – Посмотри, – сказал он. – Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное? – Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие. – Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен.

4. Ставлю ребенку цель большую цель или маленькую (сдать экзамен, написать контрольную или научиться по плану рассказывать ЭГП, показывать на карте реки, острова, страны….)

Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты? Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю. Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

Пути преодоления неуспеваемости учащихся

5. Учить индивидуально или дифференцированно

Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение  любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит болото, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое – на жирной чернозёмной.   Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно  не достигнет совершенства в  своем развитии и может погибнуть.

 

6. Видеть в ученике большое поле деятельности (видеть в каждом только хорошее и развивать)

Однажды Учитель показал ученикам чистый лист бумаги, где в верхнем углу стояла черная точка, и спросил: «Что вы видите?»

Первый ученик: «Точку».

Второй: «Черную точку».

Третий: «Жирную точку».

Тогда Учитель ответил: «Вы все увидели только точку, и никто не заметил большого белого листа!».

Вот так же мы судим о человеке по его мелким недостаткам. Вот и Я, и все мы должны видеть не только плохое в ребёнке, но и чистое поле деятельности!

7. Разумное сочетание строгости и доброты

«- Найти золотую середину в воспитании для каждого ученика»

смотреть ролик о воспитании

Результаты Результаты итоговой аттестации выпускников 9кл   2016-2017 Всего обучающихся Сдавали географию 14 2017-2018 «5» 6 по выбору 2018-2019 5 «4» - 15 3 «3» 3 13 - «2» 3 2 1 Средний балл - 1 7 3,5 5 - 3,7 - 3,7  География. Портфолио по классам за I, II, III четверть 2019-2020 уч.г.   5а кл качество знаний средняя 6а кл 96% «4», «5» 7 кл неуспевающие 78% 4,3 оценка 8а кл 64% 4 - 9 кл 31% 3,9 - - 10 кл 3,4 57% - 11 кл 3,8 100 5б  кл (ОВЗ ЗПР) 5 100 - - 4 74% 6б  кл (ОВЗ ЗПР) - 3,8 8б кл (ОВЗ ЗПР) 39% - 13% 3,4 3,1 - -

Результаты

Результаты итоговой аттестации выпускников 9кл

 

2016-2017

Всего обучающихся

Сдавали географию

14

2017-2018

«5»

6

по выбору

2018-2019

5

«4»

-

15

3

«3»

3

13

-

«2»

3

2

1

Средний балл

-

1

7

3,5

5

-

3,7

-

3,7

География. Портфолио по классам за I, II, III четверть 2019-2020 уч.г.

 

кл

качество знаний

средняя

кл

96%

«4», «5»

7 кл

неуспевающие

78%

4,3

оценка

кл

64%

4

-

9 кл

31%

3,9

-

-

10 кл

3,4

57%

-

11 кл

3,8

100

кл (ОВЗ ЗПР)

5

100

-

-

4

74%

кл (ОВЗ ЗПР)

-

3,8

кл (ОВЗ ЗПР)

39%

-

13%

3,4

3,1

-

-

 Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.  Всем успеха  и  комфорта!  Бессмысленно указывать в качестве причин неуспеваемости только недостатки ученика, потому что в таком случае мы объявляем войну самому ребёнку, и ситуация становится тупиковой. Значительная роль в борьбе с неуспеваемостью принадлежит учителю, который должен знать и учитывать в своей работе интеллектуальные, психофизиологические особенности ученика, его психическое состояние, умение налаживать контакты с окружающими людьми. 10

Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Всем успеха и комфорта! Бессмысленно указывать в качестве причин неуспеваемости только недостатки ученика, потому что в таком случае мы объявляем войну самому ребёнку, и ситуация становится тупиковой. Значительная роль в борьбе с неуспеваемостью принадлежит учителю, который должен знать и учитывать в своей работе интеллектуальные, психофизиологические особенности ученика, его психическое состояние, умение налаживать контакты с окружающими людьми.

10

(Дополнение) Пути преодоления неуспеваемости учащихся

В целом ставлю задачи для каждого выше перечисленного типа неуспевающего

1. Решаю проблему слабого развития волевой сферы у учащихся

Об этом писал еще К. Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, так как не всё в учении интересно, и придется многое взять силой воли». (посмотри уже ты смог, это не трудно, задания поэтапное…)

2. Ставлю задачу преодолевать трудности

Многократное терпение, развитие волевой сферы у учащихся

- Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь тот, кто упал и не поднялся, мертв…

3. Учу верить в себя в свои силы – Почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен. (Ты можешь, у тебя получится, я буду помогать, ) 4. Ставлю ребенку цель большую цель или маленькую (сдать экзамен, написать контрольную или научиться по плану рассказывать ЭГП) Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

5. Учить индивидуально или дифференцированно

Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно  не достигнет совершенства в  своем развитии и может погибнуть. (индивидуальное задание или нетрудный вопрос, можно использовать план, можно смотреть в тетрадь, используй при ответе учебник)

6. Видеть большое поле деятельности

Должны видеть не только плохое в ребёнке, но и чистое поле деятельности! (видеть в каждом только хорошее и развивать)

7. Разумное сочетание строгости и доброты

Найти золотую середину в воспитании для каждого ученика.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!