Причины и профилактика школьной неуспеваемости у младших школьников
Педагог-психолог МБОУ «СОШ №44»
Меметова З.А.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
В психолого-педагогическом словаре – неуспеваемость - негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих задолженность по двум или более предметам.
причины :
Физиологический фактор
Психологический фактор
Социально-бытовой фактор
Физиологический фактор:
- хронические заболевания, инфекции.
- слабо развита мелкая моторика.
- общая ослабленность организма: утомляемость, сниженная работоспособность, плаксивость, головные боли.
- синдром дефицита внимания(гиперактивные дети)
- - общая ослабленность организма: утомляемость, сниженная работоспособность, плаксивость, головные боли. - синдром дефицита внимания(гиперактивные дети)
Психологический фактор
Познавательная сфера:
- недостаточно развиты определенные качества познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, внимания
- слабо сформированы мотивы учебной деятельности
Эмоционально-волевая сфера:
- тревожность
- отсутствие интереса к школе, трудности с произвольной регуляцией
- низкая, или же завышенная самооценка
- отсутствует единство требований родителей
Социально-бытовой фактор
- ребенок не получает достаточного внимания и лечения, часто пропускает уроки, как следствие пробелы в знаниях.
- отсутствие постоянного детского коллектива (смена класса, школы)
- воспитание в стиле гиперопеки
- заниженный уровень требований к ребенку
Психологи А.Ф. Ануфриев и С.П. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей :
- пропуски букв в письменных работах;
- орфографические ошибки;
- невнимательность и рассеянность;
- трудности при решении математических задач;
- затруднения при пересказывании текста;
- неусидчивость;
- трудности в понимании объяснения учителя с первого раза;
- постоянная грязь в тетрадях;
- плохое знание приемов сложения и умножения;
- трудности с заданиями для самостоятельной работы;
- систематически забывает учебные предметы дома;
- плохо списывает с доски;
- постоянно переспрашивает;
- плохо ориентируется в тетради;
- комментирует оценки и учителя.
Условия успешного обучения:
- отсутствие существенных недостатков умственного развития;
- достаточный культурный уровень семьи;
- материальные возможности для удовлетворения важнейших духовных потребностей;
- мастерство учителя
Методы педагогической и психологической диагностики неуспеваемости обучающихся:
- анализ школьной документации;
- анкетирование;
- наблюдение;
- беседа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44 »
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
__________ Э.З.Топчук
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ №44»
_________ Г.Н.Муртазаева
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
для обучающихся 1-4 классов
« ЛОГИКА »
Класс: 1-4 классы
Уровень образования: начальное общее образование
Планирование составлено на основе программ «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко,
«Занимательная психология саморазвития»
Т.С. Кубаткина , О.А. Лобанова, курс комплексного развития младшего школьника: программа,
занятия, дидактические материалы
/ В.Н. Карандашев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова .
Рабочую программу составила:
педагог-психолог МБОУ «СОШ №44» З.А.Меметова
Цель программы: развитие основных аспектов умственной деятельности, логического мышления, развитие смекалки, воображения, памяти, внимания
Содержание
Количество часов
Раздел I «Первые шаги в царство Логики»
14 ч.
Раздел II «Интересная математика»
5 ч.
Раздел III «Творческое мышление»
13 ч.
Резервные часы
2
ИТОГО
34ч.
Тематическое планирование в 1 классе:
Тематическое планирование во 2 классе:
«Первые шаги в царство логики»
- Умение сравнивать предметы. Понятие «больше», «меньше». Логика рисунков: «Что лишнее»?
- Умение сравнивать предметы. Понятие «больше», «меньше». Логика рисунков: «Что лишнее»?
- Тренировка зрительной памяти с помощью заданий на нахождение зашифрованных рисунков, слов. Ориентировка в пространстве .
«Интересная математика»
- Понятия «половина», «часть», «столько же» в задачах на развитие логического мышления
- Сравнение людей по возрасту
- Систематизация. Упорядочивание предметов, расположенных в одном ряду по одному признаку
- Логические задачи
- Графические диктанты
- Конструирование по клеточкам
«Творческое мышление»
- Тренировка зрительной памяти с помощью заданий на нахождение зашифрованных слов и фигур
- Развитие пространственного воображения. Головоломки с геометрическими фигурами.
- Развитие творческого мышления. Правила этикета.
- Формирование социальных привычек
- Формирование моральных представлений
Локалова Н.П.
Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I - IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!