СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины и профилактика школьной неуспеваемости

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения неуспеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения есть один из моментов этого процесса.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как в продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Просмотр содержимого документа
«Причины и профилактика школьной неуспеваемости»

Причины и профилактика школьной неуспеваемости у младших школьников Педагог-психолог МБОУ «СОШ №44» Меметова З.А.

Причины и профилактика школьной неуспеваемости у младших школьников

Педагог-психолог МБОУ «СОШ №44»

Меметова З.А.

            Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

  В психолого-педагогическом словаре – неуспеваемость - негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих задолженность по двум или более предметам.   

В психолого-педагогическом словаре – неуспеваемость - негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих задолженность по двум или более предметам.   

причины :  Физиологический фактор  Психологический фактор  Социально-бытовой фактор

причины :

Физиологический фактор

Психологический фактор

Социально-бытовой фактор

  Физиологический фактор:  - хронические заболевания, инфекции.  - слабо развита мелкая моторика.  - общая ослабленность организма: утомляемость, сниженная работоспособность, плаксивость, головные боли.  - синдром дефицита внимания(гиперактивные дети)  - общая ослабленность организма: утомляемость, сниженная работоспособность, плаксивость, головные боли.  - синдром дефицита внимания(гиперактивные дети)

Физиологический фактор:

- хронические заболевания, инфекции.

- слабо развита мелкая моторика.

- общая ослабленность организма: утомляемость, сниженная работоспособность, плаксивость, головные боли.

- синдром дефицита внимания(гиперактивные дети)

  • - общая ослабленность организма: утомляемость, сниженная работоспособность, плаксивость, головные боли. - синдром дефицита внимания(гиперактивные дети)
Психологический фактор  Познавательная сфера: - недостаточно развиты определенные качества познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, внимания - слабо сформированы мотивы учебной деятельности

Психологический фактор

Познавательная сфера:

- недостаточно развиты определенные качества познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, внимания

- слабо сформированы мотивы учебной деятельности

 Эмоционально-волевая сфера:  - тревожность  - отсутствие интереса к школе, трудности с произвольной регуляцией  - низкая, или же завышенная самооценка  - отсутствует единство требований родителей

Эмоционально-волевая сфера:

- тревожность

- отсутствие интереса к школе, трудности с произвольной регуляцией

- низкая, или же завышенная самооценка

- отсутствует единство требований родителей

Социально-бытовой фактор - ребенок не получает достаточного внимания и лечения, часто пропускает уроки, как следствие пробелы в знаниях. - отсутствие постоянного детского коллектива (смена класса, школы) - воспитание в стиле гиперопеки - заниженный уровень требований к ребенку

Социально-бытовой фактор

- ребенок не получает достаточного внимания и лечения, часто пропускает уроки, как следствие пробелы в знаниях.

- отсутствие постоянного детского коллектива (смена класса, школы)

- воспитание в стиле гиперопеки

- заниженный уровень требований к ребенку

Психологи А.Ф. Ануфриев и С.П. Костромина выдели­ли ряд трудностей в обучении младшего школьника и воз­можные психологические причины данных трудностей :   - пропуски букв в письменных работах; орфографические ошибки;  невнимательность и рассеянность; трудности при решении математических задач; затруднения при пересказывании текста; неусидчивость; трудности в понимании объяснения учителя с первого раза; постоянная грязь в тетрадях; плохое знание приемов сложения и умножения; трудности с заданиями для самостоятельной работы; систематически забывает учебные предметы дома; плохо списывает с доски;  постоянно переспрашивает; плохо ориентируется в тетради; комментирует оценки и учителя.

Психологи А.Ф. Ануфриев и С.П. Костромина выдели­ли ряд трудностей в обучении младшего школьника и воз­можные психологические причины данных трудностей :

- пропуски букв в письменных работах;

  • орфографические ошибки;
  • невнимательность и рассеянность;
  • трудности при решении математических задач;
  • затруднения при пересказывании текста;
  • неусидчивость;
  • трудности в понимании объяснения учителя с первого раза;
  • постоянная грязь в тетрадях;
  • плохое знание приемов сложения и умножения;
  • трудности с заданиями для самостоятельной работы;
  • систематически забывает учебные предметы дома;
  • плохо списывает с доски;
  • постоянно переспрашивает;
  • плохо ориентируется в тетради;
  • комментирует оценки и учителя.
Условия успешного обучения: отсутствие существенных недостатков умственного развития; достаточный культурный уровень семьи; материальные возможности для удовлетворения важнейших духовных потребностей; мастерство учителя

Условия успешного обучения:

  • отсутствие существенных недостатков умственного развития;
  • достаточный культурный уровень семьи;
  • материальные возможности для удовлетворения важнейших духовных потребностей;
  • мастерство учителя
Методы педагогической и психологической диагностики неуспеваемости обучающихся: анализ школьной документации; анкетирование; наблюдение; беседа

Методы педагогической и психологической диагностики неуспеваемости обучающихся:

  • анализ школьной документации;
  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • беседа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44 » МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________ Э.З.Топчук   УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ №44» _________ Г.Н.Муртазаева  ПРОГРАММА  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ  для обучающихся 1-4 классов  « ЛОГИКА » Класс: 1-4 классы Уровень образования: начальное общее образование Планирование составлено на основе программ «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко,  «Занимательная психология саморазвития» Т.С.  Кубаткина , О.А. Лобанова, курс комплексного развития младшего школьника: программа,  занятия, дидактические материалы  / В.Н. Карандашев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова .   Рабочую программу составила:   педагог-психолог МБОУ «СОШ №44» З.А.Меметова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44 »

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

__________ Э.З.Топчук

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №44»

_________ Г.Н.Муртазаева

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

для обучающихся 1-4 классов

« ЛОГИКА »

Класс: 1-4 классы

Уровень образования: начальное общее образование

Планирование составлено на основе программ «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко,

«Занимательная психология саморазвития»

Т.С. Кубаткина , О.А. Лобанова, курс комплексного развития младшего школьника: программа,

занятия, дидактические материалы

/ В.Н. Карандашев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова .

Рабочую программу составила:

педагог-психолог МБОУ «СОШ №44» З.А.Меметова

Цель программы: развитие основных аспектов умственной деятельности, логического мышления, развитие смекалки, воображения, памяти, внимания

Цель программы: развитие основных аспектов умственной деятельности, логического мышления, развитие смекалки, воображения, памяти, внимания

Содержание Количество часов Раздел I «Первые шаги в царство Логики» 14 ч. Раздел II «Интересная математика» 5 ч.  Раздел III «Творческое мышление» 13 ч. Резервные часы 2 ИТОГО 34ч.  Тематическое планирование в 1 классе:  Тематическое планирование во 2 классе:

Содержание

Количество часов

Раздел I «Первые шаги в царство Логики»

14 ч.

Раздел II «Интересная математика»

5 ч.

Раздел III «Творческое мышление»

13 ч.

Резервные часы

2

ИТОГО

34ч.

Тематическое планирование в 1 классе:

Тематическое планирование во 2 классе:

«Первые шаги в царство логики» Умение сравнивать предметы. Понятие «больше», «меньше». Логика рисунков: «Что лишнее»? Умение сравнивать предметы. Понятие «больше», «меньше». Логика рисунков: «Что лишнее»? Тренировка зрительной памяти с помощью заданий на нахождение зашифрованных рисунков, слов. Ориентировка в пространстве .

«Первые шаги в царство логики»

  • Умение сравнивать предметы. Понятие «больше», «меньше». Логика рисунков: «Что лишнее»?
  • Умение сравнивать предметы. Понятие «больше», «меньше». Логика рисунков: «Что лишнее»?
  • Тренировка зрительной памяти с помощью заданий на нахождение зашифрованных рисунков, слов. Ориентировка в пространстве .
«Интересная математика» Понятия «половина», «часть», «столько же» в задачах на развитие логического мышления Сравнение людей по возрасту Систематизация. Упорядочивание предметов, расположенных в одном ряду по одному признаку Логические задачи Графические диктанты Конструирование по клеточкам

«Интересная математика»

  • Понятия «половина», «часть», «столько же» в задачах на развитие логического мышления
  • Сравнение людей по возрасту
  • Систематизация. Упорядочивание предметов, расположенных в одном ряду по одному признаку
  • Логические задачи
  • Графические диктанты
  • Конструирование по клеточкам
«Творческое мышление» Тренировка зрительной памяти с помощью заданий на нахождение зашифрованных слов и фигур Развитие пространственного воображения. Головоломки с геометрическими фигурами. Развитие творческого мышления. Правила этикета. Формирование социальных привычек  Формирование моральных представлений

«Творческое мышление»

  • Тренировка зрительной памяти с помощью заданий на нахождение зашифрованных слов и фигур
  • Развитие пространственного воображения. Головоломки с геометрическими фигурами.
  • Развитие творческого мышления. Правила этикета.
  • Формирование социальных привычек
  • Формирование моральных представлений
Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I - IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

Локалова Н.П.

Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I - IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!