Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
г.Углича Ярославской области
УМК «перспективная начальная школа»
Тема урока математики: «ПРИБАВЛЕНИЕ ЧИСЛА ДВА»
1 класс
Автор: Арестова Н.В.
учитель высшей категории
Углич 2017 г.
Тема урока математики: «ПРИБАВЛЕНИЕ ЧИСЛА ДВА»
1 класс
Задачи деятельности педагога: создать условия для знакомства обучающихся со случаями сложения, в которых второе слагаемое равно 2; научить выполнять сложение вида + 2; продолжить формирование умений сравнивать и соотносить число и цифру; закреплять навык счета; развивать логическое мышление и память.
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Регулятивные: оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем; самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму.
Познавательные: строить логическую цепочку рассуждений, объяснение в устной форме по предложенному плану; владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; понимать значение математики в жизни каждого человека и общества.
Коммуникативные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.
Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Новые подходы к уроку:
Тему урока формулируют сами УЧАЩИЕСЯ
Практическая деятельность осуществляется по намеченному плану с применением группового и индивидуального метода
Контроль в форме самоконтроля и взаимоконтроля
УЧАЩИЕСЯ формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценка в виде самооценки и взаимооценивания
Итог: реффлексия (осознание своей деятельности, самоосмысление)
Ход урока
I этап. Организация класса
Вы сегодня будете исследователями в освоении новых знаний. Ваш ум, внимание, знания помогут на уроке. Желаю вам успешных поисков и решений! Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке ( дети высказываются)
«С малой удачи начинается большой успех»
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
Устный счет.
1.Индивидуальное задание на развитие умения находить закономерности (для слабых детей) раздать карточки.
– Найдите закономерность и поставьте точки в пустые квадраты.
2. Индивидуальное задание на развитие навыков счета, логического мышления: (для сильных детей)
– Подумайте, как составлен ряд чисел и продолжите.
1 2 2 3 3 3 ...
– Покажите отрезками рост каждой девочки, если Ира и Лена одинакового роста, Лена выше Оли, а Таня выше Иры. Кто выше всех: Таня или Оля?
Таня Ира Лена Оля
3. Коллективное задание на развитие навыков счета и умения записывать цифрами число. работа в тетради
– Запишите цифрами число:
а) больших мячей;
б) маленьких мячей;
в) маленьких красных мячей;
г) маленьких синих мячей.
Увеличьте каждое из чисел на 1. Что значит увеличить на 1?(прибавить 1) Назовите суммы. Чем похожи полученные суммы? второе слагаемое каждой суммы 1
А как к числу прибавить 1? ( назвать следующее за ним число)
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
– Рассмотрите карточки на доске.
– Составьте по каждой карточке сумму.
+ + +
Запись на доске:
2 + 2 1 + 2 4 + 2
– Чем похожи полученные суммы? (Второе слагаемое – число «два».)
Сформулируйте тему урока:
– Сегодня на уроке будем учиться находить значение суммы, в которой второе слагаемое – число 2.
IV этап. Открытие нового знания.
Работа по учебнику с. 71
Задание № 1.
– Рассмотрите рисунки. Расскажите, что делают Миша и Маша. (На первом сюжетном рисунке Миша ставит на полку с 4 книгами сразу две книги, а на втором – Маша ставит на полку с 4 чашками 2 чашки, но не сразу, а по одной.)
Вопросы классу:
Сколько книг в руке у Миши?
Сколько чашек в руках у Маши?
Почему Маша ставит на полку одну чашку, и только потом ещё одну?
Дети ответить должны, что чашки могут разбиться.
Рассмотрите математические записи, характеризующие действия Маши и Миши.
Почему под рисунками сделаны разные математические записи?
– Будут ли равны значения этих сумм?
Запишите суммы в тетрадь, найдите значение сумм.
– Поставьте соответствующий знак. (4 + 2 = 4 + 1 + 1.)
– Как можно к числу прибавить 2? (По частям.)
– Как можно записать состав числа 2 с помощью суммы? (2 = 1 + 1.)
– Что обозначает выражение 4 + 1 + 1? (Это запись, согласно которой нужно выполнить сложение дважды: сначала сложить 4 и 1, а потом то, что получилось при первом сложении, еще раз сложить с числом 1.)
– Сколько всего прибавили к 4 в сумме 4 + 1 + 1? (Прибавили число 2.)
V этап. Физкультминутка.
VI этап. Первичное закрепление.
а)Задание № 2.Учебник стр71
– Прочитайте все математические записи.
– Как они называются? (Суммы.)
– Как называются числа, которые складывают? (Слагаемые.)
– Найдите суммы, в которых второе слагаемое равно 2. Назовите их в порядке возрастания первого слагаемого.
б)Работа в тетради на печатной основе Задание №1 стр.82
запишите столбик сумм в порядке возрастания первого слагаемого.
Задаю вопрос: Будут ли отличаться значения этих сумм, ведь второе слагаемое одно и тоже?(Значения сумм будут отличаться, так как отличаются первые слагаемые этих сумм)Найдите значение этих сумм.
На сколько отличается значение первой суммы от значения первого слагаемого? А значение второй суммы? и т.д.
Запись: 0 + 2 = 2 1 + 2 = 3 2 + 2 = 4 3 + 2 = 5 4 + 2 = 6
в)Работа по учебнику стр71№ 3.
В задании процесс прибавления числа 2 рассматривается с позиции увеличения данного числа на 2.
– Объясните задание: «Увеличь данное число на 2». (Нужно прибавить число 2.)Анализируем формулировку задания устно с опорой на схему.
Рассмотрите первую схему. Сколько квадратов зелёного цвета на рисунке?
На сколько увеличится число квадратов этого цвета , если закрасить остальные зелёным цветом?(на два)
Как это можно записать с помощью суммы чисел?(2+2)
– Рассмотрите остальные рисунки. Какие геометрические фигуры здесь изображены?
– Увеличьте число геометрических фигур в каждой группе на 2. Выполните соответствующие записи для числа фигур, изображенных на рисунке. Чем похожи эти действия?
Работа в тетради на печатной основе. Задание №2стр82
| | |
2 + 2 = 4 | | 3 + 2 = 5 |
| | |
4 + 2 = 6 | | 1 + 2 = 3 |
Учащиеся оценивают себя Светофорчиком
Организуем взаимопроверку: Оценивают друг друга
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение.
Жил в реке один налим.
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Самостоятельная работа.
Р.т. Задание №3 стр 82 Проверка на документ камере(1 ученик)
Оценивают выполненное задание.
Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
VIII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Каждый ученик получает карточку и выполняет самостоятельно задание.
- выбрать только те суммы и найти их значение, которые содержат новый приём сложения
- найти значение остальных сумм, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.
IХ Рефлексия деятельности по алгоритму
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
-Вопросы: -Какую задачу ставили?(Познакомиться с приёмом прибавления числа 2)
-Удалось ли решить поставленную задачу? (удалось)
-Какие получили результаты?
-Где можно применить новые знания?
1. Сегодня я узнал … .
2. У меня получилось … .
3. Было интересно ….
4. Теперь я умею …
(на доске дерево без листьев) Нужно свои осенние листочки прикрепить к дереву. На верхней веточке листочки-все огоньки зелёные, все получилось, все понял, было интересно.
На средней веточке листочки – не все получилось, есть жёлтый огонёк ,еще необходимо поработать над этой темой.
На нижних веточках листочки- не понял данную тему, буду работать еще.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Учебник по математике 1 класса автор Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник. 2017 г.
Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2. — М.; Академкнига/Учебник. 2017 г