СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Прямые и косвенные налоги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока расскрывает понятия о прямых и косвенных налогах.

Просмотр содержимого документа
«"Прямые и косвенные налоги"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №11»

села Александровского Александровского района Ставропольского края









Конспект открытого урока по предмету обществознание

по теме

«Прямые и косвенные налоги»







Подготовила учитель

истории и обществознания

1 квал. Категории

Коваленко Л.Н.








Село Александровское, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1.1. Общая характеристика занятия 4

1.2. Педагогическаяя характеристика занятия 6

1.3. Методическая характеристика занятия 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

ПРИЛОЖЕНИЯ 14



  1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что налоги являются важным звеном благополучия общества и государства. Они обеспечивают доходную часть государственного бюджета, что ведет к созданию достойных условий жизни каждого человека. Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Уплата налогов является обязанностью каждого гражданина.

Знание прав и обязанностей в сфере налогообложения позволяет налогоплательщику быть защищенным со стороны государства.

Приобретение знаний и умений в области экономики поможет ребенку использовать их в своей повседневной жизни, выступая в качестве налогоплательщиков, покупателей, продавцов, вне зависимости от выбора будущей профессии. Развитие экономической реформы в период перехода к рыночным отношениям влечёт за собой частые изменения налоговой системы. Это естественно, поскольку налоговая реформа является составным элементом общей экономической реформы. Поэтому знания в области налогообложения приходится постоянно совершенствовать и обновлять.

Изучение основ налоговой грамотности сегодня особенно актуально для обучающихся, так как этот багаж знаний необходим во взрослой жизни.

Комбинированный урок по выбранной теме позволит обогатить знания обучающихся новыми экономическими понятиями в сфере налогообложения и объяснить обучающимся, почему необходимо своевременно платить налоги.







1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. 1.1. Общая характеристика занятия

Тема занятия: «Прямые и косвенные налоги».

Актуальность темы обусловлена необходимостью понимания, что налоги являются важным звеном благополучия общества и государства.

Урок способствует формированию элементов финансовой грамотности обучающихся основной ступени обучения в области налогообложения.

Объект :

Место: село Александровское, Александровский район, Ставропольский край

Название образовательной организации: МОУ ООШ №11

Участники проекта:

Педагог: Коваленко Любовь Николаевна

Обучающиеся: ученики 8 класса

Урочное занятие в рамках рабочей программы «Обществознание»

Место занятия в логике реализации курса: в рамках общеобразовательной программы

Название темы: «Прямые и косвенные налоги»

Вид деятельности: урочная

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 2/2

Вид занятия: комбинированный урок

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, раздаточный материал, тест.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Л.Н. Боголюбов Н.И. Городецкая Л.Ф. Иванова «Обществознание» учебник для общеобразовательных учреждений . М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2013

2. Игорь Липсиц, Ольга Рязанова. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся 8-9 кл. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. О.И. Рязанова, И.В. Липсиц, Е.Б. Лавренова. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Е.Б. Лавренова, И.В. Липсиц, О.И. Рязанова. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 классы общеобразоват. орг. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Данное занятие содержит предметную, личностно-ориентированную и деятельностно-коммуникативную составляющие. Его содержание направлено на то, чтобы заинтересовать обучающихся в необходимости самостоятельного познавать налоговую сферу, так как эти знания будут необходимы в их дальнейшей повседневной жизни.


    1. 1.2. Педагогическая характеристика занятия


Цель занятия включает себя следующие составляющие:

Образовательная цель: научить обучающихся различать виды налогов в РФ по их способу уплаты: прямые и косвенные;

Развивающая цель: формирование у обучающихся основ налоговой культуры и гражданского правосознания;

Воспитательная цель: воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Задачи занятия:

1. Обогатить знания обучающихся о прямых и косвенных налогах и их составляющих.

2. Продолжить формирование умений выбора решений на заданную тему.

3. Научиться планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные результаты:

  1. Осознание своей роли и ответственности как будущего налогоплательщика;

  2. Формирование личностного отношения к рассматриваемой теме, выработка собственной позиции.

Предметные результаты:

должны знать:

1. виды прямых и косвенных налогов;

2. теоретическую сущность основных видов налогов;

должны уметь:

1. различать налоги по способам уплаты;

2. Определять какие категории налогоплательщиков платят те или иные налоги.

Межпредметные связи: обществознание (включая экономику и право).

Продолжительность занятия «Прямые и косвенные налоги» - 45 минут.

Применяемые педагогические методы: объяснительно-иллюстративные (словесные, наглядные), практические.

Формы познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная, групповая.

Этапы, их продолжительность, действия обучающихся, на разных этапах занятия отражены в таблице 1.

Таблица 1

Этап

Продолжительность

Действия обучающихся при выполнении заданий или типы заданий для обучающихся

Организационный момент

2

Занимают места, готовятся к занятию.

Начальная мотивация

5

Слушают, определяют тему, цель урока и задачи учебной деятельности.

Мини-лекция

10

Слушают, делают краткий опорный конспект.

Практическая работа в группах

15

Работают в группах, поиск решений.

Рефлексия

10

Слушают, отвечают на вопросы преподавателя и выполняют задания.

Подведение итогов

3

Слушают, высказывают свои мнения, делятся впечатлениями.


1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности, активизация внимания обучающихся.

2. Начальная мотивация.

«Искусство налогообложения заключается

в том, чтобы, общипывая гуся, получать

максимальное количество перьев

при минимальном шипении»

Жан Кольбер, министр

финансов Франция, 1665 г.

Преподаватель:

Как вы понимаете это высказывание? Как люди во все времена относились к налогам? Чем налоги важны для государства?


Рассмотрите иллюстрацию и подумайте, о каком виде налогов идет речь? (ответы детей). Как вы думаете, какой это вид налога? (дети затрудняются в ответах). Постановка проблемы урока: сегодня мы постараемся изучить виды налогов и их особенности. Определим тему урока (дети предлагают свои варианты). Учитель корректирует и объявляет тему урока.

Налоговая политика государства — одна из приоритетных и стремительно развивающихся сфер его жизни, так как именно от налоговых поступлений зависит жизнедеятельность государства. Все перечисления налогоплательщиков поступают в государственный бюджет — кассу государства, откуда потом распределяются на различные нужды. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета.

3. Сообщение новых знаний. Преподаватель знакомит обучающихся с с видами налогов и их особенностями с опорой на материалы учебного пособия по финансовой грамотности для учащихся основной школы. (В ходе лекции обучающиеся составляют опорный конспект)

4. Организация практической работы в группах.

Обучающиеся делятся на 3 группы и получают раздаточный материал:

1-2 группы – исследователи, 3 группа – эксперты.

Участники первой и второй групп получают раздаточные пакеты с одинаковыми заданиями и приступают к деятельности. (Приложение №2)

Участники второй группы получают комплект с заполненными таблицами и дополнительными материалами. Их задача изучить материалы и в процессе работы групп оказать им консультативную помощи и подготовить по одному выступающему от каждой группы по определенному виду налога (Прямые и косвенные). (Приложение №3)

Вывод:

В ходе практической работы в группах обучающиеся овладели новыми понятиями о прямых и косвенных налогах, научились их различать, выделять их отличительные особенности.


5 Рефлексия. На этом этапе преподаватель проводит рефлексию путем фронтального опроса и решения ситуативных задач.

  1. Опрос:

- Каково значение прямых и косвенных налогов для экономики страны?

  • Какие налоги в большей степени пополняют государственный бюджет?

  • Какие противоречия в обществе вызывает налоговое бремя? (Преподаватель акцентирует внимание обучающихся на эпиграфе урока, выясняя отношения детей к обозначенной проблеме)

2. Ситуативные задачи (Приложение 4).

6. Подведение итогов.

Преподаватель подводит итоги урока и выясняет, на сколько обучающиеся были вовлечены в процесс обучения для достижения поставленной цели занятия. Для этого он предлагает ребятам вернуться к иллюстрации (Приложение №1) и озвучить свои варианты ответов на поставленный вопрос (дети высказывают свои варианты ответов с учетом уже полученных знаний).

Критерии оценки эффективности занятия:

на этом этапе обучающиеся узнали:

-виды налогов, уплачиваемых гражданами;

- характерные черты разных налогов.

научились:

-оперировать информацией о разных видах налогов;

-оценивать роль налогов в жизни человека и общества;

-осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения;

-применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей требованиями законодательства в налоговой сфере.

Домашнее задание:

В беседе с родителями узнайте, какие налоги платит Ваша семья, и затем заполните таблицу:

Виды налогов

Название налога

Периодичность

Процентная ставка или стоимость

Прямые налоги




Косвенные налоги





Этапы, методы, типы заданий контрольно-измерительных процедур представлены в таблице 2.

Таблица 2

Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

Организационный момент

словесный

-

Начальная мотивация

проблемный

-

Мини-лекция

Словесно-наглядный

-

Практическая работа в группах

групповой, поисковый, практический

-

Рефлексия

практический

Ситуационные задачи

Подведение итогов

словесный

Вопросы-ответы на предмет достижения целей и задач занятия


Выбранные методы стимулируют следующие виды активности:

  1. Индивидуальная – конспектирование, анализ и обобщение данных.

  2. Социальные - высказывание своего мнения, формирование активной гражданской позиции

  3. Познавательная – поиск ответа на заданный вопрос в процессе рефлексии и выполнения тестовых заданий и ситуационных задач.

5. Групповая активность – работа в интерактивной форме.

6. Поисковый вид активности – при заполнении таблицы домашнего задания.


    1. 1.3. Методическая характеристика занятия

Урочное занятие предусматривает конкретные виды деятельности, соотнесённые с этапами проведения занятия и направленные на достижение поставленной цели.

Этапы, регламент, деятельность преподавателя и обучающихся (участников занятия) прописаны в таблице 3.

Таблица 3

Этапы

Регламент

Деятельность

Организационный момент

2

Активная, коллективная.

Начальная мотивация

5

Активная, коллективная.

Мини-лекция

10

Пассивная.

Практическая работа в группах

15

Интерактивная, групповая.

Рефлексия

10

Активная, индивидуальная

Подведение итогов

3

Активная, коллективная


Функции преподавателя:

Организатор (определяет цели и задачи занятия, контролирует ход занятия, подводит итоги).

Коммуникатор (организует взаимодействие между преподавателем и обучающимися).

Фасилитатор (помогает обучающимся сформулировать свою точку зрения и прийти к правильному выводу).

Психолог (создает благоприятную рабочую атмосферу).


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате занятия обучающиеся смогут закрепить и обобщить свои знания по теме «Прямые и косвенные налоги». Работа обучающихся позволила сделать следующие выводы: каждый гражданин обязан платить налоги, которые являются основой государственного бюджета и направляются на создание общественных благ.

После изучения этой темы, обучающиеся должны:

Знать:

-виды налогов, уплачиваемых гражданами;

- характерные черты разных налогов.

Научиться:

-оперировать информацией о разных видах налогов;

-оценивать роль налогов в жизни человека и общества;

-осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения;

-применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей требованиями законодательства в налоговой сфере.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. 1. Л.Н. Боголюбов Н.И. Городецкая Л.Ф. Иванова «Обществознание» учебник для общеобразовательных учреждений . М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2013
  2. 2. Игорь Липсиц, Ольга Рязанова. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся 8-9 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  3. 3. О.И. Рязанова, И.В. Липсиц, Е.Б. Лавренова. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы обще образоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  4. 4. Е.Б. Лавренова, И.В. Липсиц, О.И. Рязанова. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 классы общеобразоват. орг. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1











Приложение 2



Прямые налоги

Косвенные налоги

понятие





виды





Кто платит?






… взимаются с доходов и имущества конкретного человека, а их размер зависит от размера получаемого дохода и стоимости имущества.


… налоги, которые государство берёт с нас только в том случае, когда мы покупаем товары или потребляем услуги. Эти налоги нам невидимы, так как входят в цену товара.


НДС

таможенные пошлины

акцизы

подоходный налог

налог на транспортное средство

государственные пошлины

налог на имущество

земельный налог












Приложение 3


Прямые налоги

Косвенные налоги

Понятие

взимаются с доходов и имущества конкретного человека, а их размер зависит от размера получаемого дохода и стоимости имущества

налоги, которые государство берёт с нас только в том случае, когда мы покупаем товары или потребляем услуги. Эти налоги нам невидимы, так как входят в цену товара.

Виды

Подоходный налог, земельный налог,

налог на транспортное средство,

налог на имущество

НДС, акцизы, таможенные пошлины, государственные пошлины

Кто платит?

Частный налогоплательщик

Те, кто покупает тот или иной товар





















Приложение 4


  1. Шестнадцатилетний Антон Викторов, учащийся 9 класса, решил подработать во время летних каникул на крупной ферме в соседней деревне. Когда в мае он пришёл всё разузнать, ему сообщили перечень документов, необходимых для заключения трудового договора, среди которых был непонятный документ ИНН. Ему также вручили трудовой договор для ознакомления. Особенно заинтересовал Антона раздел «Оплата труда», где значилась заработная плата 10 тыс. р. в месяц. При обсуждении договора с родителями Антон выяснил, что на руки будет получать не 10 тыс. р., а 8700 р. Антон был очень удивлен, почему со своего заработка он должен платить непонятный налог. Какой налог должен уплатить Антон?



  1. Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продаж в РФ.



  1. Мой брат выиграл в лотерею большую сумму денег. При получении выигрыша он заплатил налог государству. Какой?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!