СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямоугольный треугольник.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прямоугольный треугольник.»

Прямоугольные треугольники

Прямоугольные треугольники

Цели урока: Обучающие —  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «треугольники»; совершенствовать навыки решения задач по данной теме; введение понятий, связанных с прямоугольным треугольником и доказательство основных свойств прямоугольного треугольника. Развивающие —  развивать у учащихся коммуникативные компетенции (умения работать в группах); развивать логическое мышление; устную речь. Воспитательные —  прививать культуру совместного умственного труда, уважительного отношения друг к другу.

Цели урока:

  • Обучающие —  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «треугольники»; совершенствовать навыки решения задач по данной теме; введение понятий, связанных с прямоугольным треугольником и доказательство основных свойств прямоугольного треугольника.
  • Развивающие —  развивать у учащихся коммуникативные компетенции (умения работать в группах); развивать логическое мышление; устную речь.
  • Воспитательные —  прививать культуру совместного умственного труда, уважительного отношения друг к другу.
Тему треугольников в курсе геометрии мы с вами уже затрагивали. Треугольники в зависимости от углов бывают Сегодня нас интересует последняя стрелочка! Остроугольными (когда все углы меньше 90°, то есть острые)  Тупоугольными (когда один из углов больше 90°,то есть тупой)  Прямоугольными (когда один из углов равен 90°, то есть прямой)

Тему треугольников в курсе геометрии мы с вами уже затрагивали.

Треугольники в зависимости от углов бывают

Сегодня нас интересует последняя стрелочка!

Остроугольными

(когда все углы меньше 90°, то есть острые)

Тупоугольными

(когда один из углов больше 90°,то есть тупой)

Прямоугольными

(когда один из углов равен 90°, то есть прямой)

А Стороны образующие прямой угол называются катетами. Здесь АС и ВС – катеты. Сторона лежащая на против прямого угла называется гипотенузой . Здесь это АВ. Гипотенуза самая большая сторона треугольника, так как лежит на против большего угла треугольника. Самый известный прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5 называют египетским. В С В С

А

Стороны образующие прямой угол называются катетами. Здесь АС и ВС – катеты.

Сторона лежащая на против прямого угла называется гипотенузой . Здесь это АВ.

Гипотенуза самая большая сторона треугольника, так как лежит на против большего угла треугольника. Самый известный прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5 называют египетским.

В

С

В

С

Итак, треугольник один из углов которого равен 90° называется прямоугольным. Прямоугольные треугольники в зависимости от сторон бывают Произвольными (все стороны разной длины)  Равнобедренными (есть две стороны одинаковой длины) Равносторонние Таких нет

Итак, треугольник один из углов которого равен 90° называется прямоугольным.

Прямоугольные треугольники в зависимости от сторон бывают

Произвольными

(все стороны разной длины)

Равнобедренными

(есть две стороны одинаковой длины)

Равносторонние

Таких нет

Прямоугольные треугольники, также как и остальные подчиняются большинству теорем, например сумма внутренних углов равна 180°, внешние углы обладают теме же свойствами, также работает и неравенство треугольника и т.п. Давайте вспомним эти свойства на примере нескольких задач.

Прямоугольные треугольники, также как и остальные подчиняются большинству теорем, например сумма внутренних углов равна 180°, внешние углы обладают теме же свойствами, также работает и неравенство треугольника и т.п.

Давайте вспомним эти свойства на примере нескольких задач.

Задача 1. Попробуйте решить сами! Найти:∟В А 34° В С

Задача 1. Попробуйте решить сами!

Найти:∟В

А

34°

В

С

Решение: Дано: АВС ∟ А=34, ∟С=90 А Найти: ∟В решение: 34° По теореме о сумме внутренних углов треугольника: ∟А+ ∟В+ ∟С=180 Подставляем значение углов А и С в это выражение получаем: 34+ ∟В+90=180 ∟ В+(34+90)=180 ∟ В + 124=180 ∟ В= 180-124 ∟ В= 56 Ответ: 56. С В

Решение:

Дано:

АВС

∟ А=34, ∟С=90

А

Найти: ∟В

решение:

34°

  • По теореме о сумме внутренних углов треугольника: ∟А+ ∟В+ ∟С=180

Подставляем значение углов А и С в это выражение получаем:

34+ ∟В+90=180

∟ В+(34+90)=180

∟ В + 124=180

∟ В= 180-124

∟ В= 56

Ответ: 56.

С

В

Задача 2: Попробуйте решить сами! А  Найти: ∟А, ∟В С В В С

Задача 2: Попробуйте решить сами!

А

Найти: ∟А, ∟В

С

В

В

С

Решение: А Дано: АВС АС=ВС, ∟С=90 Найти: ∟А, ∟В решение: Так как треугольник равнобедренный, следовательно в нем два равных угла в данном случае ∟А=∟В=х По теореме о сумме внутренних углов треугольника: ∟А+ ∟В+ ∟С=180 х+ х+90=180 1х+1х+90=180 2х+90=180 2х= 180-90 2х= 90 Х=90:2 Х=45- а это и есть наши искомые углы Ответ: 45. В С В С

Решение:

А

Дано:

АВС

АС=ВС, ∟С=90

Найти: ∟А, ∟В

решение:

  • Так как треугольник равнобедренный, следовательно в нем два равных угла в данном случае ∟А=∟В=х
  • По теореме о сумме внутренних углов треугольника: ∟А+ ∟В+ ∟С=180

х+ х+90=180

1х+1х+90=180

2х+90=180

2х= 180-90

2х= 90

Х=90:2

Х=45- а это и есть наши искомые углы

Ответ: 45.

В

С

В

С

Помимо основных свойств, которыми обладают все треугольники, прямоугольный обладает своими собственными, именно с ними мы сегодня поработаем.

Помимо основных свойств, которыми обладают все треугольники, прямоугольный обладает своими собственными, именно с ними мы сегодня поработаем.

Свойство 1 Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°. А Дано: АВС ∟ С=90 Доказать: ∟А+∟В=90 По теореме о сумме внутренних углов треугольника: ∟А+ ∟В+ ∟С=180 ∟ А+∟В+90=180 ∟ А+∟В= 180-90 ∟ А+∟В=90 С В

Свойство 1

Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.

А

Дано:

АВС

∟ С=90

Доказать: ∟А+∟В=90

По теореме о сумме внутренних углов треугольника: ∟А+ ∟В+ ∟С=180

  • ∟ А+∟В+90=180
  • ∟ А+∟В= 180-90
  • ∟ А+∟В=90

С

В

Свойство 2 Катет прямоугольного треугольника, лежащий напротив угла в 30°, равен половине гипотенузы. А Доказать: ВС= АВ   30° В С 60°

Свойство 2

Катет прямоугольного треугольника, лежащий напротив угла в 30°, равен половине гипотенузы.

А

Доказать: ВС= АВ

 

30°

В

С

60°

А Дополнительное построение: 1.На продолжении стороны ВС от точки С отложим отрезок равный ВС и поставим точку Д. 2. Соединим точку А и точку Д. Получили треугольник равный данному. 3. Так как мы получили равные треугольники, то ∟Д= ∟В, значит треугольник АВД- равнобедренный. Но получается сторона АС в треугольнике АВД является высотой, так как пересекает сторону под прямым углом. А высота опущенная на основание равнобедренного треугольника является биссектрисой и медианой. 30° 60° В С Д

А

Дополнительное построение: 1.На продолжении стороны ВС от точки С отложим отрезок равный ВС и поставим точку Д.

2. Соединим точку А и точку Д. Получили треугольник равный данному.

3. Так как мы получили равные треугольники, то ∟Д= ∟В, значит треугольник АВД- равнобедренный. Но получается сторона АС в треугольнике АВД является высотой, так как пересекает сторону под прямым углом.

А высота опущенная на основание равнобедренного треугольника является биссектрисой и медианой.

30°

60°

В

С

Д

4.Т.к. АС – медиана, значит ВС=СД то есть ВС= ВД.    5. ∟А состоит из двух частей, т.к. АС- биссектриса, значит он состоит из двух одинаковых частей, следовательно ∟А=2·30=60, а это значит что все углы по 60°, значит треугольник АВД- равносторонний, то есть АВ=ВД =ДА, значит ВС= АВ.

4.Т.к. АС – медиана, значит ВС=СД то есть ВС= ВД.

  •  

5. ∟А состоит из двух частей, т.к. АС- биссектриса, значит он состоит из двух одинаковых частей, следовательно ∟А=2·30=60, а это значит что все углы по 60°, значит треугольник АВД- равносторонний, то есть

АВ=ВД =ДА, значит ВС= АВ.

Свойство 3 Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то он лежит напротив угла в 30°. Данное свойство является обратным свойству 2, поэтому доказывать его мы не будем. Данные свойства можно найти в учебнике на стр.75-76.

Свойство 3

Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то он лежит напротив угла в 30°.

Данное свойство является обратным свойству 2, поэтому доказывать его мы не будем.

Данные свойства можно найти в учебнике на стр.75-76.

Итоги: Мы вспомнили что такое прямоугольный треугольник, его разновидности и познакомились с его свойствами. Домашнее задание: стр. 75-76, конспект, свойства выучить, 2 задачи. А А 50° ? ? С В С В 47°

Итоги: Мы вспомнили что такое прямоугольный треугольник, его разновидности и познакомились с его свойствами.

Домашнее задание: стр. 75-76, конспект, свойства выучить, 2 задачи.

А

А

50°

?

?

С

В

С

В

47°


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!