Тема: Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
Цели уроки: познакомить учащихся с понятием ускорения - важнейшей характеристикой равноускоренного движения.
Демонстрации: движение тележки с капельницей по наклонной плоскости.
Ход урока
Повторение. Проверка домашнего задании
Что такое материальная точка?
Что такое механическое движение?
Как найти путь в прямолинейном равномерном движении?
Что такое система отсчета?
При наличии скольких тел можно говорить о механическом движении?
Какое движение называют равномерным?
Что называется скоростью равномерного движения? В каких единицах она выражается?
Как найти координату тела в любой момент времени, если известна начальная координата, проекция скорости и время?
Качественные задачи (относительность движения):
Во время равномерного движения поезда с верхней полки падает мяч. Будет ли он падать вертикально? Одинаково ли ответят на этот вопрос наблюдатели, находящиеся в вагоне и на платформе?
Траектории движения двух материальных точек пересекаются. Означает ли это, что тела сталкиваются? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.
Как должен прыгнуть наездник, скачущий на лошади по прямой с постоянной скоростью, чтобы, проскочив сквозь обруч, снова встать на лошадь? Сопротивлением воздуха можно пренебречь.
План изложения нового материала:
Понятие ускорения.
Вывод формулы для ускорения при равноускоренном движении.
Графическое описание движения.
Новый материал
Прямолинейное равномерное движение, т.е. движение с постоянной (по модулю и направлению) скоростью, не очень часто встречается на практике.
Гораздо чаще приходится иметь дело с таким движением, при котором скорость со временем изменяется. Такое движение называется неравномерным.
Опр. Неравномерное движение - движение с изменяющейся скоростью
Эксперимент 1(движение тележки с капельницей)
На примере опыта с тележкой учитель показывает, как изменяется скорость тела. Во время демонстрации опыта учитель обращает внимание на то, что с увеличением угла наклона доски скорость тележки изменяется по - разному. При большем угле наклона расстояния между каплями на соответствующих отрезках становятся больше.
Для угла наклона = имеем (рис.):
А для угла = получаем:
Эксперимент 2
Р ассмотрим движение шарика по наклонному желобу, а затем по горизонтальному участку.
Координаты шарика через 2 с представлены в таблице:
t, с | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
х, см | 0 | 8 | 32 | 72 | 128 |
Видно, что перемещения шарика за 2 с различны на разных этапах движения. При таком движении скорость тела (мгновенная скорость) непрерывно изменяется от точки к точке.
Для простоты будем считать, что за каждую единицу времени и вообще за любые равные промежутки времени скорость изменяется одинаково.
Опр. Мгновенная скорость - скорость в каждой конкретной точке траектории в соответствующий момент времени.
Опр. Движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, называется равноускоренным движением.
Основной характеристикой такого движения является ускорение.
Пусть скорость тела в начальный момент времени была равна , а через промежуток времени t она оказалась равной . Тогда отношение - быстрота изменения скорости. Ее называют ускорением.
Опр. Ускорение - быстрота изменения скорости =
Опр. Ускорением тела при его равноускоренном движении называется величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое это изменение произошло.
Равноускоренное движение - это движение с постоянным ускорением.
Если тело движется равнозамедленно, и скорость перед началом торможения равна v0, то ускорение можно найти так: =
Единица измерения ускорения в СИ: [а] = м/с2.
При прямолинейном движении векторы и направлены вдоль одной прямой. Удобнее использовать запись: = + t.
В проекциях на ось ОХ это уравнение имеет вид: = + ·t.
Если, скажем, ускорение тела а = 2 м/с2, то это значит, что за 1 секунду скорость тела изменяется на 2 м/с.
Проще говоря, ускорение характеризует быстроту изменения скорости. Диапазон возможных ускорений для различных тел легко проиллюстрировать на примере таблицы № 1
Пригородный электропоезд | 0,6 м/ |
Троллейбус при движении с места | 1,2 м/ |
Пассажирский самолёт при разгоне | 1,7 м/ |
Ракета при запуске спутника | 60 м/ |
Пуля в стволе автомата Калашникова | 600 000 м/ |
Ускорение - векторная величина. Кроме численного значения она имеет направление. При равноускоренном движении ускорение совпадает по направлению со скоростью, а при равнозамедленном - направлена в противоположную скорости тела сторону, т.е.
- тело разгоняется: .
- тело тормозит: .
Г рафическое построение зависимости скорости тела от времени.
Важно понять, что наличие графика скорости дает достаточно полную характеристику движения. Например (см. рис.).
Тело I начинает двигаться равноускорено из состояния покоя с ускорением а = 1 м/ ;
Тело II начинает двигаться равноускорено с начальной скоростью = 2 м/с, а = 4 м/ ;
Тело III, имея = 6 м/с, начинает двигаться равнозамедленно с ускорением по модулю а = 1 м/ ;
Тело IV движется равномерно.
Алгоритм решения простейших задач по кинематике:
Выясните и запишите характер движения.
Выясните и запишите, есть ли начальная скорость.
Запишите краткое условие задачи, выразив все величины в единицах СИ.
Используя основные формулы кинематики, запишите ее в векторной форме, спроецируйте на необходимую ось.
Запишите проекции с учетом знаков (в модулях)
Найдите искомую величину.
Вычислите ее.
Проанализируйте ответ.
Пример 1
Автомобиль, движущийся со скоростью 10 м/с, начал тормозить с ускорением 1 м/с2. Сколько времени пройдет до остановки автомобиля?
Пример 2
Тело движется прямолинейно с уменьшающейся скоростью. Ускорение равно 4 м/с2. В некоторый момент времени модуль скорости тела = 20 м/с. Найдите скорость тела через =4си = 8 с после этого момента. Определите также момент времени, когда тело останавливается.
Решение задач
Задача 1
Троллейбус, трогаясь с места, движется с постоянным ускорением 1,5 м/с2. Через какое время он приобретет скорость 54 км/ч? (Ответ: через 10 с.)
Задача 2
Автомобиль, движущийся со скоростью 36 км/ч, останавливается при торможении в течение 4 с. С каким постоянным ускорением движется автомобиль при торможении? (2,5 м/с2.)
Задача 3
Автомобиль, двигаясь с постоянным ускорением, на некотором участке увеличил свою скорость с 15 м/с до 25 м/с. За какое время произошло это увеличение, если ускорение автомобиля равно 1,6 м/с2?
(Ответ: 6,25 с.)
Задача 4
Какая скорость могла быть достигнута, если бы тело в течение 0,5 ч двигалось с ускорением 10 м/ из состояния покоя? (Ответ: 18 000м/с)
Задача 5
За 3 с скорость шарика возросла с 2 м/с до 5 м/с. Определите ускорение шарика.
Задача 6
При равноускоренном движении скорость тела за 10 с уменьшилась на 4 м/с. Найдите ускорение тела. (Ответ: а = - 0,4 м/ )
Закрепление изученного материала
Поезд начинает тормозить. Как направлено его ускорение? Скорость?
Ускорение тела равно -2 м/с2. Как это понимать?
Домашнее задание: §5; ответить на вопросы в конце параграфа; упр. 5 (стр. 24).