СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качественные задачи (относительность движения):

  • Во время равномерного движения поезда с верхней полки падает мяч. Будет ли он падать вертикально? Одинаково ли ответят на этот вопрос на­блюдатели, находящиеся в вагоне и на платформе?
  • Траектории движения двух материальных точек пересекаются. Означает ли это, что тела сталкиваются? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.
  • Как должен прыгнуть наездник, скачущий на лошади по прямой с по­стоянной скоростью, чтобы, проскочив сквозь обруч, снова встать на ло­шадь? Сопротивлением воздуха можно пренебречь.

Просмотр содержимого документа
«Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.»

Тема: Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.


Цели уроки: познакомить учащихся с понятием ускорения - важнейшей характери­стикой равноускоренного движения.


Демонстрации: движение тележки с капельницей по наклонной плоскости.


Ход урока

Повторение. Проверка домашнего задании

  1. Что такое материальная точка?

  2. Что такое механическое движение?

  3. Как найти путь в прямолинейном равномерном движении?

  4. Что такое система отсчета?

  5. При наличии скольких тел можно говорить о механическом дви­жении?

  6. Какое движение называют равномерным?

  7. Что называется скоростью равномерного движения? В каких единицах она выражается?

  8. Как найти координату тела в любой момент времени, если известна на­чальная координата, проекция скорости и время?


Качественные задачи (относительность движения):

  • Во время равномерного движения поезда с верхней полки падает мяч. Будет ли он падать вертикально? Одинаково ли ответят на этот вопрос на­блюдатели, находящиеся в вагоне и на платформе?

  • Траектории движения двух материальных точек пересекаются. Означает ли это, что тела сталкиваются? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

  • Как должен прыгнуть наездник, скачущий на лошади по прямой с по­стоянной скоростью, чтобы, проскочив сквозь обруч, снова встать на ло­шадь? Сопротивлением воздуха можно пренебречь.


План изложения нового материала:

  • Понятие ускорения.

  • Вывод формулы для ускорения при равноускоренном движении.

  • Графическое описание движения.


Новый материал

Прямолинейное равномерное движение, т.е. движение с постоянной (по модулю и направлению) скоростью, не очень часто встречается на практике.

Гораздо чаще приходится иметь дело с таким движением, при котором скорость со временем изменяется. Такое движение называется неравномер­ным.

Опр. Неравномерное движение - движение с изменяющейся скоростью


Эксперимент 1(движение тележки с капельницей)

На примере опыта с тележкой учитель показывает, как изменяется ско­рость тела. Во время демонстрации опыта учитель обращает внимание на то, что с увеличением угла наклона доски скорость тележки изменяется по - разному. При большем угле наклона расстояния между каплями на соот­ветствующих отрезках становятся больше.


Для угла наклона = имеем (рис.):



А для угла = получаем:





Эксперимент 2

Р ассмотрим движение шарика по наклонно­му желобу, а затем по горизонтальному участку.


Координаты шарика через 2 с представлены в таблице:

t, с

0

2

4

6

8

х, см

0

8

32

72

128


Видно, что перемещения шарика за 2 с различны на разных этапах движе­ния. При таком движении скорость тела (мгновенная скорость) непрерывно изменяется от точки к точке.

Для простоты будем считать, что за каждую единицу времени и вообще за любые равные промежутки времени скорость изменяется одинаково.

Опр. Мгновенная скорость - скорость в каждой конкретной точке траектории в соответствующий момент времени.


Опр. Движение тела, при котором его скорость за любые равные про­межутки времени изменяется одинаково, называется равноуско­ренным движением.

Основной характеристикой такого движения является ускорение.


Пусть скорость тела в начальный момент времени была равна , а через промежуток времени t она оказалась равной . Тогда отношение - быстрота изменения скорости. Ее называют ускорением.

Опр. Ускорение - быстрота изменения скорости =

Опр. Ускорением тела при его равноускоренном движении называется величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое это изменение произошло.

Равноускоренное движение - это движение с постоянным ускорением.


Если тело движется равнозамедленно, и скорость перед началом тор­можения равна v0, то ускорение можно найти так: =

Единица измерения ускорения в СИ: [а] = м/с2.

При прямолинейном движении векторы и направлены вдоль одной прямой. Удобнее использовать запись: = + t.

В проекциях на ось ОХ это уравнение имеет вид: = + ·t.

Если, скажем, ускорение тела а = 2 м/с2, то это значит, что за 1 секунду скорость тела изменяется на 2 м/с.

Проще говоря, ускорение характеризует быстроту изменения скорости. Диапазон возможных ускорений для различных тел легко проиллюстриро­вать на примере таблицы № 1


Пригородный электропоезд

0,6 м/

Троллейбус при движении с места

1,2 м/

Пассажирский самолёт при разгоне

1,7 м/

Ракета при запуске спутника

60 м/

Пуля в стволе автомата Калашникова

600 000 м/

Ускорение - векторная величина. Кроме чис­ленного значения она имеет направление. При равноускоренном движении ускорение совпадает по направлению со скоростью, а при равнозамедлен­ном - направлена в противоположную скорости тела сторону, т.е.

- тело разгоняется: .

- тело тормозит: .





Г рафическое построение за­висимости скорости тела от времени.


Важно понять, что наличие графика скорости дает достаточно полную ха­рактеристику движения. Например (см. рис.).


  1. Тело I начинает двигаться равноускорено из состояния покоя с ускорением а = 1 м/ ;

  2. Тело II начинает двигаться равноускорено с начальной скоростью = 2 м/с, а = 4 м/ ;

  3. Тело III, имея = 6 м/с, начинает двигаться равнозамедленно с ускорением по модулю а = 1 м/ ;

  4. Тело IV движется равномерно.


Алгоритм решения простейших задач по кинематике:

  1. Выясните и запишите характер движения.

  2. Выясните и запишите, есть ли начальная скорость.

  3. Запишите краткое условие задачи, выразив все величины в единицах СИ.

  4. Используя основные формулы кинематики, запишите ее в векторной форме, спроецируйте на необходимую ось.

  5. Запишите проекции с учетом знаков (в модулях)

  6. Найдите искомую величину.

  7. Вычислите ее.

  8. Проанализируйте ответ.


Пример 1

Автомобиль, движущийся со скоростью 10 м/с, начал тормозить с ускоре­нием 1 м/с2. Сколько времени пройдет до остановки автомобиля?









Пример 2

Тело движется прямолинейно с уменьшающейся скоростью. Ускорение равно 4 м/с2. В некоторый момент времени модуль скорости тела = 20 м/с. Найдите скорость тела через =4си = 8 с после этого момента. Определи­те также момент времени, когда тело останавливается.



















Решение задач

Задача 1

Троллейбус, трогаясь с места, движется с постоянным ускорением 1,5 м/с2. Через какое время он приобретет скорость 54 км/ч? (Ответ: через 10 с.)


Задача 2

Автомобиль, движущийся со скоростью 36 км/ч, останавливается при тор­можении в течение 4 с. С каким постоянным ускорением движется автомо­биль при торможении? (2,5 м/с2.)


Задача 3

Автомобиль, двигаясь с постоянным ускорением, на некотором участке увеличил свою скорость с 15 м/с до 25 м/с. За какое время произошло это увеличение, если ускорение автомобиля равно 1,6 м/с2?

(Ответ: 6,25 с.)

Задача 4

Какая скорость могла быть достигнута, если бы тело в течение 0,5 ч двигалось с ускорением 10 м/ из состояния покоя? (Ответ: 18 000м/с)


Задача 5

За 3 с скорость шарика возросла с 2 м/с до 5 м/с. Определите ускорение шарика.


Задача 6

При равноускоренном движении скорость тела за 10 с уменьшилась на 4 м/с. Найдите ускорение тела. (Ответ: а = - 0,4 м/ )


Закрепление изученного материала

  • Поезд начинает тормозить. Как направлено его ускорение? Скорость?

  • Ускорение тела равно -2 м/с2. Как это понимать?


Домашнее задание: §5; ответить на вопросы в конце параграфа; упр. 5 (стр. 24).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!