СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Прямое и переносное значение слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения в 1 классе. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

Просмотр содержимого документа
«"Прямое и переносное значение слова"»

Конспект урока


ФИО учителя: Еселевич Ольга Ильинична

Предмет: чтение

Класс: 1 класс

Тема урока: «Что мы знаем о буквах? Прямое и переносное значение слова».

Цель: познакомиться с понятиями: омонимы, прямое значение слова, переносное значение слова.

Задачи:

  1. Развитие умения отличать прямое значение слова от переносного.

  2. Активизация и систематизация знаний звукового состава слова.

  3. Закрепление знаний о работе слова.

  4. Обогащение словарного запаса учащихся.

Предполагаемые результаты.

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • активное использование речевых средств.

Предметные:

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами;

  • умение использовать их для решения познавательных задач;

  • работа над лексическим значением слова;

  • овладение понятием: однозначные и многозначные слова;

  • знакомство с понятием – омонимы.


Тип урока: изучение нового материала.

Ресурсное обеспечение: раздаточный материал, карточки с заданиями, звуковые модели, мультимедийная презентация.

УМК: Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко «Букварь».

Дополнительная литература: Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка»

План урока (с указанием времени):

  1. Организационный момент (1мин.).

  2. Повторение пройденного (7 мин.).

  3. Усвоение новых знаний (12 мин.).

  4. Закрепление знаний (10 мин.).

  5. Контроль и самопроверка (7 мин.).

  6. Подведение итогов (3 мин.).

Время урока: 40минут.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Целеполагание

Игровая технология.

Приветствие. Определение темы и цели урока.

Игра «Поймай слово»

Кидает звуки.

Выберите какие бывают слова: цветные, разные, «колючие», «холодные» и т.д.




Приветствие.

Дети собирают звуки.

У них получилось

Слово

Предполагают, что слова бывают разные и об этом предстоит узнать на уроке.


2.Фронтальная работа

Цель: обогащение словарного запаса учащихся.

Интерактивная технология.

Догадайтесь, о каком времени года идёт речь.

Используется мультимедийная презентация.


Всё выше взвивались столбы снежной пыли, неслись, шурша, крутясь, перегоняя друг друга. Ревела, обезумев метель. А к ночи небо зазеленело, как лёд. Звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по небесному своду.

(К.Паустовский)

По клику появляется ответ на вопрос.

Зима

Какие слова и выражения помогли вам догадаться?

По клику появляется ответ на вопрос.

Столбы снежной пыли….

Ревела метель…

Небо зазеленело, как лёд…

Звёзды примерзли…

Колючий мороз…

Какие слова автор использовал в переносном значении?

По клику появляется ответ на вопрос.

Ревела, зазеленела,

примерзли, колючий,

прошёл.

С чем автор сравнивает небо?

Зазеленело, как лёд.

Почему?


Слушают отрывок.

Отвечают на вопросы.

Называют слова, которые автор использовал в переносном значении.

Проектировочные (осмысление задачи).

Исследовательские (выдвижение гипотез, поиск вариантов).

3.Работа в парах

Цель: активизация и систематизация звукового состава слова.

Технология сотрудничества.

Технология интерактивного обучения.


























Использование ТРИЗ.




Рефлексия




Физминутка

Перед началом работы вспомним правила работы в паре и в группе.





Прочитать стихотворение, найти «колючее» слово.

Ёлка, помнишь, под травой

Жил в норе приятель твой.

И гулял в иголочках,

Как живая ёлочка.

Такое стихотворение называется акростих.

Запишите звуковую модель слова.

Почему звуков больше, чем букв?

Какие буквы могут обозначать два звука?

Прочитайте другие «колючие» слова.

На доске даны звуковые модели слов (ельник, ёлка, ерш, енот). Нужно прочитать слова и объяснить их лексическое значение.

Ельник – лес, в котором растут только ели.

Ёлка – ель.

Ёрш - колючая рыба.

Енот – млекопитающее.

На доске после каждого ответа появляются фотографии.

Найти лишнее слово.

Енот

Не относится к «колючим» словам.

Оцените свою работу в паре.

Оцените работу партнёра.

Стихотворение «Хомка»

Хомка, Хомка хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять,

Хомка хочет сильным стать.

Называют правила:

- дружно,

- сообща,

- слушать каждого,

- выбирать наиболее полный ответ.

Находят слово.

Ёжик.

Обсуждают в парах,

составляют звуковые модели.

Отвечают на вопросы.

Находят лишнее слово, делают выводы.































Объясняют свой выбор.



Дети показывают жесты-сигналы.

Дети рассказывают стихотворение и показывают движения

Проектировочные (осмысление задачи).

Исследовательские (выдвижение гипотез, поиск вариантов).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других).

Познавательные: выполнение логических операций:

-анализа;

- синтеза;

- обобщения;

- классификации.

4.1Фронтальная работа.

Цель: стимулировать интерес к процессу чтения. Развитие фонематических представлений.



ФИЗМИНУТКА


4.2Работа по картине выполняется в группах.

Цель: развитие коммуникативных навыков. Развитие речи учащихся.

Технология интерактивного обучения.


5.Интерактивная игра.

«Предмет, действие, признак».

Игровая технология.

















ТРИЗ

Какое слово рассыпалось?

Рассыпалось не только слово, но и сам предмет. Работа с анаграммами.

Камыш – мышка,

насос – сосна,

капли – палки,

укор – урок,

числа – силач,

шнурок – коршун.



Музыкальная физминутка.


Рассмотрите картину и придумайте название. Ребята в другом классе тоже выполняли это задание, прочитайте, что у них получилось.


«Зима»

«Зимушка»

«Лес зимой»







У каждого на столе лежит слово, нужно определить его работу.



















А мне досталось слово «мороженое», к какой группе нужно присоединиться?


Отвечают на вопросы.

Собирают слова.














Дети танцуют танец с ускорением.


Рассматривают картину и придумывают ей название.

Проверяют результаты своей деятельности.













Определяют работу слова. Дети объединяются в группы около доски.

Группа «Предметы»: ручка, яблоко, собака, дом, часы, зима, картина, лес.

Группа

«Действия»: читают, поют, рисуют, думают, смеются, скрипят, ловят, режут.

Группа «Признаки»: розовый, красный, смелый, резкий, большой,

шоколадный, злой, крепкий.

Определяют работу слова «мороженое».


Проектировочные (осмысление задачи).

Исследовательские (выдвижение гипотез, поиск вариантов).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других).

Рефлексивные (осуществление самооценки)











6.Работа в группах.

Цель: развитие умения работы с текстом.

Технология сотрудничества.

Найдите название.

Меняется ли настроение в тексте?

Даётся деформированный текст.

Если текст собран правильно, по первым буквам предложений можно собрать слово, которое и будет названием текста.


Дети собирают деформированные предложения, выстраивают их в определённом порядке.

Зима окутала лес одеялом.

Иней лёг на ветки деревьев.

Мороз сковал реки и озёра.

Ушки зайцев сливаются со снегом.

Шубки спасают зверей от холода.

Кажется, всё вокруг спит глубоким сном.

А на снегу видны следы жителей леса.

Находят название.


Проектировочные (осмысление задачи).

Исследовательские (выдвижение гипотез, поиск вариантов).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других).

Рефлексивные (осуществление самооценки)











6.Итог

Рефлексия.

Каких заданий оказалось больше интересных или трудных?

Кому из ребят хотите подарить комплимент за работу?

Чему научите родителей?


Отвечают на вопросы, дарят комплименты.

Рефлексивные (осмысление собственной деятельности, осуществление самооценки)



Приложение к пункту 4.2.


Дети рассматривают картину Ивана Шишкина «Зима».






































Ход урока


  1. Фронтальная работа

Ребята, после выполнения каждого задания на доске будет появляться карточка с буквой. И в конце урока мы прочитаем слово, которое спряталось.

Догадайтесь, о каком времени года идёт речь.

Всё выше взвивались столбы снежной пыли, неслись, шурша, крутясь, перегоняя друг друга. Ревела, обезумев метель. А к ночи небо зазеленело, как лёд. Звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по небесному своду. (К.Г. Паустовский)

Какие слова и выражения помогли вам догадаться?

Какие слова автор использовал в переносном значении?

С чем автор сравнивает небо?


  1. Работа в парах.

Цель: активизация и систематизация знаний звукового состава слова.


Прочитать стихотворение, найти «колючее» слово.

Ёлка, помнишь, под травой

Жил в норе приятель твой.

И гулял в иголочках,

Как живая ёлочка.

Такое стихотворение называется акростих.

Запишите звуковую модель слова.

Почему звуков больше, чем букв?

Какие буквы могут обозначать два звука?

Прочитайте другие «колючие» слова.

На доске даны звуковые модели слов (ельник, ёлка, ерш, енот). Нужно прочитать слова и объяснить их лексическое значение.

Разделите слова на две группы.


4.Фронтальная работа.

Цель: развитие речи учащихся.


Какое слово рассыпалось?

Рассыпалось не только слово, но и сам предмет. Работа с анаграммами.

Камыш – мышка,

насос – сосна,

капли – палки,

укор – урок,

числа – силач,

шнурок – коршун.

5.Рассмотрите картину и придумайте название.

Дети рассматривают картину Ивана Шишкина «Зима».

Ребята в другом классе тоже выполняли это задание, прочитайте, что у них получилось.

На доске звуковая модель слова зима.



6.Интерактивная игра.

«Предмет, действие, признак».

Цель: закрепление знаний о работе слова.


У каждого на столе лежит слово, нужно определить его работу.

(Дети объединяются в группы около доски).

А мне досталось слово «мороженое», к какой группе нужно присоединиться?


7.Работа в группах.

Цель: развитие коммуникативных навыков.


Дети собирают деформированные предложения, выстраивают их в определённом порядке.

Зима окутала лес одеялом.

Иней лёг на ветки деревьев.

Мороз сковал реки и озёра.

Ушки зайцев сливаются со снегом.

Шубки спасают зверей от холода.

Кажется, всё вокруг спит глубоким сном.

А на снегу видны следы жителей леса.

Найдите название.

Меняется ли настроение в тексте?


Итог

На доске появляется слово спасибо, которое отгадывали дети.

Каких заданий оказалось больше интересных или трудных?

Кому из ребят хотите подарить комплимент за работу?

Чему научите родителей?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!