Математический диктант:
Верно ли, что:
1) Отношение двух чисел - это произведение одного из них на другое?
2)Верное равенство двух отношений называют пропорцией?
3)Произведение крайних членов пропорции равно сумме её средних членов?
4)Найти неизвестный член пропорции – это значит решить пропорцию?
Математический диктант:
Верно ли, что:
5)В пропорции m:n=p:q числа m и q называют средними, а числа n и p называют крайними членами пропорции?
6)Является пропорцией данное равенство: 8:10=4:5?
7)Можно составить пропорцию из чисел 4, 9, 12 и 27?
8)Пройденный путь пропорционален времени движения когда скорость постоянна?
9)Рост человека пропорционален его возрасту?
Проверь себя :
1 2 3 4 5 6 7 8 9
- + - + - + + + -
9 правильных ответов – «5»
7 – 8 правильных ответов – «4»
4 – 5 правильных ответов – «3»
Что называется отношением
двух чисел?
Что называется
отношением
Что такое пропорция?
двух величин?
Что показывает отношение двух чисел?
Что значит
решить
пропорцию?
Устно:
Основное свойство пропорции.
1. Если нам известно,
что скорость автомобиля составляет 60 км/ч,
то мы можем рассчитать пройденное
им расстояние за любой отрезок времени:
Время, ч
1
Путь, км
2
60
3
120
4
180
Время, ч
5
240
1
6
300
Путь, км
2
60
360
3
120
180
4
5
240
6
300
Время, ч
1
Путь, км
60
2
3
120
180
4
5
6
Время, ч
1
Путь, км
60
2
3
120
180
4
5
240
6
Время, ч
1
Путь, км
2
3
4
5
6
Время, ч
1
Путь, км
2
60
3
4
5
6
Время, ч
1
Путь, км
2
60
3
120
4
5
6
Какой вывод можно сделать по данным этой таблицы?
Если время увеличить (уменьшить)
в некоторое число раз,
то и расстояние увеличится (уменьшится)
в это же число раз .
2. На 120 р. необходимо купить несколько одинаковых книг. Сколько книг можно купить, если цена каждой 10 р., 20 р., 30 р., 40 р.?
Решение:
С=10 р., к=12 книг;
С=20 р., к=6 книг;
С=30 р., к=4 книги;
С=40 р., к=3 книги.
Какой вывод можно сделать из данного решения?
Если стоимость увеличить (уменьшить)
в некоторое число раз,
то и количество книг уменьшится (увеличится) в это же число раз .
Прямая и обратная
пропорциональность
«Всякая задача кажется очень простой, после того, как вам ее растолкуют» Шерлок Холмс.
Цель урока:
- ввести новые понятия прямой и обратной пропорциональных зависимостей;
- научиться решать задачи, с использованием прямой и обратной пропорциональными зависимостями.
Определение прямой и обратной пропорциональности
Две величины называют прямо пропорциональными , если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз .
Вел. 1 - Вел 2
Вел 1. - Вел 2.
Вел. 1 - Вел 2
Вел 1. - Вел 2.
Определение прямой и обратной пропорциональности
Две величины называют обратно пропорциональными , если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз .
Вел. 1 - Вел 2
Вел 1. - Вел 2.
Алгоритм решения задач:
- Записать краткое условие задачи (одноименные величины ставятся одна под другой);
- Определить к какому виду относится пропорция;
- Составить пропорцию: при прямой пропорциональности величины записываются не меняя порядка, при обратной пропорциональности величины меняют местами (у одной величины);
- Найти неизвестный член пропорции;
- Ответить на вопрос задачи.
Рефлексия
Урок понравился, я работал (ла) активно, отвечал (ла) на все вопросы правильно.
Остались вопросы, я стеснялся (ась) отвечать на уроке, был (а) не уверен (а) в ответе.
Урок не понравился, было много не понятного .