| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - Здравствуйте, ребята. Начать урок я хочу с вопроса. Как вы думаете, какие пути могут привести к новым знаниям? (выслушиваются варианты ответов учеников). - «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». Пусть эти слова английского писателя Бернарда Шоу станут девизом сегодня на уроке (прикрепить на доске цитату). - Запишем в тетради число, заголовок «Классная работа» | Включаются в деловой ритм урока. Предлагают варианты ответов на вопрос. Записывают в тетради число, заголовок «Классная работа» | личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Выявляет уровень знаний. Создает проблемную ситуацию. - Давайте вспомним, что мы уже знаем по теме «Отношения и пропорции». Записи будем вести в тетради. - Ответьте на вопросы математического диктанта: «Да» и «нет» не говорите, А значком изобразите. «Да» значком «+», нет значком «-». Верно ли, что… 1) Отношение двух чисел - это произведение одного из них на другое. 2)Верное равенство двух отношений называют пропорцией. 3)Произведение крайних членов пропорции равно сумме её средних членов. 4)Найти неизвестный член пропорции – это значит решить пропорцию. 5)В пропорции m:n=p:q числа m и q называют крайними, а числа n и p называют средними членами пропорции. 6)Является пропорцией данное равенство: 9:4=4,5:2? 7) Пройденный путь пропорционален времени движения когда скорость постоянна? 8)Рост человека пропорционален его возрасту? - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте выполнение задания (Взаимопроверка диктанта по готовому образцу, представленному на доске) - Заполните оценочный лист, поставьте себе столько баллов, на сколько вопросов вы правильно ответили (без учета 7-8 вопросов). - У кого вызвали затруднения последние два вопроса? | Выполняют задания диктанта в тетради, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Выполняют взаимопроверку: - + - + + + + - Заполняют оценочный лист. Фиксируют затруднения | познавательные: анализ и классификация объектов регулятивные: целеполагание; определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
3 | Целеполагание и мотивация. | Активизирует знания учащихся. - Почему не смогли ответить на последние два вопроса? - Ребята, кто догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать? Какова цель нашего урока - Давайте уточним тему и цель урока: мы не просто будем говорить о пропорциональных величинах, а узнаем, что они бывают разные прямо пропорциональные и обратно пропорциональные. | Формулируют (уточняют) тему урока и учебную задачу. - Не знаем, как определять пропорциональность величин - Формулируют тему урока: «Пропорциональность величин». - Формулируют цели: познакомиться с пропорциональными зависимостями, научиться решать задачи. Уточняют тему: «Прямая и обратная пропорциональные зависимости», и цель: «научиться различать зависимости при решении задач» | регулятивные: целеполагание коммуникативные: постановка вопросов личностные: умение ясно и точно излагать свои мысли познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели |
4 | Введение новых знаний Построение проекта выхода из затруднения. | Организует учащихся на практическую работу по исследованию проблемной ситуации. Учащимся предлагается выполнить задания из раздаточного материала (Приложение 1). Сравнить свои результаты с одноклассниками и оценить работу. - Какая проблема встала перед нами? - Каким образом могла бы быть решена эта проблема? - Попробуйте сформулировать определение зависимостей, характерное свойство. (Если возникли затруднения, обратитесь к учебнику) -Для построения алгоритма для решения задач на пропорциональность нам надо ответить на ключевые вопросы. Поработайте две минуты в парах и предложите, какими могут быть эти вопросы. - Ответив на поставленные вопросы, мы с вами составили алгоритм решения задач на пропорциональность. | Составляют план достижения цели и определяют средства (правило). Выполняют задания, анализируют результаты, афишируют и проводят самооценку, вписывают баллы в оценочный лист. - Научиться различать прямые и обратные зависимости. - Нужно знать определение каждой зависимости, иметь алгоритм решения задачи. Формулируют определения, пытаются представить свойства зависимостей. Работают в парах. Предполагаемые вопросы: Какие величины даны? Как они связаны между собой? Какая зависимость между этими величинами? Какие отношения можно составить, как эти отношения будут записаны в виде пропорции? Записывают алгоритм в тетрадь: определить величины; составить краткую запись; установить связи между величинами (что происходит с одной величиной при изменении другой - ↑↑ или ↑↓); составить пропорцию | познавательные: построение логической цепи рассуждений, алгоритма действия; умение анализировать регулятивные: саморегуляция; контроль, оценка, коррекция коммуникативные: умение работать в парах, умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения |
5 | Организация первичного закрепления. | Организует деятельность по применению новых знаний. | Решают задачи устно, применяя алгоритм. № 661, 662, 664, 666 | личностные: умение ясно и точно излагать свои мысли познавательные: умение анализировать регулятивные: контроль, оценка, коррекция коммуникативные: инициативное сотрудничество |
6 | Организация первичного контроля | Организует деятельность по применению новых знаний. - Перед самостоятельной работой нам нужно немного динамично отдохнуть! Динамическая физкультминутка-тренажер: «Пальчиковая гимнастика для мозга» Сложите пальцы на правой руке в знак «мир», на левой — «ок». Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. Если на правой был «мир», то стал «ок», на левой был «ок», стал «мир». Повторяйте упражнение 10-15 раз. (Польза упражнения: включает одновременное взаимодействие правого и левого полушария, повышает способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также тренирует внимание): Самостоятельная работа с взаимопроверкой в парах. (Приложение 2) - Чья пара выполнила 4-5 задания? 3 задания? А какой паре ещё необходимо почитать учебник, поработать дома? | Физкультминутка Выполняют самостоятельную работу в парах. Осуществляют взаимопроверку, оценивая друг друга. | личностные: умение ясно и точно излагать свои мысли познавательные: умение анализировать регулятивные: контроль, оценка, коррекция коммуникативные: умение работать в парах, умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. |
7 | Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности | Подводит итог с помощью вопросов на понимание. Прочитайте пословицы и поговорки, и определите, какая зависимость описана в каждом случае ( или ¯): | обозначение | Чем выше пень, тем больше тень | | Чем больше народа, тем меньше кислорода. | | Чаще счет, дольше дружба. | | Как аукнется, так и откликнется. | | Чем дальше в лес, тем больше дров. | | Век живи, век учись. | | Тише едешь, дальше будешь | | Организует рефлексию. - Подсчитайте свои баллы, набранные за урок, попробуйте оценить себя по следующим критериям: я выполнил(а) все задания самостоятельно, мне было легко; мне требовалась небольшая помощь; мне было трудно, и я многое не понял(а) и не смог(ла) сделать. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | личностные: критичность мышления, интерес к учебному материалу регулятивные: оценка-осознание качества и уровня усвоения |
8 | Информация о домашнем задании | Комментирует домашнее задание 1.§ 22, изучить теоретический материал 2. № 663, № 667, 3. Придумать по одной прямой, обратной пропорциональной зависимости, и зависимости, не являющейся ни той, ни другой. 4. (дополнительно) Некий господин позвал плотника и велел дом построить. Дал ему 20 работников и спросил, во сколько дней построят они ему двор. Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в пять дней построить, и ради того спросил он плотника: сколько человек тебе надо иметь дабы с ними ты построил двор в пять дней; и плотник, недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: сколько человек надо нанять, чтобы построить двор в пять дней? | Записывают задания в дневник | |
Приложение 1.
Часть 1.
время и расстояние – это_______________________________________________________________
количество книг и цена книги – это ______________________________________________________
Приложение 2.