СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Знаки препинания при приложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Повторение пунктуации.

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

Цель урока:

обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений, приложений;  повторить условия обособления однородных и неоднородных приложений; приложений при союзе как; повторить правописание одиночных приложений через дефис.

Задачи:                                                                                                                       

предметные:

сформировать у учащихся умения видеть условия обособления согласованных и несогласованных приложений; формирование у учащихся умений видеть обособленные приложения в предложении, правильно ставить знаки препинания при них, интонационно правильно произносить их;

метапредметные:

развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

обучать правильной монологической речи учащихся, давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ;

личностные:

создать такую образовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и обеспечит его деятельность в направлении изучения данного образовательного объекта.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Знаки препинания при приложении"»

Семнадцатое ноября  Классная работа

Семнадцатое ноября Классная работа

Игра «Согласны ли вы, что...» 1.  Да 2.  Да 3.  Нет 4.  Да 5.  Да 6.  Да 7.  Нет 8.  Да

Игра «Согласны ли вы, что...»

1. Да

2. Да

3. Нет

4. Да

5. Да

6. Да

7. Нет

8. Да

Определение обычно выражается словами следующих частей речи: прилагательным ( веселый мальчик); причастием ( уснувшее озеро); порядковым числительным ( второй дом); местоимением ( твой рюкзак); инфинитивом (желание отдохнуть ).

Определение обычно выражается словами следующих частей речи:

  • прилагательным ( веселый мальчик);
  • причастием ( уснувшее озеро);
  • порядковым числительным ( второй дом);
  • местоимением ( твой рюкзак);
  • инфинитивом (желание отдохнуть ).
Работа с предложением: Умельцы  бобры  сплавляют  куски  дерева по реке к своим  хаткам .   Бобры (кто такие?) умельцы. Существительное «умельцы» находится в форме мн.ч., что и подлежащее, выраженное существительным «бобры», и поясняет его.  Характеризуя предмет, оно дает предмету новое название: бобры — это умельцы. Это определение, выраженное существительным, является второстепенным членом предложения, которое называется приложением . 

Работа с предложением:

Умельцы бобры сплавляют куски дерева по реке к своим хаткам .

 

  • Бобры (кто такие?) умельцы.
  • Существительное «умельцы» находится в форме мн.ч., что и подлежащее, выраженное существительным «бобры», и поясняет его. 
  • Характеризуя предмет, оно дает предмету новое название: бобры — это умельцы.
  • Это определение, выраженное существительным, является второстепенным членом предложения, которое называется приложением
Повторение пунктуации.  Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений, приложений;  познакомить учащихся с условиями обособления приложений при союзе как , с правописанием одиночных приложений через дефис.

Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

Цели урока:

обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений, приложений;

познакомить учащихся с условиями обособления приложений при союзе как ,

с правописанием одиночных приложений через дефис.

ТЕОРИЯ Приложение — это определение, выраженное именем существительным, согласованном в роде, числе и падеже с определяемым словом.  Приложение дает другое название предмета : река-красавица, радуга-дуга, садовод-любитель. Указывает на профессию, возраст, степень родства, национальность, название, качество предмета (умница-дочка), название газет, журналов, художественных произведений.

ТЕОРИЯ

  • Приложение это определение, выраженное именем существительным, согласованном в роде, числе и падеже с определяемым словом.
  • Приложение дает другое название предмета : река-красавица, радуга-дуга, садовод-любитель.
  • Указывает на профессию, возраст, степень родства, национальность, название, качество предмета (умница-дочка), название газет, журналов, художественных произведений.
ОДНОРОДНЫМИ - называются приложения, стоящие перед определяемым словом и обозначающие близкие признаки предмета, характеризующие его с одной стороны. Пример : доктор педагогических наук, профессор  И. К. Ступин (учёная степень и учёное звание). Качая кувшинки, удирали во все стороны жуки -водомеры . Я родился от честных и благородных родителей в селе  Горюхине ...»

ОДНОРОДНЫМИ

- называются приложения, стоящие перед определяемым словом и обозначающие близкие признаки предмета, характеризующие его с одной стороны.

  • Пример :

доктор педагогических наук, профессор  И. К. Ступин (учёная степень и учёное звание).

Качая кувшинки, удирали во все стороны жуки -водомеры .

Я родился от честных и благородных родителей в селе  Горюхине ...»

НЕОДНОРОДНЫМИ называются приложения, обозначающие разные признаки предмета и характеризующие его с разных сторон. Пример :   командир дивизии генерал-майор И. В. Панфилов.

НЕОДНОРОДНЫМИ

называются приложения, обозначающие разные признаки предмета и характеризующие его с разных сторон.

Пример :  

командир дивизии генерал-майор И. В. Панфилов.

Объясните условия обособления определений и приложений Примеры Дружившие с детства , они никогда не расставались.  Они, агрономы , поехали работать в село. Ягоды, собранные детьми , были вкусны. Дед, участник войны , знал все о том далеком времени. Ветер, теплый и ласковый , разбудил цветы на лугу. Измученные тяжелой дорогой , ребя­та не могли продолжать путеше­ствие. Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик.  

Объясните условия обособления определений и приложений

Примеры

Дружившие с детства , они никогда не расставались. 

Они, агрономы , поехали работать в село.

Ягоды, собранные детьми , были вкусны.

Дед, участник войны , знал все о том далеком времени.

Ветер, теплый и ласковый , разбудил цветы на лугу.

Измученные тяжелой дорогой , ребя­та не могли продолжать путеше­ствие.

Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик.  

Объясните условия обособления определений и приложений

Дружившие с детства , они никогда не расставались. 

Они, агрономы , поехали работать в село.

1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению.

Ягоды, собранные детьми , были вкусны.

Дед, участник войны , знал все о том далеком времени.

2. Согласованные распространенные опреде­ления и приложения, если они стоят после определяемого существительного.

Ветер, теплый и ласковый , разбудил цветы на лугу.

3. Два или несколько однородных согласован­ных нераспространенных определения, стоя­щих после определяемого существительного.

Измученные тяжелой дорогой , ребя­та не могли продолжать путеше­ствие.

4. Согласованные определения и приложения (сто­ящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное зна­чение (причинное, условное, уступительное).

Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик.  

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяе­мого слова — существительного собственного.

Сравните два предложения: Герасиму, как отличному работнику , тут же дали в руку косу.  Герасим был известен как отличный работник .  - Почему приложение во втором предложении не обособляется?

Сравните два предложения:

Герасиму, как отличному работнику , тут же дали в руку косу.

Герасим был известен как отличный работник .

- Почему приложение во втором предложении не обособляется?

Приложения с союзом  как ОБОСОБЛЯЕТСЯ НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ если имеет оттенок  причинности: если союз  как  имеет значение «в качестве» или приложение с союзом  как  характеризует предмет с какой-либо одной стороны: Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению. Все знали Сергея как надежного друга.

Приложения с союзом  как

ОБОСОБЛЯЕТСЯ

НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ

если имеет оттенок

причинности:

если союз  как  имеет значение «в качестве» или приложение с союзом  как  характеризует предмет с какой-либо одной стороны:

Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению.

Все знали Сергея как надежного друга.

6. Приложения с союзом  как , если имеют добавочное обстоятельственное значение причины. Исключения : не выделяются приложения с союзом как , если союз как можно заменить сочетанием  «в качестве»   а) не обособляется также, похожая на приложения именная  часть составного сказуемого; б) вместо запятой часто ставится  тире , если приложение стоит в конце предложения. Вы , как инициатор , должны играть главную роль.   Как учебный предмет русский язык является действенным средством воспитания подрастающего поколения. Николай Иванович работал как рисовальщик и живописец.   Рядом помещалась каморка –хранилище каталогов.

6. Приложения с союзом  как , если имеют добавочное обстоятельственное значение причины.

Исключения : не выделяются приложения с союзом как , если союз как можно заменить сочетанием  «в качестве»

 

а) не обособляется также, похожая на приложения именная  часть составного сказуемого;

б) вместо запятой часто ставится  тире , если приложение стоит в конце предложения.

Вы , как инициатор , должны играть главную роль.

 

Как учебный предмет русский язык является действенным средством воспитания подрастающего поколения.

Николай Иванович работал как рисовальщик и живописец.

 

Рядом помещалась каморка –хранилище каталогов.

Соотнесите первую и вторую часть таблицы 1. Предложение с согласованными определениями, выраженными прилагательными А. Ты, гордый, пел для муз и для души 2. Предложение с неоднородными определениями Б. Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах... 3. Предложение с распространенным определением, выраженным причастным оборотом В. Ветер, холодный северный упорный, кидает снегом в нас. 4. Предложение с нераспространенным определением, выраженным прилагательным Г. Покраснела рябина, посинела вода. 5. Предложение с приложением Месяц, всадник унылый, уронил повода. Д. И вот дорогою прямой пустился, робкий и немой, я …

Соотнесите первую и вторую часть таблицы

1. Предложение с согласованными определениями, выраженными прилагательными

А. Ты, гордый, пел для муз и для души

2. Предложение с неоднородными определениями

Б. Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах...

3. Предложение с распространенным определением, выраженным причастным оборотом

В. Ветер, холодный северный упорный, кидает снегом в нас.

4. Предложение с нераспространенным определением, выраженным прилагательным

Г. Покраснела рябина, посинела вода.

5. Предложение с приложением

Месяц, всадник унылый, уронил повода.

Д. И вот дорогою прямой пустился, робкий и немой, я …

Проверяем!

Проверяем!

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях 1.   Между однородными приложениями, не соединенными союзами, ставится  запятая . Приложения являются однородными, если характеризуют лицо или предмет с одной стороны, указывают близкие признаки:  Обломов,  дворянин родом, коллежский секретарь чином,  безвыездно живёт двенадцатый год в Петербурге  (Гонч.) — приложения, стоящие после определяемого слова, так же как и определения, являются однородными

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

  • 1.   Между однородными приложениями, не соединенными союзами, ставится  запятая .
  • Приложения являются однородными, если характеризуют лицо или предмет с одной стороны, указывают близкие признаки: 
  • Обломов,  дворянин родом, коллежский секретарь чином,  безвыездно живёт двенадцатый год в Петербурге  (Гонч.) — приложения, стоящие после определяемого слова, так же как и определения, являются однородными
2 .  Между неоднородными приложениями запятая не ставится . командир космического корабля «Союз-40» Герой Советского Союза лётчик-космонавт СССР Л. И. Попов.  Примечание.  Неоднородные приложения, стоящие перед определяемым существительным, становятся однородными в положении после определяемого слова; ср.:  новатор производства токарь  Ильин — Ильин,  новатор производства, токарь.
  • 2 .  Между неоднородными приложениями запятая не ставится .
  • командир космического корабля «Союз-40» Герой Советского Союза лётчик-космонавт СССР Л. И. Попов.
  • Примечание.  Неоднородные приложения, стоящие перед определяемым существительным, становятся однородными в положении после определяемого слова; ср.:  новатор производства токарь  Ильин — Ильин,  новатор производства, токарь.
Воинские звания, стоящие непосредственно перед фамилией, не являются однородными по отношению к предшествующим приложениям:   командир соединения капитан 2-го ранга Е. Л. Леонов; профессор, доктор технических наук генерал-майор С. Г. Сорокин; Герой России, лётчик-испытатель 1-го класса, кандидат технических наук полковник Н. Н. Иванов. Но: полковник медицинской службы,  член-корреспондент АМН, профессор И. П. Петров —   распространенное приложение, обозначающее воинское звание, не стоит непосредственно перед фамилией .
  • Воинские звания, стоящие непосредственно перед фамилией, не являются однородными по отношению к предшествующим приложениям:   командир соединения капитан 2-го ранга Е. Л. Леонов; профессор, доктор технических наук генерал-майор С. Г. Сорокин; Герой России, лётчик-испытатель 1-го класса, кандидат технических наук полковник Н. Н. Иванов.
  • Но: полковник медицинской службы,  член-корреспондент АМН, профессор И. П. Петров —   распространенное приложение, обозначающее воинское звание, не стоит непосредственно перед фамилией .
Запишите приложения: Город( )герой, Сапун( )гора красавица( )ольха, река ( )Бельбек, цветок( ) ромашка. - Как правильно записать эти слова: раздельно или через дефис ?

Запишите приложения:

Город( )герой, Сапун( )гора

красавица( )ольха,

река ( )Бельбек,

цветок( ) ромашка.

- Как правильно записать эти слова: раздельно или через дефис ?

Дефис при приложении ставится 1. Оба слова являются именами нарицательными: река-кормилица завод-гигант 2. Нарицательное имя находится после имени собственного: Дон-река Сапун-гора 3. Сочетание существительных является термином: мышь-полевка орел-стервятник 4. Приложение обозначает возраст: художник-старик мальчик-подросток 5. Приложение называет профессию лица или уточняет её: мастер-штукатур девушка-психолог 6. Приложение обозначает национальность: матрос-американец путешественник- англичанин

Дефис при приложении ставится

1. Оба слова являются именами нарицательными:

река-кормилица

завод-гигант

2. Нарицательное имя находится после имени собственного:

Дон-река

Сапун-гора

3. Сочетание существительных является термином:

мышь-полевка

орел-стервятник

4. Приложение обозначает возраст:

художник-старик

мальчик-подросток

5. Приложение называет профессию лица или уточняет её:

мастер-штукатур

девушка-психолог

6. Приложение обозначает национальность:

матрос-американец

путешественник- англичанин

Дефис при приложении не ставится 1. Приложение стоит перед определяемым словом и его можно заменить однокоренным прилагательным : Навстречу матери неуверенно топает малютка сын (малютка = маленький). 2. Имя нарицательное находится перед именем собственным. Поэтесса Ахматова написала свою первую поэму «У самого моря» в далеком 1914 году. 3. Между определяемым словом и приложением существуют отношения «род» — «вид». Гриб лисичка , пожалуй, скоро попадет в Красную книгу. Цветок мальва известен с древних времен. 4. Слова «господин», «товарищ», гражданин», «ваш брат» , «наш сын» не требуют постановки дефиса. На симпозиум прибыл господин посол Бразилии.

Дефис при приложении не ставится

1. Приложение стоит перед определяемым словом и его можно заменить однокоренным прилагательным :

Навстречу матери неуверенно топает малютка сын (малютка = маленький).

2. Имя нарицательное находится перед именем собственным.

Поэтесса Ахматова написала свою первую поэму «У самого моря» в далеком 1914 году.

3. Между определяемым словом и приложением существуют отношения «род» — «вид».

Гриб лисичка , пожалуй, скоро попадет в Красную книгу. Цветок мальва известен с древних времен.

4. Слова «господин», «товарищ», гражданин», «ваш брат» , «наш сын» не требуют постановки дефиса.

На симпозиум прибыл господин посол Бразилии.

Задание:   объясните правописание согласно таблицам

Задание: объясните правописание согласно таблицам

1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении:

Кругом было поле, безжизненное,   унылое.

  • определение стоит после определяемого слова;
  • определение обособляется всегда.

3. Объясните постановку запятой в предложении:

Охваченный охотничьим волнением, я   побежал сквозь густой кустарник .

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

4. Объясните постановку запятой в предложении:

Привлеченные светом, бабочки   прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

5. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

6. Укажите предложение, в котором перед  как  нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.

2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1)  Полный раздумья  шел я однажды по большой дороге.

2)  Звенящие на ветру  стебли высохших трав покрывают дикую степь.

1. 2 2. 1 3. 1  4. 2 5. 1 6. 2   7. 1

1. 2 2. 1 3. 1 4. 2 5. 1 6. 2 7. 1

Сколько в комнате человек? Что нужно сделать, чтобы в комнате сидело 6 человек? За столом сидели хозяйка дома, ее сестра , подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестренка и я .

Сколько в комнате человек?

Что нужно сделать, чтобы в комнате сидело 6 человек?

За столом сидели хозяйка дома, ее сестра , подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестренка и я .

За столом сидели хозяйка дома, её сестра-подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц,  моя сестрёнка и я.

За столом сидели хозяйка дома,

её сестра-подруга моей матери,

двое незнакомых мне лиц,

моя сестрёнка и я.

Рефлексия

Рефлексия

Выписать 5 предложений с приложениями

Выписать 5 предложений с приложениями


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!