«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
Номинация: «Духовные и экологические традиции моей малой родины»
Знакомство с окружающим миром начинается с самого близкого - с нашего дома, с нашей улицы, с нашего села или города, с тех людей, которые живут рядом. Нам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Россошанский район Воронежской области является частичкой огромной и необъятной Российской Федерации, где проживают люди разных национальностей: русские, украинцы, армяне, азербайджанцы, цыгане и др. Украинцы занимают второе место после русских. Массовое переселение украинцев в наш край связано с образованием Острогожского казачьего полка. Из-за этого возникло много украинских поселений в Россоши, Острогожске, Ольховатке, Богучаре.
- В 1672 г. казаки Острогожского Слободского украинского полка получили грамоту от царя Алексея Михайловича на владение землями по реке Черная Калитва, где, по словам летописца, в "то время никаких сел и жилья не было". Заселение территории Россошанского района и распашка целинных земель проходила в первой половине 18 века. При этом основную массу переселенцев составляли запорожские казаки, или, как их тогда называли черкасы.
Я живу в прекрасном самобытном казачьем крае нашей страны – Россошанском крае!
«Казаки – это Русь, что не ведает память,
Слава, Боже тебе, что мы есть казаки».
Одежда казачки, живущей в нашем крае, в н. 18 в. состояла из рубахи, балахона, завески.
В начале XX в. преобладающим стал костюм, состоящий из юбки и кофты- парочка .
Длинные и очень широкие юбки шили летом из холста, а зимой из шерсти . Кофта матене - свободного покроя немного ниже талии, распашная с застежкой спереди, с длинным прямым рукавом и воротником стойкой.
Кофточки с узкими длинными, присборенными у плеча рукавами и с воротничком-стойкой, застегивавшиеся спереди на множество мелких пуговиц назывались - «кираса».
Почти у каждой женщины была коклюшная шаль или косынка , но вязать на коклюшах умели не все.
Во второй половине 19 в. особой популярностью среди казачек стали пользоваться Павлово - посадские платки и шали .
В н.20в. стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами.
В старину в общем употреблении донских казаков были лапти и кожаные поршни;
В К19 в. пришла к казачкам Дона новая мода на обувь. Появились полусапожки с цветными гарусными чулками , башмаки с ушками, чирики (черевики), гусарики.
«Чирики» – праздничные туфли с гладкой кожаной подошвой, вырезом сверху. Надевали их на шерстяной чулок. Чулки носили без подвязок. Назывались чулки карпетками или чулапками .
Любили казачки в праздники надевать и украшения : монисты, ожерелья . Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки.
Носили их женщины по 3-7-12 ниток. Из жемчуга бусы носили только состоятельные казачки.
Кроме того, носили еще базилики – плоские серебряные, золотые, металлические браслеты с орнаментом.