Занимательные задачи по теме: "Теорема Пифагора".
Гипотеза
- Применяли ли древние математики терему Пифагора при решении задач?
- В каких задачах древности используется теорема Пифагора?
Мы провели исследование
- Мы провели исследовательскую работу, привлекая информационные технологии, в поиске исторических задач на тему «Теорему Пифагора».
- Мы заметили, что теорема Пифагора лежит в основе многих общих метрических соотношений на плоскости и в пространстве.
- Мы определили, что исключительная важность теоремы для геометрии и математики в целом состоит в том, что, благодаря тому что теорема Пифагора позволяет находить длину отрезков(гипотенузы), не измеряя ее непосредственно, она как бы открывает путь с прямой на плоскость, с плоскости в трехмерное пространство.
- Мы определили, что теорема Пифагора имела неоценимое значение в древности.
Алгоритм решения задач по теореме Пифагора
- Внимательно прочти задачу, разберись с условием.
- По условию сделай чертеж.
- Выдели на чертеже прямоугольный треугольник.
- Найди катеты и гипотенузу.
- Запиши теорему Пифагора и соотнеси данные в задаче с ней.
- Выполни подстановку данных.
- Соотнеси полученный ответ с вопросом задачи и смыслом условия.
Над озером тихим
С полфута размером
Высился лотоса цвет.
Он рос одиноко,
И ветер порывом
Отнёс его в сторону. Нет
Боле цветка над водой.
Нашёл же рыбак его
Ранней весною
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
“ Как озера вода здесь глубока?”
Какова глубина в современных единицах длины (1 фут приближённо равен 0,3 м) ?
Решение.
Выполним чертёж к задаче и обозначим глубину озера АС =Х, тогда AD = AB = Х + 0,5 .
Из треугольника ACB по теореме Пифагора имеем AB 2 – AC 2 = BC 2 ,
(Х + 0,5) 2 – Х 2 = 2 2 ,
Х 2 + Х + 0,25 – Х 2 = 4,
Х = 3,75.
Таким образом, глубина озера составляет 3,75 фута.
3, 75 • 0,3 = 1,125 (м)
Ответ: 3,75 фута или 1, 125 м.
На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой с теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в том месте река в четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки, осталось три фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как велика высота?
Задача Бхаскары
Решение.
Пусть CD – высота ствола.
BD = АВ
По теореме Пифагора имеем АВ = 5 .
CD = CB + BD,
CD = 3 + 5 =8.
Ответ: 8 футов.
На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной 30 локтей, другой – 20 локтей. Расстояние между их основаниями – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней разом и достигли её одновременно. На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?
Решение
Итак, в треугольнике АDВ: АВ 2 =ВD 2 +АD 2
АВ 2 =30 2 +Х 2
АВ 2 =900+Х 2 ;
в треугольнике АЕС: АС 2 = СЕ 2 +АЕ 2
АС 2 =20 2 +(50 – Х) 2
АС 2 =400+2500 – 100Х+Х 2
АС 2 =2900 – 100Х+Х 2 .
Но АВ=АС, так как обе птицы пролетели эти расстояния за одинаковое время.
Поэтому АВ 2 =АС 2 ,
900+Х 2 =2900 – 100Х+Х 2 ,
100Х=2000,
Х=20,
АD=20.
Значит, рыба была на расстоянии 20 локтей от большой пальмы.
Ответ: 20 локтей.
" Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать ."
" Имеется водоем со стороной в 1 чжан = 10 чи. В центре его растет камыш, который выступает над водой на 1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснётся его.
Спрашивается: какова глубина воды и какова длина камыша? "
Рисунок - опорный сигнал
Отрубил Иван-царевич дракону голову, а у него две новые выросли.
На математическом языке это означает: провели в АВС высоту CD, и образовалось два новых прямоугольных треугольника ADC и BDC .
Буклет обучающихся
Решение старинных задач по геометрии
Алгоритм решения задач по теореме Пифагора
- Внимательно прочти задачу, разберись с условием.
- По условию сделай чертеж.
- Выдели на чертеже прямоугольный треугольник.
- Найди катеты и гипотенузу.
- Запиши теорему Пифагора и соотнеси данные в задаче с ней.
- Выполни подстановку данных.
- Соотнеси полученный ответ с вопросом задачи и смыслом условия.
« В огромном саду
геометрии каждый
найдет букет себе
по вкусу. »
Д. Гильберт.
- Теорема Пифагора – одна из главных теорем геометрии, потому что с её помощью можно решить множество задач.
Пребудет вечной истина, как скоро Поэтому всегда с тех самых пор,
Ее познает слабый человек! Чуть истина рождается на свет,
И ныне теорема Пифагора Быки ревут, ее почуя ,вслед.
Верна, как и в его далекий век. Обильно было жертвопринашенье Они не в силах свету помешать ,
Богам от Пифагора. Сто быков А могут лишь закрыв глаза дрожать
Он отдал на закланье и сожженье От страха, что вселил в них Пифагор.
За света луч, пришедший с облаков.
Ресурсы
- Акимова С. Занимательная математика, серия « Нескучный учебник » . – Санкт-Петербург.: Тригон, 1997.
- Волошников А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. – М.: Просвещение, 1993.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. – М.: Аванта+, 1997.
- Еленьский Ш. По следам Пифагора. - М, 1961.
- Литцман В. Теорема Пифагора. - М.: Просвещение, 1960.
- Скопец З.А. Геометрические миниатюры. - М .: Просвещение, 1990.
- Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П. Савин. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика – Пресс, 1997, с. 271.
- Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1998.
- Электронные источники:
- Рефераты и сочинения в помощь школьнику. Дискавери – 2003.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2004.
- Электронная энциклопедия: Star World.
- Internet.