СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Занимательные задачи. Шифры.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит занимательные задачи по теме "Шифры". Данную презентацию можно использовать на дополнительных уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Занимательные задачи. Шифры.»

   «ТАЙНЫ И ШИФРЫ»   Подготовил Ученик 5 «А» класса МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска КАПЛИН АРТЁМ

«ТАЙНЫ И ШИФРЫ»

Подготовил Ученик 5 «А» класса

МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

КАПЛИН АРТЁМ

 Проблема защиты информации  от прочтения посторонним  лицом волновала  человеческий ум  с давних времен .

Проблема защиты информации

от прочтения посторонним

лицом волновала

человеческий ум

с давних времен .

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ   Цель:  узнать что такое шифр, п ознакомиться с разными  видами шифров. ЗАДАЧИ:  1. Изучить научную, учебную литературу по исследуемому вопросу.  2. Определить зачем мне необходимо изучить  этот вопрос.  3. Изучить зачем шифры нужны человеку.  4. Познакомиться в каких сферах используются  шифры.  5. Расширять общий кругозор, развивать  познавательную активность, познакомившись  с тайными шифрами.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Цель: узнать что такое шифр, п ознакомиться с разными

видами шифров.

ЗАДАЧИ:

1. Изучить научную, учебную литературу по исследуемому вопросу.

2. Определить зачем мне необходимо изучить

этот вопрос.

3. Изучить зачем шифры нужны человеку.

4. Познакомиться в каких сферах используются

шифры.

5. Расширять общий кругозор, развивать

познавательную активность, познакомившись

с тайными шифрами.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Изучить историю развития шифров и криптографии. 2. Собрать научную информацию о разных способах  засекречивания информации. 3. Выявить наиболее загадочные шифры. 4. Самостоятельно осуществить шифровку и дешифровку текста. 5. Сделать выводы.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

  • Изучить историю развития шифров и криптографии.

2. Собрать научную информацию о разных способах

засекречивания информации.

3. Выявить наиболее загадочные шифры.

4. Самостоятельно осуществить шифровку и дешифровку текста.

5. Сделать выводы.

Что такое шифр и криптография?   Шифр - это система условных знаков для секретного письма, читаемого с помощью ключа.  Криптография  — слово греческое, в переводе означает тайное, скрытое (крипто) письмо (графия), или тайнопись .

Что такое шифр и криптография?

  • Шифр - это система условных знаков для секретного письма, читаемого с помощью ключа.
  • Криптография — слово греческое, в

переводе означает тайное, скрытое (крипто)

письмо (графия), или тайнопись .

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШИФРОВ И КРИПТОГРАФИИ Первый  период  (приблизительно с 3-го тысячелетия до н. э.) характеризуется господством  моноалфавитных шифров  (основной принцип — замена алфавита исходного текста другим  алфавитом через замену букв другими буквами или символами).

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШИФРОВ И КРИПТОГРАФИИ

Первый период

(приблизительно с 3-го тысячелетия до н. э.) характеризуется господством

моноалфавитных шифров

(основной принцип — замена

алфавита исходного текста другим

алфавитом через замену букв

другими буквами или символами).

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШИФРОВ И КРИПТОГРАФИИ Второй период   (хронологические рамки — с IX века на Ближнем Востоке и с XV века в Европе— до начала XX века ) характеризуется тем, что на смену  моноалфавитным шифрам пришли  полиалфавитные шифры.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШИФРОВ И КРИПТОГРАФИИ

Второй период 

(хронологические рамки — с IX века на Ближнем Востоке и с XV века в Европе— до начала XX века ) характеризуется тем, что на смену

моноалфавитным шифрам пришли

полиалфавитные шифры.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШИФРОВ И КРИПТОГРАФИИ Третий период  (с начала и до середины XX века) характеризуется внедрением электромеханических устройств в работу шифровальщиков .

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШИФРОВ И КРИПТОГРАФИИ

Третий период

(с начала и до середины XX века) характеризуется внедрением электромеханических устройств в работу шифровальщиков .

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШИФРОВ И КРИПТОГРАФИИ Четвёртый период   С середины до 70-х годов XX века — период перехода к математической криптографии. Однако до 1975 года  криптография оставалась «классической»,  или же, более корректно, криптографией с секретным ключом.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШИФРОВ И КРИПТОГРАФИИ

Четвёртый период 

С середины до 70-х годов XX века — период перехода к математической

криптографии. Однако до 1975 года

криптография оставалась «классической»,

или же, более корректно,

криптографией с секретным ключом.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШИФРОВ И КРИПТОГРАФИИ Пятый период   Современный период развития криптографии (с конца 1970-х годов по настоящее время) отличается зарождением и развитием нового направления — криптография с открытым ключом .

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШИФРОВ И КРИПТОГРАФИИ

Пятый период 

Современный период развития криптографии (с конца 1970-х годов по настоящее время) отличается

зарождением и развитием

нового направления —

криптография с открытым

ключом .

ШИФРЫ ЗАМЕНЫ «ТАРАБАРСКАЯ ГРАМОТА»  XV— XVI в.в (все гласные буквы оставались неизменными, а согласные заменялись друг на друга по следующей схеме: (в первой строке согласные идут в обычном порядке, а во второй строке – в обратном)     Пример: МЕЧ - РЕГ Б Щ В Г Ш Д Ч Ж Ц Х З К Ф Л Т М С Р Н П

ШИФРЫ ЗАМЕНЫ

«ТАРАБАРСКАЯ ГРАМОТА» XV— XVI в.в

(все гласные буквы оставались неизменными, а согласные заменялись друг на друга по следующей схеме: (в первой строке согласные идут в обычном порядке, а во второй строке – в обратном)

Пример: МЕЧ - РЕГ

Б

Щ

В

Г

Ш

Д

Ч

Ж

Ц

Х

З

К

Ф

Л

Т

М

С

Р

Н

П

ШИФРЫ ЗАМЕНЫ «ПЛЯШУЩИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» (буквы заменялись на изображения пляшущих человечков)

ШИФРЫ ЗАМЕНЫ

«ПЛЯШУЩИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

(буквы заменялись на изображения пляшущих человечков)

ШИФРЫ ЗАМЕНЫ ШИФР ЦЕЗАРЯ (буква алфавита заменялась другой с помощью сдвига по алфавиту на одно и то же число позиций)

ШИФРЫ ЗАМЕНЫ

ШИФР ЦЕЗАРЯ

(буква алфавита заменялась другой с помощью сдвига по алфавиту на одно и то же число позиций)

ШИФРЫ ЗАМЕНЫ КВАДРАТ ПОЛИБИЯ 1-ая строка - А Б В Г Д Е Пример: ЯБЛОКО - ВЖСФРФ  2-ая строка - Ё Ж З И Й К («под ней»)  3-яя строка - Л М Н О П Р  4-ая строка – С Т У Ф Х Ц  5-ая строка - Ч Ш Щ Ь Ы Ъ  6-ая строка - Э Ю Я , . ?

ШИФРЫ ЗАМЕНЫ

КВАДРАТ ПОЛИБИЯ

1-ая строка - А Б В Г Д Е Пример: ЯБЛОКО - ВЖСФРФ 2-ая строка - Ё Ж З И Й К («под ней») 3-яя строка - Л М Н О П Р 4-ая строка – С Т У Ф Х Ц 5-ая строка - Ч Ш Щ Ь Ы Ъ 6-ая строка - Э Ю Я , . ?

ШИФРЫ ПЕРЕСТАНОВКИ ШИФР «СЦИТАЛА»

ШИФРЫ ПЕРЕСТАНОВКИ

ШИФР «СЦИТАЛА»

ШИФРЫ ПЕРЕСТАНОВКИ РЕШЕТКА «КАРДАНО» ( Используется трафарет.Трафарет сначала поворачивают вдоль вертикальной оси симметрии на 180°, а затем вдоль горизонтальной оси также на 180°. И вновь повторяют ту же процедуру. Буквы сообщения последовательно вписываются в вырезы трафарета.

ШИФРЫ ПЕРЕСТАНОВКИ

РЕШЕТКА «КАРДАНО»

( Используется трафарет.Трафарет сначала поворачивают вдоль вертикальной оси симметрии на 180°, а затем вдоль горизонтальной оси также на 180°. И вновь повторяют ту же процедуру. Буквы сообщения последовательно вписываются в вырезы трафарета.

ШИФРЫ ПЕРЕСТАНОВКИ ШИФР МАРШРУТНОЙ ПЕРЕСТАНОВКИ (в некоторую фигуру, обычно прямоугольник, исходный текст вписывается по ходу одного «маршрута», а затем по ходу другого вписывается с неё) например, фразу:  ПРИМЕР МАРШРУТНОЙ ПЕРЕСТАНОВКИ Зашифрованная фраз выглядит так: МАСТАЕРРЕШРНОЕРМИУПВКЙТРПНОИ П Н Р И О Т И У М Й Р Е П К Ш В Е Р М О Р Р А Н Е С А Т

ШИФРЫ ПЕРЕСТАНОВКИ

ШИФР МАРШРУТНОЙ ПЕРЕСТАНОВКИ

(в некоторую фигуру, обычно прямоугольник, исходный текст вписывается по ходу одного «маршрута», а затем по ходу другого вписывается с неё)

например, фразу: ПРИМЕР МАРШРУТНОЙ ПЕРЕСТАНОВКИ

Зашифрованная фраз выглядит так: МАСТАЕРРЕШРНОЕРМИУПВКЙТРПНОИ

П

Н

Р

И

О

Т

И

У

М

Й

Р

Е

П

К

Ш

В

Е

Р

М

О

Р

Р

А

Н

Е

С

А

Т

ЗАГАДОЧНЫЕ ШИФРЫ ФЕСТСКИЙ ДИСК  Послание древней культуры  острова Крит. Изделие из глины, найденное  в г. Фест в 1903 году

ЗАГАДОЧНЫЕ ШИФРЫ

ФЕСТСКИЙ ДИСК

Послание древней культуры

острова Крит.

Изделие из глины, найденное

в г. Фест в 1903 году

ЗАГАДОЧНЫЕ ШИФРЫ КРИПТОС Скульптура, которую американский ваятель Джеймс Сэнборн установил в 1990 году в Лэнгли. Зашифрованное  послание, нанесённое на неё, до сих пор не могут разгадать .

ЗАГАДОЧНЫЕ ШИФРЫ

КРИПТОС

Скульптура, которую американский ваятель Джеймс Сэнборн установил в 1990 году в

Лэнгли. Зашифрованное

послание, нанесённое на неё,

до сих пор не могут разгадать .

ЗАГАДОЧНЫЕ ШИФРЫ КРИПТОГРАММА БЕЙЛА  Три защифрованных сообщения, которые, как предполагается, содержат сведения о местонахождении клада, зарытого в 1820-х годах, партией золотоискателей под предводительством Томаса Бейла.

ЗАГАДОЧНЫЕ ШИФРЫ

КРИПТОГРАММА БЕЙЛА

Три защифрованных сообщения, которые, как предполагается, содержат сведения о местонахождении

клада, зарытого в 1820-х годах,

партией золотоискателей под

предводительством Томаса Бейла.

ЗАГАДОЧНЫЕ ШИФРЫ ШИФР ДОРАБЕЛЛА Составлен в 1897 году британским композитором сэром Эдвардом Уильямом Эльгаром. В зашифрованном виде он отправил письмо в город Вульвергемптон своей подруге Доре Пенни. Этот шифр остаётся неразгаданным.

ЗАГАДОЧНЫЕ ШИФРЫ

ШИФР ДОРАБЕЛЛА

Составлен в 1897 году британским композитором

сэром Эдвардом Уильямом Эльгаром. В зашифрованном виде он отправил письмо в город Вульвергемптон своей подруге Доре Пенни. Этот шифр остаётся неразгаданным.

ИТОГИ РАБОТЫ  Определены основные понятия;  Описаны основные периоды  развития шифровального дела; 3. Рассмотрены основные виды шифров; 4. Я научился шифровать и  дешифровать текст при помощи  некоторых видов  шифров. .

ИТОГИ РАБОТЫ

  • Определены основные понятия;
  • Описаны основные периоды

развития шифровального дела;

3. Рассмотрены основные виды

шифров;

4. Я научился шифровать и

дешифровать текст при помощи

некоторых видов

шифров.

.

Главным выводом всей моей  работы стало то, что  с усложнением информационных технологий в человеческом обществе возникают новые задачи по защите информации, что требует развития новых методов  в криптографии

Главным выводом всей моей

работы стало то, что

с усложнением информационных технологий в человеческом обществе возникают новые задачи

по защите информации, что

требует развития новых методов

в криптографии


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!