СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Законы генетики Грегора Менделя"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован при изучении законов Г. Менделя в 9 классе, так и при повторении законов генетики в 10-11 классах. ..

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Законы генетики Грегора Менделя"»

Грегор Мендель (1822 - 1884г.г.)

Грегор Мендель

(1822 - 1884г.г.)

Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения).  при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающимся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов ( F 1) окажется единообразным .

Первый закон Менделя

(закон единообразия гибридов первого поколения).

при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающимся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов ( F 1) окажется единообразным .

Дано: Объект: горох А – желтые семена; а – зеленые семена  Решение: Р.:   g .: F 1.: Ph .: аа АА А а Аа 100% (желтые).

Дано:

Объект: горох

А – желтые семена;

а – зеленые семена

Решение:

Р.: 

g .:

F 1.:

Ph .:

аа

АА

А а

Аа

100% (желтые).

Неполное доминирование. случай, когда потомство имеет отличный от родителей, промежуточный фенотип.

Неполное доминирование.

случай, когда потомство имеет отличный от родителей, промежуточный фенотип.

Дано: Объект: ночная красавица А – красные цветки; а – белые цветки Решение: Р.:   g .: F 1.: Ph .: аа АА А а Аа розовые цветки

Дано:

Объект: ночная красавица

А – красные цветки;

а – белые цветки

Решение:

Р.: 

g .:

F 1.:

Ph .:

аа

АА

А а

Аа

розовые цветки

Второй закон Менделя (закон расщепления). Расщепление - это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомков в определенном соотношении.

Второй закон Менделя

(закон расщепления).

Расщепление - это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомков в определенном соотношении.

Дано: Объект: горох А – желтые семена; а – зеленые семена Решение: F1 .:   g .: F2 .: Ph .: Аа Аа  А  а А а Аа аа АА Аа 1 : 2 : 1 3 : 1

Дано:

Объект: горох

А – желтые семена;

а – зеленые семена

Решение:

F1 .: 

g .:

F2 .:

Ph .:

Аа

Аа

А а А а

Аа

аа

АА

Аа

1 : 2 : 1

3 : 1

II закон Менделя при скрещивании потомков первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление: по генотипу 1:2:1; по фенотипу 3:1.

II закон Менделя

при скрещивании потомков первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление: по генотипу 1:2:1; по фенотипу 3:1.

Закон чистоты гамет. При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары.

Закон чистоты гамет.

При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары.

Третий закон Менделя (закон независимого наследования). Дигибридное скрещивание - скрещивание особей различных по двум изучаемым признакам.

Третий закон Менделя

(закон независимого наследования).

Дигибридное скрещивание - скрещивание особей различных по двум изучаемым признакам.

Дано: Объект: горох А – желтые семена; а – зеленые семена В – гладкие семена b – морщинистые семена  Решение: Р.: ААВВ  аа bb g .: AB ab F 1.: AaBb Ph .: семена желтые гладкие

Дано:

Объект: горох

А – желтые семена;

а – зеленые семена

В – гладкие семена

b – морщинистые семена

Решение:

Р.: ААВВ  аа bb

g .: AB ab

F 1.: AaBb

Ph .: семена желтые гладкие

F 1 .:   АаВ b       АаВ b g.:  АВ ; аВ ; А b; ab АВ ; аВ ; А b; ab F2 AB АВ А b Ab AABB желтый гладкий aB AABb желтый гладкий AABb желтый гладкий aB AaBB желтый гладкий ab AaBB желтый гладкий AAbb желтый морщинистый ab AaBb желтый гладкий AaBb желтый гладкий AaBb желтый гладкий AaBb желтый гладкий Aabb желтый морщинистый aaBB зеленый гладкий Aabb  желтый морщинистый aaBb зеленый гладкий aaBb зеленый гладкий aabb зеленый морщинистый

F 1 .: АаВ b  АаВ b

g.: АВ ; аВ ; А b; ab АВ ; аВ ; А b; ab

F2

AB

АВ

А b

Ab

AABB

желтый гладкий

aB

AABb

желтый гладкий

AABb

желтый гладкий

aB

AaBB

желтый гладкий

ab

AaBB

желтый гладкий

AAbb

желтый морщинистый

ab

AaBb

желтый гладкий

AaBb

желтый гладкий

AaBb

желтый гладкий

AaBb

желтый гладкий

Aabb

желтый морщинистый

aaBB

зеленый гладкий

Aabb

желтый морщинистый

aaBb

зеленый гладкий

aaBb

зеленый гладкий

aabb

зеленый морщинистый

Расщепление по фенотипу: 9 (жг) : 3 (жм) : 3 (зг) : 1 (зм) III закон Менделя  При скрещивании особей, отличающихся друг от друга по двум изучаемым признакам, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга.

Расщепление по фенотипу:

9 (жг) : 3 (жм) : 3 (зг) : 1 (зм)

III закон Менделя

При скрещивании особей, отличающихся друг от друга по двум изучаемым признакам, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга.

Анализирующее скрещивание. - используют для определения генотипа особи с доминантным фенотипом. Р.: АА  аа  g .: А а F 1.: Аа Р.: Аа  аа g .: А, а а F 1.: Аа; аа.

Анализирующее скрещивание.

- используют для определения генотипа особи с доминантным фенотипом.

Р.: АА  аа

g .: А а

F 1.: Аа

Р.: Аа  аа

g .: А, а а

F 1.: Аа; аа.

Задача № 1. Черная окраска шерсти у крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная - рецессивным b . Каким будет F 1 от скрещивания гомозиготного черного быка с красной коровой?

Задача № 1.

Черная окраска шерсти у крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная - рецессивным b . Каким будет F 1 от скрещивания гомозиготного черного быка с красной коровой?

Задача № 2. Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов с растением, имеющим грушевидные плоды?

Задача № 2.

Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов с растением, имеющим грушевидные плоды?

Задача № 3. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Каков генотип черных и коричневых животных? Какое потомство может появиться от скрещивания черных и коричневых собак, двух черных собак? Можно ли ждать рождения черных щенков от скрещивания коричневых собак?

Задача № 3.

У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Каков генотип черных и коричневых животных? Какое потомство может появиться от скрещивания черных и коричневых собак, двух черных собак? Можно ли ждать рождения черных щенков от скрещивания коричневых собак?

Задача № 1. Растение с желтыми цветками и гладкими коробочками скрещено с растением, имеющим желтые цветки и колючие коробочки. В первом поколении было получено соотношение - 3/8 желтых колючих : 3/8 желтых гладких : 1/8 пурпурных колючих : 1/8 пурпурных гладких. Определите генотипы родителей и потомства, зная, что колючие коробочки и желтые цветки - доминантные признаки.

Задача № 1.

Растение с желтыми цветками и гладкими коробочками скрещено с растением, имеющим желтые цветки и колючие коробочки. В первом поколении было получено соотношение - 3/8 желтых колючих : 3/8 желтых гладких : 1/8 пурпурных колючих : 1/8 пурпурных гладких. Определите генотипы родителей и потомства, зная, что колючие коробочки и желтые цветки - доминантные признаки.

Задача № 2. Скрещены мыши, самец и самка имели черную длинную шерсть. В потомстве были коричневые длинношерстные мыши и черные короткошерстные мыши. Определите генотипы родителей.

Задача № 2.

Скрещены мыши, самец и самка имели черную длинную шерсть. В потомстве были коричневые длинношерстные мыши и черные короткошерстные мыши. Определите генотипы родителей.

Задача № 3. Определить генотип черной крольчихи, если известно, что черная окраска доминирует над белой.

Задача № 3.

Определить генотип черной крольчихи, если известно, что черная окраска доминирует над белой.

Задача № 4. Скрещены два растения, которые имели плод желтой окраски и сферической формы. Из полученных семян взошло только два растения: одно из них имело плод желтого цвета и сферической формы, а другое коричневой и удлиненной формы. С какими еще плодами могли появиться растения?

Задача № 4.

Скрещены два растения, которые имели плод желтой окраски и сферической формы. Из полученных семян взошло только два растения: одно из них имело плод желтого цвета и сферической формы, а другое коричневой и удлиненной формы. С какими еще плодами могли появиться растения?

Задача № 5. У человека глухонемота наследуется как рецессивный признак, а подагра - доминантный признак. Определите вероятность рождения глухонемого ребенка с предрасположенностью к подагре, у глухонемой матери, но не страдающей подагрой, и у мужчины с нормальным слухом и речью, болеющего подагрой.

Задача № 5.

У человека глухонемота наследуется как рецессивный признак, а подагра - доминантный признак. Определите вероятность рождения глухонемого ребенка с предрасположенностью к подагре, у глухонемой матери, но не страдающей подагрой, и у мужчины с нормальным слухом и речью, болеющего подагрой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!