Задачи на построение
Урок геометрии в 7 классе
Презентацию подготовила
Рудник Ольга Анатольевна
учитель математики I категории
МОУ «СШ№53 г. Макеевки»
Задача
- Разделить отрезок длиной 5 см на четыре равные части
- Разделить угол 55 º на четыре равные части
- Расположить три точки на одинаковом расстоянии друг
от друга
Тема урока:
Учебная задача урока:
дать представление о задачах на построение, этапах их решения и начать выделять основные задачи на построение .
I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I
В геометрии выделяют задачи на построение, которые можно решить только с помощью двух инструментов: циркуля и линейки без масштабных делений.
Линейка позволяет провести произвольную
прямую, а также построить прямую, проходящую
через две данные точки; с помощью циркуля
можно провести окружность произвольного
радиуса, а также окружность с центром в
данной точке и радиусом, равным данному
отрезку.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Задача1.
На данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному.
Дано: отрезок АВ, луч ОС .
А B
D
O С
О C
Построить :
отрезок OD, OD = АВ D ОС.
Построение :
1 ) окр.( O , r = АВ);
2 ) окр.( O , АВ) Ո OC = D ;
3 ) OD - искомый
Дано: отрезок АВ, луч ОС.
Доказать: А B =О D
3.Доказательство:
OD = АВ как радиусы одной и той же окружности окр.( O , АВ);
А B
О C
Построили:
OD = АВ
4.Исследование:
Задача всегда имеет единственное решение .
O
D
Схема решения задач на построение:
- Анализ (рисунок искомой фигуры, установление связей между заданными и искомыми элементами, план построения). Построение по намеченному плану. Доказательство, что данная фигура удовлетворяет условиям задачи. Исследование (когда и сколько задача имеет решений?).
- Анализ (рисунок искомой фигуры, установление связей между заданными и искомыми элементами, план построения).
- Построение по намеченному плану.
- Доказательство, что данная фигура удовлетворяет условиям задачи.
- Исследование (когда и сколько задача имеет решений?).
Задача 2 .
Построить треугольник, стороны которого равны заданным отрезкам.
Дано:
С
а=3см
b=2 см
с=4см
В
М
А
Построить :
АВ = а, ВС = b, AC = c .
Анализ:
4) окр.2 (А, r= с)
5) окр.3 (В, r=b)
6) окр.2 Ո окр.3=С
7) AC, BC
8 ) Δ АВС – искомый треугольник
А
Построение :
1 ) луч АМ
2)окр.1(А, r = а);
3) окр.1 Ո АМ = В ;
с=4см
а=3см
С
В
b=2 см
Доказательство :
- В Δ АВС АВ=а=3см по построению как радиус окр.(А, r=a) , АС=с=4см по построению как радиус окр.(А, r= с ) , ВС= b= 2см по построению как радиус окр.(В, r=b) . Значит, треугольники равны по трем сторонам.
Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.
Учебник, задача №148 На прямой даны две точки А и В. На продолжении луча ВА отложить отрезок ВС так, чтобы ВС = 2АВ.
Построение :
С
В
А
Запишите самостоятельно ход построения и доказательство
Исследование: Так как от данной точки на данном луче можно отложить отрезок заданной длины и притом только один, то данная задача имеет единственное решение
PQ нет точек ρ (В, а) 2 точки ρ (В, а) = PQ 1 точка III случай I случай II случай P Q P Q P Q Задача не всегда имеет решение а а а В В В " width="640"
Учебник, задача №149 Даны прямая а и точка В , не лежащая на ней, и отрезок PQ . Постройте точку М на прямой а так, чтобы ВМ= PQ . Всегда ли задача имеет решение?
ρ (В, а) PQ нет точек
ρ (В, а)
2 точки
ρ (В, а) = PQ
1 точка
III случай
I случай
II случай
P Q
P Q
P Q
Задача не всегда имеет решение
а
а
а
В
В
В
Задача 3 .
Построить середину отрезка АВ.
Дано:
А В
Построить: точку О,
АО=ОВ
Построение:
1 ) Луч АМ
2) окр.1(А; r=AB) Ո АМ=В
3) окр.1(А; r=AB) Ո
о кр.2(В; r=AB)={ К ,М}
4) Прямая КМ
5) КМ Ո АВ=О
6) О- середина АВ
К
О
М
В
А
М
Доказательство :
Рассмотрим Δ АМК и Δ ВМК.
У них АМ=АК=ВМ=ВК как радиусы одной
окружности,
Значит, Δ АМК = Δ ВМК по трем сторонам,
МК – общая сторона.
тогда соответствующие углы равны
В равнобедренном Δ АКВ (АК=КВ) КО является биссектрисой и медианой.
Значит, О – середина АВ, ч. и т. д.
Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.
Задача 4. Разделить отрезок длиной 5 см на четыре равные части
Дано:
Анализ:
А
В
5 см
А
В
О
Е
Р
Построить:
точки О, Р, Е так, что АР=РО=ОЕ=ЕВ
1) Луч АМ
2) окр.1(А, r= АВ)
Построение:
К
3) окр.1 Ո АМ=В
4) окр.2(В, r= АВ)
5) окр.1 Ո окр.2={К,Н}
6) Прямая КН Ո АВ=О
S
T
7) окр.3(А, r= АО)
8) окр.4(О, r= АО)
9) окр.3 Ո окр.4={ T, L}
P
А
О
E
М
В
10) Прямая TL Ո AO=P
11) окр. 5 ( O , r= АО)
12) окр.6(В, r= АО)
13) окр.5 Ո окр.6={ S,D}
14) Прямая SD Ո BO=E
D
L
15) AP=PO=OE=EB
Н
Доказательство: А Р О Е В
- О – середина АВ по построению, тогда АО=ОВ=0,5 АВ
- Р – середина АО и Е – середина ВО по построению, тогда АР=РО=ОЕ=ЕВ=0,25 АВ
- Значит, отрезок АВ разделили на четыре равные части
Исследование:
Задача всегда имеет единственное решение.
Задача 5.
Отложить от данного луча угол, равный данному
Построение :
- окр.1 (А , r )
- окр.1 ( А , r) Ո
- окр.2 (O, AC)
- окр.2 Ո ОМ = D
- окр.3 (B, BC)
- окр.4 (D, BC)
- окр. 2 Ո окр.4 = E
8) луч ОЕ
9) искомый.
Дано :
С
А
В
О М
Построить:
E
О
D
М
Доказать: А = О
Построили: угол О.
Дано: угол А.
С
E
А
О
В
D
Доказательство: рассмотрим ΔАВС и Δ О DE .
- АС=ОЕ, как радиусы одной окружности.
- АВ=О D , как радиусы одной окружности.
- ВС= DE , как радиусы одной окружности .
АВС= О D Е (3 приз.) А = О
Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.
Задача 6.
Построить треугольник по двум сторонам и углу между ними
Построить:
Дано:
Δ АВС,
АВ=а=3см, АС= b= 4см,
а=3см
Анализ:
b= 4см
В
а=3см
О
С
А
b= 4см
Р
Построение:
1) Луч АМ
2) окр.1 (О, r )
О
3) окр.1 ( О , r) Ո
Е
4) окр.2 (А , r )
5) окр.2 Ո АМ = D
В
6) окр.3 (Е, r= ЕР)
Т
7 ) окр.4 ( D , r= ЕР)
8) окр.4 Ո окр.2=Т
9) луч АТ
10) окр.5 (А, r=b)
11) окр.5 Ո АМ =С
D
М
А
С
12) окр.6 (А, r= а)
13) окр.6 Ո АТ=В
14) ВС
15) Δ АВС – искомый треугольник
Доказательство:
В Δ АВС :
АВ=а=3см как радиусы одной окружности
АС= b =4см как радиусы одной окружности
– по построению
Значит, треугольники равны по первому признаку
Исследование:
Задача всегда имеет единственное решение.
САМОСТОЯТЕЛЬНО
Задача 7:
Построить треугольник по стороне и двум прилежащим углам
Дано:
а=5см
О
Е
Задача 8 .
Построить биссектрису данного угла
Построение :
1 ) окр.1 (A, r);
2 ) окр.1 (A, r) Ո ={C,D}
3 ) окр 2 . (C, r);
4 ) окр 3 . (D, r)
5) окр2.( C , r ) Ո окр3.( D , r ) = B ;
6) луч A B
7) A B – искомая биссектриса .
Дано: угол А
А
Построить: биссектрису АВ
C
B
D
А
Докажем, что луч АВ – биссектриса А
Доказательство:
Дополнительное построение (соединим точку В с точками D и C) .
- Рассмотрим ∆ АСВ и ∆ А DB :
- АС=А D , как радиусы одной окружности.
- СВ= DB , как радиусы одной окружности.
- АВ – общая сторона.
∆ АСВ = ∆ А D В, по III признаку
равенства треугольников
С
В
Луч АВ – биссектриса
А
D
Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.
САМОСТОЯТЕЛЬНО
Задача 9:
Разделить данный угол на 4 равные части
Дано:
О
ПРОВЕРКА
Задача 9:
Разделить данный угол на 4 равные части
Построение:
О
Задача 10.
Построить точку пересечения биссектрис треугольника
Дано:
В 1
Анализ:
А 1
С 1
Построить:
Δ АВС = Δ А 1 В 1 С 1 , О – точка пересечения биссектрис А D , ВЕ и С F .
Построение :
Дано:
В 1
1) Луч АМ
2) окр.1(А, r =А 1 С 1 )
3) окр.1 Ո АМ = С
4) окр.2(А, r =А 1 В 1 )
5) окр.3(С, r =В 1 С 1 )
С 1
6) окр.2 Ո окр.3 =В
А 1
7) АВ, ВС, Δ АВС
8) окр.4(А, r ) Ո АВ=Р
9) окр.4(А, r ) Ո АС=Т
В
10) окр.5(Р, r )
11) окр.6(Т, r )
12) окр.5 Ո окр.6= S
D
Р
13) луч А S Ո BC=D
S
14) AD – биссектриса
М
Т
С
А
Биссектрису CF строим самостоятельно
Задача 11 .
Дана прямая m и точка A , лежащая на ней . Построить прямую перпендиулярную к данной прямой m , проходящую через данную точку A .
Построение:
Дано:
1) окр.1(А, r )
А
m
2) окр.1 Ո m={P,T}
3) окр. 2 (Р, r=PT)
Построить:
4) окр. 3 ( T , r=PT)
5) окр. 2 Ո окр. 3=K
K
6) прямая КА= n – искомая прямая
P
T
А
m
n
Доказательство:
Проведём отрезки РК и КТ
Построили:
Рассмотрим Δ КРА и Δ КТА. У них:
К
КР=КТ =РТ как радиусы равных окружностей
АР = АТ как радиусы одной окружности
А
m
АК – общая сторона
Т
P
Значит, Δ КРА = Δ КТА по трём сторонам
Из равенства треугольников следует равенство соответствующих углов
n
А так как они смежные, то 180 º :2=90 º .
Значит,
Работа в паре
Учебник, задача №153 Даны прямая а и точка М , не лежащая на ней . Постройте прямую, проходящую через точку М и перпендикулярную прямой а .
Задача 1 2 .
Построить прямоугольный треугольник по двум его катетам.
Построение:
Дано:
1) окр.1(А, r )
2) окр.1 Ո m={P,T}
а=5 см
3) окр. 2 (Р, r=PT)
4) окр. 3 ( T , r=PT)
b=3 см
Построить:
5) окр. 2 Ո окр. 3=K
6) AK AT
K
7) окр.4(А, r=a) Ո AT=B
8) окр.5(А, r=b) Ո AK=C
C
9) Δ ABC - искомый
P
А
T
m
B
n
Самостоятельная работа
Первый вариант
Второй вариант
Построить прямоугольный треугольник по катету и гипотенузе
Построить равнобедренный прямоугольный треугольник по катету
Третий вариант
Построить прямоугольный треугольник по катету и острому углу
ТЕСТ
1. Укажите, какое из указанных дальше построений можно выполнить с помощью одного только циркуля:
А) провести произвольную прямую;
Б) построить любой луч, который выходит из данной точки и проходит через другую данную точку;
В) отложить на данной прямой от данной на ней точки отрезок, который равен данному;
Г) каждое из перечисленных построений выполнить невозможно.
ТЕСТ
2. Укажите, какое из приведенных дальше построений можно выполнить с помощью одной только линейки:
А) построить окружность данного радиуса из центром в данной точке;
Б) построить точку, удаленную от двух данных точек на данное расстояние;
В) соединить отрезком две данные точки;
Г) поделить отрезок пополам.
ТЕСТ
3. Треугольник можно построить из трех отрезков, которые имеют длину:
А) 3 см; 1 дм; 6 мм;
Б) 45 см; 46 см; 1 м;
В) 1 м; 1 м; 0,5 см;
Г) ни один из приведенных вариантов .
ТЕСТ
4. Треугольник АВС можно построить, если:
А)
Б) АВ = 5 см, ВС = 3 см, АС = 4 см;
В)
Г) АВ = 6 см, ВС = 4 см.
ТЕСТ
5. Геометрическим местом точек плоскости, равноудаленных от одной точки, является:
А) окружность;
Б) квадрат;
В) круг;
Г) куб .
ТЕСТ
6. Какую фигуру образуют все точки плоскости, которые расположены на расстоянии 6 см от точки М?
А) окружность с центром М и радиусом 3 см;
Б) прямую, которая расположена на расстоянии 6 см от точки М;
В) окружность из центром М и радиусом 6 см;
Г) равносторонний треугольник из сторонами 6 см.
ТЕСТ
7. Геометрическим местом точек угла, равноудаленных от его сторон, является:
А) биссектриса этого угла;
Б) серединный перпендикуляр;
В) медиана;
Г) свой вариант ответа.
ТЕСТ
8. Какое из утверждений неправильное:
А) С помощью линейки можно отложить отрезки.
Б) Геометрическим местом точек называется фигура, которая состоит из всех точек плоскости, которые имеют определенные свойства.
В) С помощью линейки можно провести произвольную прямую; прямую, которая проходит через одну или две данные точки.
Г) Циркулем можно описать окружность данного радиуса из центром в данной точке, а также отложить данный отрезок на данной прямой из данной точки.
ТЕСТ
9. Какую фигуру образуют все точки плоскости, которая расположена на расстоянии 4 м от данной прямой?
А) прямую, которая расположена на расстоянии 4 м от данной прямой;
Б) две прямые параллельные данной, которые расположены на расстоянии 4 м от данной прямой;
В) равносторонний треугольник из стороной 4 м;
Г) окружность радиусом 4 м.
ТЕСТ
10. Какая из задач не является основной задачей на построение?
А) построение биссектрисы угла;
Б) построение середины отрезка;
В) построение угла, равного данному
Г) построение прямоугольного треугольника по двум его катетам;
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
НОМЕР
ТЕСТА
вариант
ответа
1
2
В
3
В
4
В
5
Б
А
6
7
В
8
А
9
А
Б
10
Г
Количество правильных ответов
10
оценка
8-9
«5»
«4»
5-7
1-4
«3»
«2»