СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Воронежская матрёшка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В любом городе России, да и во всём мире, непременно есть совершенно особенные вещицы, впадающие в душу, не дающие пройти мимо не только туристам, но и местным жителям. Сувениры – самобытные, яркие, уникальные. Так и просятся в руки!

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Воронежская матрёшка"»

«Воронежская Матрёшка – душа Черноземья» Выполнила Пекач Л.В. учитель ИЗО  МКОУ Верхнекарачанской СОШ

«Воронежская Матрёшка – душа Черноземья»

Выполнила Пекач Л.В. учитель ИЗО

МКОУ Верхнекарачанской СОШ

О Воронежской матрёшке в стихах!

Я , Матрёшка из Воронежа,

Вот на мне наряд невесты!

И жених стоит при мне.

Словно капелька росы.

Мать с отцом благословляют,

У меня своя изюминка и наряда и красы

Бьём поклон большой семье

Род уходит в глубь истории,

Но ещё я молода.

А родня в нарядах разных

Всем известная Матвеева (Елена)

Прибыла из ближних мест,

Меня на кухне создала.

Расписали их по разному

Ох , кругла, бела я личиком,

На торжественный ли съезд

Словно пышка на меду

Вы по росписи их красочной

Тело статное яичком

Прочитайте до конца:

возраст, кто, чем занимается…

Женщин пышных берегу.

Хоть воды не пить с лица.

Юбочка моя –панёва,

Дом сегодня наш в музее,

Чёрный тон! Есть символ в нём.

Разделённый он на клетки,

А рождение – заказ.

И Воронежской матрёшки не найдёшь

Как крестьянский чернозём.

Ты про запас.

Голова платком барановским

Не игрушка я и многое

Принакрыта, «моды писк»

Я в себе сейчас храню,

Рдеет ярким красным пламенем

Я историю народную

И алеет маков лист.

Приглядись ко мне внимательно,

Края в сердце берегу.

(Горяйнова Л. В.)

Ведь неповторима я

И живёт со мною рядом вся матрёшкина семья.

Версия возникновения русской матрёшки

  • Считается, что русская деревянная расписная кукла появилась в  1890-х годах ,
  • В этот период в России возникло художественное направление, известное как «русский стиль». Его последователи занимались возрождением и развитием традиций народной крестьянской игрушки, 
  • Первые эскизы разработал художник  Сергей Малютин  (1859—1937),
  • Идею создания разъёмной деревянной куклы ему подсказала японская игрушка, привезённая женой мецената  Саввы Мамонтова , — это были вкладывающиеся одна в другую куколки, изображавшие  Семь богов счастья .
  • Русская кукла, изготовленная Малютиным, представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух,
  • Эту куклу назвали матрёшкой: до революции в русской провинции имя  Матрёна было распространённое женское имя, означающее «почтенная дама», «госпожа», «мать семьи», «матушка»,
  • В наши дни, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Василий Звёздочкин (1876-1956 ) - автор русской матрёшки. Василий Петрович Звёздочкин  -русский токарь-умелец. По одной из версий, один из создателей первой в России  матрёшки . Матрёшка, сделанная Звёздочкиным и расписанная Малютиным

Василий Звёздочкин (1876-1956 ) - автор русской матрёшки.

Василий Петрович Звёздочкин  -русский токарь-умелец. По одной из версий, один из создателей первой в России  матрёшки .

Матрёшка, сделанная Звёздочкиным и расписанная Малютиным

Гордость Воронежской области- Воронежская матрёшка . Наша родная! Особая по форме- яйцеобразная, особая и по тому, что одета в народный костюм Воронежский губернии, а голова её покрыта барановским платком.

Гордость Воронежской области- Воронежская матрёшка . Наша родная! Особая по форме- яйцеобразная, особая и по тому, что одета в народный костюм Воронежский губернии, а голова её покрыта барановским платком.

  Создателем Воронежской матрешки является Елена Геннадьевна Матвеева-народный мастер, «мама матрёшки»

  Создателем Воронежской матрешки является Елена Геннадьевна Матвеева-народный мастер, «мама матрёшки»

Она работала на фабрике, куда в середине прошлого столетия токарь принес бракованную деревянную заготовку. Выбрасывать это Матвеевой было жалко. Она то и дело обращала внимание на кусок дерева, а затем взяла кисть и стала расписывать негодную заготовку. Получилась расписная куколка в виде девицы в народном костюме. Даже сучок на деревяшке, по воспоминаниям Матвеевой, сгодился. Из него мастерица сделала подобие пряди волос. С тех пор Елена Геннадиевна вместе с мужем занялась изготовлением матрешек. Мастера стали строго следовать традициям воронежского народного костюма.

Она работала на фабрике, куда в середине прошлого столетия токарь принес бракованную деревянную заготовку. Выбрасывать это Матвеевой было жалко. Она то и дело обращала внимание на кусок дерева, а затем взяла кисть и стала расписывать негодную заготовку. Получилась расписная куколка в виде девицы в народном костюме. Даже сучок на деревяшке, по воспоминаниям Матвеевой, сгодился. Из него мастерица сделала подобие пряди волос.

С тех пор Елена Геннадиевна вместе с мужем занялась изготовлением матрешек. Мастера стали строго следовать традициям воронежского народного костюма.

Воронежский народный костюм В старину, как в костюмах, так и в игрушках, каждая мелочь имела определенное значение. По ним можно было судить о возрасте человека, его социальном статусе, достатке и роде занятий. У женщин костюмы обязательно должны были быть украшены растительными узорами. Черная панёва (юбка), прорисованная красными линиями, образующими клетки, это символизировало плодородие и черноземы, которыми богата Воронежская область. Ромбы, в свою очередь, означали солнце, часто светящее в наших краях. Мужчины носили наряды с узорами, то есть рубаху с вышивкой.

Воронежский народный костюм

В старину, как в костюмах, так и в игрушках, каждая мелочь имела определенное значение. По ним можно было судить о возрасте человека, его социальном статусе, достатке и роде занятий. У женщин костюмы обязательно должны были быть украшены растительными узорами. Черная панёва (юбка), прорисованная красными линиями, образующими клетки, это символизировало плодородие и черноземы, которыми богата Воронежская область. Ромбы, в свою очередь, означали солнце, часто светящее в наших краях. Мужчины носили наряды с узорами, то есть рубаху с вышивкой.

Грибатка -украшение, непременный атрибут, как женского так и мужского наряда Белгородско - Воронежского пограничья. Их надевали по праздникам. На свадьбе это был непременный атрибут.

Грибатка -украшение, непременный атрибут, как женского так и мужского наряда Белгородско - Воронежского пограничья. Их надевали по праздникам. На свадьбе это был непременный атрибут.

Композиция «Свадьба» автор-Матвеева Е. Г.  1996 году на выставке «ООН — моя Россия, мой мир» вошла в ТОП 30 лучших работ страны.

Композиция «Свадьба» автор-Матвеева Е. Г. 1996 году на выставке «ООН — моя Россия, мой мир» вошла в ТОП 30 лучших работ страны.

Первая матрёшка – сваха. Она одета в красную рубаху и понёву – шерстяную юбку с богато украшенным подолом, что символизирует статус замужней. На голове у неё павлово-посадская шаль и традиционный головной убор – сорока. Её крепкую шею украшает бисерное ожерелье.  Следующая матрёшка – жених. Он одет в свадебную рубаху Бутурлиновского района. На шее у него – паломнический кипарисовый крест.  Следующим элементом композиции является невеста в фате-«дымке», кокошнике и понёве Острогожского района. Дальше – отец невесты с иконой. Потом - мать жениха: в руках у неё хлеб и соль на полотенце, где вышиты слова «совет да любовь» и петух. Эта птица считалась символом-пожеланием того, чтобы молодые вставали рано и были трудолюбивыми. Следующей куклой является дружка.  Это весёлый парень с гармошкой и полотенцем через плечо, которое вышила невеста, — современный тамада. Завершает композицию подружка невесты. Она уже замужняя девушка в понёве, со слезами на глазах провожает подругу, которая уходит в другую семью и прощается со свободной жизнью.

Первая матрёшка – сваха. Она одета в красную рубаху и понёву – шерстяную юбку с богато украшенным подолом, что символизирует статус замужней. На голове у неё павлово-посадская шаль и традиционный головной убор – сорока. Её крепкую шею украшает бисерное ожерелье.  Следующая матрёшка – жених. Он одет в свадебную рубаху Бутурлиновского района. На шее у него – паломнический кипарисовый крест.  Следующим элементом композиции является невеста в фате-«дымке», кокошнике и понёве Острогожского района. Дальше – отец невесты с иконой. Потом - мать жениха: в руках у неё хлеб и соль на полотенце, где вышиты слова «совет да любовь» и петух. Эта птица считалась символом-пожеланием того, чтобы молодые вставали рано и были трудолюбивыми. Следующей куклой является дружка.  Это весёлый парень с гармошкой и полотенцем через плечо, которое вышила невеста, — современный тамада. Завершает композицию подружка невесты. Она уже замужняя девушка в понёве, со слезами на глазах провожает подругу, которая уходит в другую семью и прощается со свободной жизнью.

 Деревянная расписная кукла имеет форму яйца, внутри которой находятся такие же игрушки меньших размеров, стала подлинным достоянием региона только в 1969 году. Деревянные заготовки для росписи матрёшки

Деревянная расписная кукла имеет форму яйца, внутри которой находятся такие же игрушки меньших размеров, стала подлинным достоянием региона только в 1969 году.

Деревянные заготовки для росписи матрёшки

Роспись на тему «Светлый праздник Пасха!»  Матрёшка одета в народный костюм Воронежской губернии и держит в руках символ религиозного праздника Пасхи .

Роспись на тему «Светлый праздник Пасха!» Матрёшка одета в народный костюм Воронежской губернии и держит в руках символ религиозного праздника Пасхи .

Народный мастер Воронежской области, Семилукского района Евгения Афанасенко Мастерица Евгения занимается росписью воронежской матрешки. «Наша матрешка отличается от других каплевидной формой, ее роспись – точное воспроизведение деталей костюма Воронежской губернии.  Прежде чем расписывать нашу матрешку, надо сначала изучить воронежский костюм, без этого нельзя. Ты должен знать все детали. Надо знать, как все надевалось, как завязывалось. И только после этого уже все переносить на матрёшку. Конечно, человек должен обладать навыками росписи. Знать, как смешивать краски, владеть кистью».

Народный мастер Воронежской области, Семилукского района Евгения Афанасенко

Мастерица Евгения занимается росписью воронежской матрешки. «Наша матрешка отличается от других каплевидной формой, ее роспись – точное воспроизведение деталей костюма Воронежской губернии. Прежде чем расписывать нашу матрешку, надо сначала изучить воронежский костюм, без этого нельзя. Ты должен знать все детали.

Надо знать, как все надевалось, как завязывалось. И только после этого уже все переносить на матрёшку. Конечно, человек должен обладать навыками росписи. Знать, как смешивать краски, владеть кистью».

 Евгения делает матрешки вместе со своим мужем, он вытачивает деревянные заготовки на токарном станке. Для заготовок годятся только деревья мягкой породы – липа, ольха или береза.

Евгения делает матрешки вместе со своим мужем, он вытачивает деревянные заготовки на токарном станке. Для заготовок годятся только деревья мягкой породы – липа, ольха или береза.

Автор- Екатерина Выставкина Матрёшки-магнитики

Автор- Екатерина Выставкина

Матрёшки-магнитики

Роспись - Бедаревой А.

Роспись - Бедаревой А.

Автор - Елена Батырёва

Автор - Елена Батырёва

Мастер-класс  по росписи Воронежской матрёшки

Мастер-класс по росписи Воронежской матрёшки

Этапы выполнения работы:      2 . Заготовку покрываем клеем ПВА  1. Эскиз матрёшки на бумаге

Этапы выполнения работы:

2 . Заготовку покрываем клеем

ПВА

1. Эскиз матрёшки на бумаге

4. Готовое изделие  3. Наносим рисунок на дерево

4. Готовое изделие

3. Наносим рисунок на дерево

В работе над росписью используем акриловые художественные краски, гуашь, кисти разных размеров

В работе над росписью используем акриловые художественные краски, гуашь, кисти разных размеров

В любом городе России, да и во всём мире, непременно есть совершенно особенные вещицы, впадающие в душу, не дающие пройти мимо не только туристам, но и местным жителям. Сувениры – самобытные, яркие, уникальные. Так и просятся в руки!

В любом городе России, да и во всём мире, непременно есть совершенно особенные вещицы, впадающие в душу, не дающие пройти мимо не только туристам, но и местным жителям. Сувениры – самобытные, яркие, уникальные. Так и просятся в руки!

Интернет –ресурсы: Илья Ершов /  https://bloknot-voronezh.ru/news/ tvorcheskiy - poryv -ma..

Интернет –ресурсы:

  • Илья Ершов /  https://bloknot-voronezh.ru/news/ tvorcheskiy - poryv -ma..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!