19.02.22. Загадка «разумных» пингвинов в рамках подготовки к ОГЭ по обществознанию и международного тестирования Programm for International Student Assessment-2022 (на материалах диагностической работы 11.02.2022 г. )
ЭКСПЕРТ: ПЕТКОВ И.Г., учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 30 г. Тюмени
Критерии оценивания 1 блока: «Фантастический мир» - Задание 3. « Разумные пингвины»* (Креативное мышление)
Условие задания.
Девятиклассник описал идею своего фантастического мира так:
Группа исследователей натыкается на стаю разумных пингвинов.
Задача: разверните идею девятиклассника более подробно.
Алгоритм оценивания по КМ:
1)Приемлемо ли? (удовлетворяет ли ответ формальным признакам?)
2) Оригинально ли?
3) Оригинален ли подход к реализации идеи?
А как это…фантастично?!
… а это точно как-то связано со сдачей ОГЭ?
ТО ЕСТЬ «разумные»?..
Ну что, уважаемые дамы и господа, эксперты? Ваши предположения?
Ууу, загадка…и ли подход?
* Творческое задание среднего уровня сложности, которое требует знаний по обществознанию!!!
А ключевой вопрос вот в чем: ЧТО ОТЛИЧАЕТ ЧЕЛОВЕКА ОТ ДРУГИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ?
Понятийный аппарат:
- Инстинкт (от лат. «побуждение») - врожденная способность живых организмов к совершению бессознательных целесообразных действий в ответ на изменение внутренней или внешней среды.
- Задача инстинкта – гарантировать выполнение определенных действий, обеспечивающих выживание и продолжение рода (то есть удовлетворение биологических потребностей).
- Рефлекс (от лат. «отражение») - стереотипная (стандартная в одинаковых условиях) реакция живого организма на какое-либо воздействие (раздражитель), проходящая с участием рецепторов и под управлением нервной системы.
Сложные социальные инстинкты у косаток (вид Orcinus orca) :
- «Семья – ячейка общества!»: основа социальной структуры косаток – матриархальная семья : мама с детьми разного возраста и взрослыми сыновьями. Несколько таких матриархальных семей составляют стаю. Отношения в семье косаток всегда дружелюбны и неагрессивны.
- «Мама – это святое!»: косатки-юноши больше привязаны к своим мамам, нежели к «спутницам жизни». «Культ матери» и её личный авторитет являются для косатки непререкаемым! Соответственно, на сыновью верность мамы отвечают взаимностью – проявляют крайнюю степень заботы к сыновьям и свирепо их оберегают.
- «Сватовство»: так как каждая семья у косаток основана на кровном родстве, кровосмесительные союзы внутри семьи (и стаи) запрещены и невозможны. Так что размножение косаток происходит в периоды объединения нескольких стай.
- Это сопровождается сложным «социальным ритуалом»: косатки-юноши под чутким руководством мам ищут в соседних стаях достойных «спутниц жизни» и заключают с ними брачный союз.
Чем человек отличается от других живых существ?
Владеет речью
Умеет производить орудия труда
Способен к творчеству
Способен к прямохождению
Имеет хорошо развитый головной мозг
Осознаёт самого себя
Способен к действиям по плану
Обладает фантазией и воображением
Понятийный аппарат:
- Личность – совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе , в деятельности и общении с другими людьми.
- Социализация – процесс становления человека как личности в обществе ; усвоение им опыта, норм и правил человеческого общества и отдельных его структур.
- Индивид – представитель человеческого рода, отдельно взятое человеческое существо.
- Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида; неповторимость, уникальность духовных, физиологических и личностных качеств.
- Сознание – способность человека мыслить , рассуждать и определять свое отношение к окружающей действительности.
Понятийный аппарат:
- Цивилизация - единство исторического процесса и совокупности материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса
- Культура - исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
- Разум - философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения.
Качества личности («суперсилы» Человека):
- Способность к различной осознанной деятельности;
- Способность к обучению и труду ;
- Способность оценивать свою деятельность и её результат, то есть относиться к этому критически !
Знаешь, я, в каком-то смысле, тоже… Пингвин!
*злобный злодейский смех*
Задача 0: давайте повторим то, что вспомнили с помощью тематических типовых заданий ОГЭ:
Критерии оценивания 1 блока: «Фантастический мир» - Задание 3. « Разумные пингвины»* (Креативное мышление)
Условие задания.
Девятиклассник описал идею своего фантастического мира так:
Группа исследователей натыкается на стаю разумных пингвинов.
Задача: разверните идею девятиклассника более подробно.
Алгоритм оценивания по КМ:
1)Приемлемо ли? (удовлетворяет ли ответ формальным признакам?)
2) Оригинально ли?
3) Оригинален ли подход к реализации идеи?
Где же та тонкая грань между тривиальным и оригинальным?..
Уважаемые дамы и господа, эксперты! Ваш ход!
Задача: оценить ответ согласно обозначенным критериям и выставить соответствующие баллы.
Задача: оценить ответ согласно обозначенным критериям и выставить соответствующие баллы.