СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация внеурочного занятия-повторения для 9 класса по обществознанию "Загадка разумных пингвинов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы разрабатывались в рамках подготовки к ОГЭ-2022 по обществознанию и международного тестирования Programm for International Student Assessment-2022 (на материалах диагностической работы по креативному мышлению от 11.02.2022 г.) и включают в себя: 1) разбор одного из заданий, представленных в диагностической работы; 2) повторение элементов блока по обществознанию "Человек в социальном измерении".

Просмотр содержимого документа
«Презентация внеурочного занятия-повторения для 9 класса по обществознанию "Загадка разумных пингвинов"»

19.02.22.  Загадка «разумных» пингвинов   в рамках подготовки к ОГЭ по обществознанию и международного тестирования Programm for International Student Assessment-2022  (на материалах диагностической работы 11.02.2022 г. ) ЭКСПЕРТ: ПЕТКОВ И.Г., учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 30 г. Тюмени

19.02.22. Загадка «разумных» пингвинов в рамках подготовки к ОГЭ по обществознанию и международного тестирования Programm for International Student Assessment-2022 (на материалах диагностической работы 11.02.2022 г. )

ЭКСПЕРТ: ПЕТКОВ И.Г., учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 30 г. Тюмени

Критерии оценивания 1 блока: «Фантастический мир» - Задание 3. « Разумные пингвины»* (Креативное мышление) Условие задания. Девятиклассник описал идею своего фантастического мира так:  Группа исследователей натыкается на стаю разумных пингвинов.  Задача: разверните идею девятиклассника более подробно. Алгоритм оценивания по КМ: 1)Приемлемо ли? (удовлетворяет ли ответ формальным признакам?) 2) Оригинально ли? 3) Оригинален ли подход к реализации идеи?

Критерии оценивания 1 блока: «Фантастический мир» - Задание 3. « Разумные пингвины»* (Креативное мышление)

Условие задания.

Девятиклассник описал идею своего фантастического мира так:

Группа исследователей натыкается на стаю разумных пингвинов.

Задача: разверните идею девятиклассника более подробно.

Алгоритм оценивания по КМ:

1)Приемлемо ли? (удовлетворяет ли ответ формальным признакам?)

2) Оригинально ли?

3) Оригинален ли подход к реализации идеи?

А как это…фантастично?! … а это точно как-то связано со сдачей ОГЭ? ТО ЕСТЬ «разумные»?..

А как это…фантастично?!

а это точно как-то связано со сдачей ОГЭ?

ТО ЕСТЬ «разумные»?..

Ну что, уважаемые дамы и господа, эксперты? Ваши предположения?

Ну что, уважаемые дамы и господа, эксперты? Ваши предположения?

Ууу, загадка…и ли подход? * Творческое задание среднего уровня сложности, которое требует знаний по обществознанию!!! А ключевой вопрос вот в чем: ЧТО ОТЛИЧАЕТ ЧЕЛОВЕКА ОТ ДРУГИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ?

Ууу, загадка…и ли подход?

* Творческое задание среднего уровня сложности, которое требует знаний по обществознанию!!!

А ключевой вопрос вот в чем: ЧТО ОТЛИЧАЕТ ЧЕЛОВЕКА ОТ ДРУГИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ?

Понятийный аппарат: Инстинкт (от лат. «побуждение») - врожденная способность живых организмов к совершению бессознательных целесообразных действий в ответ на изменение внутренней или внешней среды.  Задача инстинкта – гарантировать выполнение определенных действий, обеспечивающих выживание и продолжение рода (то есть удовлетворение биологических потребностей). Рефлекс (от лат. «отражение») - стереотипная (стандартная в одинаковых условиях) реакция живого организма на какое-либо воздействие (раздражитель), проходящая с участием рецепторов и под управлением нервной системы.

Понятийный аппарат:

  • Инстинкт (от лат. «побуждение») - врожденная способность живых организмов к совершению бессознательных целесообразных действий в ответ на изменение внутренней или внешней среды.
  • Задача инстинкта – гарантировать выполнение определенных действий, обеспечивающих выживание и продолжение рода (то есть удовлетворение биологических потребностей).
  • Рефлекс (от лат. «отражение») - стереотипная (стандартная в одинаковых условиях) реакция живого организма на какое-либо воздействие (раздражитель), проходящая с участием рецепторов и под управлением нервной системы.
Сложные социальные инстинкты у косаток (вид Orcinus orca) :  «Семья – ячейка общества!»: основа социальной структуры косаток – матриархальная семья : мама с детьми разного возраста и взрослыми сыновьями. Несколько таких матриархальных семей составляют стаю. Отношения в семье косаток всегда дружелюбны и неагрессивны.  «Мама – это святое!»: косатки-юноши больше привязаны к своим мамам, нежели к «спутницам жизни». «Культ матери» и её личный авторитет являются для косатки непререкаемым! Соответственно, на сыновью верность мамы отвечают взаимностью – проявляют крайнюю степень заботы к сыновьям и свирепо их оберегают.  «Сватовство»: так как каждая семья у косаток основана на кровном родстве, кровосмесительные союзы внутри семьи (и стаи) запрещены и невозможны. Так что размножение косаток происходит в периоды объединения нескольких стай. Это сопровождается сложным «социальным ритуалом»: косатки-юноши под чутким руководством мам ищут в соседних стаях достойных «спутниц жизни» и заключают с ними брачный союз.

Сложные социальные инстинкты у косаток (вид Orcinus orca) :

  • «Семья – ячейка общества!»: основа социальной структуры косаток матриархальная семья : мама с детьми разного возраста и взрослыми сыновьями. Несколько таких матриархальных семей составляют стаю. Отношения в семье косаток всегда дружелюбны и неагрессивны.
  • «Мама – это святое!»: косатки-юноши больше привязаны к своим мамам, нежели к «спутницам жизни». «Культ матери» и её личный авторитет являются для косатки непререкаемым! Соответственно, на сыновью верность мамы отвечают взаимностью – проявляют крайнюю степень заботы к сыновьям и свирепо их оберегают.
  • «Сватовство»: так как каждая семья у косаток основана на кровном родстве, кровосмесительные союзы внутри семьи (и стаи) запрещены и невозможны. Так что размножение косаток происходит в периоды объединения нескольких стай.
  • Это сопровождается сложным «социальным ритуалом»: косатки-юноши под чутким руководством мам ищут в соседних стаях достойных «спутниц жизни» и заключают с ними брачный союз.

Чем человек отличается от других живых существ? Владеет речью Умеет производить орудия труда Способен к творчеству Способен к прямохождению Имеет хорошо развитый головной мозг Осознаёт самого себя Способен к действиям по плану Обладает фантазией и воображением

Чем человек отличается от других живых существ?

Владеет речью

Умеет производить орудия труда

Способен к творчеству

Способен к прямохождению

Имеет хорошо развитый головной мозг

Осознаёт самого себя

Способен к действиям по плану

Обладает фантазией и воображением

Понятийный аппарат: Личность – совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе , в деятельности и общении с другими людьми.  Социализация – процесс становления человека как личности в обществе ; усвоение им опыта, норм и правил человеческого общества и отдельных его структур. Индивид – представитель человеческого рода, отдельно взятое человеческое существо. Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида; неповторимость, уникальность духовных, физиологических и личностных качеств. Сознание – способность человека мыслить , рассуждать и определять свое отношение к окружающей действительности.

Понятийный аппарат:

  • Личность – совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе , в деятельности и общении с другими людьми.
  • Социализация – процесс становления человека как личности в обществе ; усвоение им опыта, норм и правил человеческого общества и отдельных его структур.
  • Индивид – представитель человеческого рода, отдельно взятое человеческое существо.
  • Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида; неповторимость, уникальность духовных, физиологических и личностных качеств.
  • Сознание – способность человека мыслить , рассуждать и определять свое отношение к окружающей действительности.
Понятийный аппарат: Цивилизация - единство исторического процесса и совокупности материально-технических и духовных достижений  человечества  в ходе этого процесса Культура - исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.   Разум  - философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения.

Понятийный аппарат:

  • Цивилизация - единство исторического процесса и совокупности материально-технических и духовных достижений  человечества  в ходе этого процесса
  • Культура - исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
  •   Разум - философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения.
Качества личности («суперсилы» Человека): Способность к различной осознанной деятельности; Способность к обучению и труду ; Способность оценивать свою деятельность и её результат, то есть относиться к этому критически ! Знаешь, я, в каком-то смысле, тоже… Пингвин! *злобный злодейский смех*

Качества личности («суперсилы» Человека):

  • Способность к различной осознанной деятельности;
  • Способность к обучению и труду ;
  • Способность оценивать свою деятельность и её результат, то есть относиться к этому критически !

Знаешь, я, в каком-то смысле, тоже… Пингвин!

*злобный злодейский смех*

Задача 0: давайте повторим то, что вспомнили с помощью тематических типовых заданий ОГЭ:

Задача 0: давайте повторим то, что вспомнили с помощью тематических типовых заданий ОГЭ:

Критерии оценивания 1 блока: «Фантастический мир» - Задание 3. « Разумные пингвины»* (Креативное мышление) Условие задания. Девятиклассник описал идею своего фантастического мира так:  Группа исследователей натыкается на стаю разумных пингвинов.  Задача: разверните идею девятиклассника более подробно. Алгоритм оценивания по КМ: 1)Приемлемо ли? (удовлетворяет ли ответ формальным признакам?) 2) Оригинально ли? 3) Оригинален ли подход к реализации идеи?

Критерии оценивания 1 блока: «Фантастический мир» - Задание 3. « Разумные пингвины»* (Креативное мышление)

Условие задания.

Девятиклассник описал идею своего фантастического мира так:

Группа исследователей натыкается на стаю разумных пингвинов.

Задача: разверните идею девятиклассника более подробно.

Алгоритм оценивания по КМ:

1)Приемлемо ли? (удовлетворяет ли ответ формальным признакам?)

2) Оригинально ли?

3) Оригинален ли подход к реализации идеи?

Где же та тонкая грань между тривиальным и оригинальным?..

Где же та тонкая грань между тривиальным и оригинальным?..

Уважаемые дамы и господа, эксперты! Ваш ход! Задача: оценить ответ согласно обозначенным критериям и выставить соответствующие баллы.

Уважаемые дамы и господа, эксперты! Ваш ход!

Задача: оценить ответ согласно обозначенным критериям и выставить соответствующие баллы.

Задача: оценить ответ согласно обозначенным критериям и выставить соответствующие баллы.

Задача: оценить ответ согласно обозначенным критериям и выставить соответствующие баллы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!